Боевые автобусы. Предложив миру первый бронетранспортер, разработанный в конце Первой мировой войны на базе танка Mark V, британские конструкторы, объединив усилия с канадцами, попытались повторить свой трюк на новом технологическом уровне уже в годы Второй мировой войны. В 1944 году союзники представили целую плеяду тяжелых гусеничных бронетранспортеров, переоборудованных из самоходных артиллерийских установок M7 Priest, а затем и танков Ram, Sherman и даже Churchill.
Все эти разработки объединяло общее название моделей: Kangaroo. Позднее идея создания подобных бронетранспортеров найдет наибольший отклик в Израиле, где на базе танков было создано несколько удачных хорошо защищенных гусеничных бронетранспортеров: Ахзарит (база Т-54/55), Пума (база Centurion) и Намер (база Меркава).
В армиях союзников вполне себе мирное слово «Кенгуру» стало общим для обозначения тяжелых гусеничных бронетранспортеров периода Второй мировой войны, объединенных другим словом – импровизация. К идее создания подобной бронетехники канадцы, а затем и британцы обратились не от хорошей жизни. Аналогичной специализированной техники под рукой было немного. Первые попытки создания импровизированных БТР были предприняты еще в 1942-1943 годах в Северной Африке путем переделки легких американских танков M3 и M5 Stuart, с которых демонтировались башни. Данные боевые машины использовались в качестве артиллерийских тягачей. В то же время попытки использовать первые «Кенгуру» в качестве бронетранспортеров посчитали неудачными по причине слабого бронирования исходных танков. Но скорее всего, дело было в неправильном применении подобной техники, учитывая, что у таких импровизированных БТР были ощутимые преимущества в меньших размерах и заметности на поле боя, высокой маневренности и подвижности. Так или иначе, именно в качестве бронетранспортеров переделки из танков M3 и M5 Stuart практически не использовались.
В следующий раз к идее создания бронетранспортера на шасси танка обратились уже летом 1944 года. Канадцы обеспокоенные большим количеством потерь среди пехоты в своих мотострелковых подразделениях приняли решение в сжатые сроки создать тяжелый гусеничный бронетранспортер, который мог бы не только следовать за танковым кулаком, но и надежно защищать пехотинцев. Одновременно с этим британцы и государства Содружества испытывали нехватку американских полугусеничных бронетранспортеров M3, которые необходимы были США для формирования собственных частей. А построенные в огромных количествах универсальные транспортеры Universal Carrier обладали условной боевой ценностью и ограниченной вместимостью, не говоря уже о защищенности десанта.
Так как времени на то, чтобы создавать с нуля новую бронетехнику, просто не было, канадцы обратились к отработанной ранее импровизации с переделкой уже имеющихся на вооружении боевых машин. Под руку сразу же попали 72 самоходных артиллерийских установки M7 Priest. Это был идеальный вариант, требовалось лишь демонтировать артиллерийское вооружение и слегка модернизировать просторную боевую рубку. Немаловажным было и то, что такой вариант переделки не исключал возможности обратной трансформации боевых машин в САУ. Такие импровизированные бронетранспортеры приняли участие в боях уже в августе 1944 года в рамках операции Totalize, британско-канадского наступления с целью прорыва с плацдармов в Нормандии южнее Кана к высотам в районе города Фалез. Начальный этап операции сопровождался массированной ночной бомбардировкой передовых немецких позиций, а также использованием тяжелых бронетранспортеров «Кенгуру», которые вместе с танками следовали за огневым валом. Бомбардировка и последующая атака канадских частей начались в 23 часа 7 августа 1944 года.
Первый опыт использования импровизированных бронетранспортеров был оценен очень высоко. Машины, которые обладали проходимостью танков, отличались хорошим бронированием и надежно защищали десант от пуль, осколков снарядов и мин, а также от снарядов малокалиберной артиллерии. Потери канадских частей снизились, поэтому генералы с энтузиазмом принялись переделывать в бронетранспортеры дополнительные САУ Priest. Но самоходных артиллерийских установок на всех не напасешься, поэтому достаточно быстро фокус переместился на канадский танк Ram (с англ. баран), который не принимал участие в боевых действиях на фронтах Второй мировой войны.
В Канаде успели собрать почти 1900 танков «Рэм», которые обладали условной боевой ценностью и в 1944 году не могли противостоять немецким боевым машинам. Однако такие танки широко использовались в учебных частях для подготовки танкистов, в Великобритании находилось достаточно таких боевых машин. Британцы, которые по достоинству оценили канадский опыт, также принялись переделывать танки Ram в импровизированные бронетранспортеры Ram Kangaroo. При этом переделывались и серийные танки «Шерман». Главным образом, использовались поврежденные ранее в боях машины, с которых, как и с танков Ram, демонтировали башню. До наших дней даже дошла фотография с переделкой в импровизированный БТР «Кенгуру» танка «Черчилль», принимала ли данная машина участие в боях неизвестно. В общей сложности в тяжелые гусеничные бронетранспортеры было переделано несколько сотен САУ и танков.
Все бронетранспортеры «Кенгуру» были импровизацией. Отличительной чертой подобной бронетехники была простота переделки, на первом этапе даже не предпринималось никаких действий, чтобы облегчить процесс посадки и высадки десанта. Машины были простыми и надежными, так как все базировались на шасси средних танков. Проблем с обслуживанием и эксплуатацией такой техники в войсках не было, каких-то специальных запасных частей для них не требовалось. При этом простота работ позволяла переделывать боевые машины прямо в полевых мастерских на фронте, что для эрзац-бронетранспортеров было существенным плюсом.
Первоначальный вариант с переделкой в бронетранспортеры САУ M7 Priest был идеальным и самым простым, но свободных САУ было немного. Проблемой было и то, что в бронетранспортеры переделывались исправные установки, которые нужны были на фронте. Именно поэтому со временем канадцы и англичане перешли на переделку неиспользуемых в боях танков «Рэм» и поврежденных в бою «Шерманов». При этом САУ для этих целей были предпочтительнее, так как изначально обладали большой открытой рубкой.
При переделке в тяжелые гусеничные бронетранспортеры с самоходок M7 Priest демонтировалась 105-мм гаубица и все сопутствующее оборудование, в том числе укладка под выстрелы. Наличие просторной бронированной рубки с открытым верхом позволяло разместить внутри до 15 бойцов с вооружением. При этом теоретически внутри могло перевозиться еще больше солдат, как часто и бывало, но уже с меньшим комфортом. Десантники покидали машину с кормы, через крышу моторно-трансмиссионного отделения. Это было удобно еще и потому, что с фронта бойцы оказывались надежно прикрыты от огня противника броней. Бронетранспортеры «Кенгуру» обладали не типичной для подобной техники защитой, их бронирование достигало 38-50 мм. Еще одним преимуществом САУ M7 Priest было наличие в правом углу корпуса цилиндрического спонсона для размещения кольцевой пулеметной турели. Обычно здесь устанавливался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Браунинг M2. Таким образом, бронетранспортер автоматически получал мощное стрелковое вооружение.
Но использование хоть и удобных для переделки в бронетранспортеры, но таких нужных в бою артиллерийских систем, было не совсем целесообразным, поэтому достаточно быстро было принято решение «пустить под нож» канадские танки Ram. Не добравшиеся до полей сражений «Бараны» отличались еще большим бронированием, бронирование лба корпуса составляло от 44 до 76 мм, бортов – 38 мм. С танков демонтировали башню и подбашенную коробку, убирали всё ненужные оборудование и размещали внутри примитивные сидения, после чего новоиспеченные бронетранспортеры могли перевозить до 11 солдат с полным вооружением, экипаж самого бронетранспортера состоял из двух человек. Десантники при этом размещались в бывшем боевом отделении танка, куда они попадали, просто залезая в отверстие в крыше корпуса. При переделке в бронетранспортеры у танков сохраняли курсовые пулеметы, размещенные в лобовой части корпуса, так что машины снова имели штатное вооружение, при этом сами десантники могли легко вести огонь непосредственно из боевого отделения, высовываясь из отверстия в крыше корпуса. Отличительной чертой танков Ram и бронетранспортеров на их базе была башенка с левой стороны корпуса, в которой был установлен 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1914. Уже в ходе боевой эксплуатации для удобства десантников на броне наваривались ручки и поручни.
Со временем в бронетранспортеры начали переделывать и танки «Шерман», но главным образом, поврежденные в боях машины. С них также снимались башни и всё ненужное вооружение. При этом, по сути, все бронетранспортеры «Кенгуру» были родственниками «Шермана», созданными на единой базе, нижняя часть корпуса, ходовая часть, некоторые узлы и двигатели у них были идентичными. Бронетранспортеры «Кенгуру» использовались союзниками с лета 1944 года до конца войны как на Западном фронте, так и в боях на территории Италии. Данные машины были незаменимы для сопровождения танков и преодоления опасных участков местности в условиях огневого противодействия со стороны противника. После завершения Второй мировой войны эксплуатация всех бронетранспортеров «Кенгуру» в данном качестве была закончена. При этом некоторые машины по-прежнему использовались в армии, но уже как учебные или транспортные средства.
БТР Кенгуру на базе танка Рэм
Импровизация по-канадски
В армиях союзников вполне себе мирное слово «Кенгуру» стало общим для обозначения тяжелых гусеничных бронетранспортеров периода Второй мировой войны, объединенных другим словом – импровизация. К идее создания подобной бронетехники канадцы, а затем и британцы обратились не от хорошей жизни. Аналогичной специализированной техники под рукой было немного. Первые попытки создания импровизированных БТР были предприняты еще в 1942-1943 годах в Северной Африке путем переделки легких американских танков M3 и M5 Stuart, с которых демонтировались башни. Данные боевые машины использовались в качестве артиллерийских тягачей. В то же время попытки использовать первые «Кенгуру» в качестве бронетранспортеров посчитали неудачными по причине слабого бронирования исходных танков. Но скорее всего, дело было в неправильном применении подобной техники, учитывая, что у таких импровизированных БТР были ощутимые преимущества в меньших размерах и заметности на поле боя, высокой маневренности и подвижности. Так или иначе, именно в качестве бронетранспортеров переделки из танков M3 и M5 Stuart практически не использовались.
В следующий раз к идее создания бронетранспортера на шасси танка обратились уже летом 1944 года. Канадцы обеспокоенные большим количеством потерь среди пехоты в своих мотострелковых подразделениях приняли решение в сжатые сроки создать тяжелый гусеничный бронетранспортер, который мог бы не только следовать за танковым кулаком, но и надежно защищать пехотинцев. Одновременно с этим британцы и государства Содружества испытывали нехватку американских полугусеничных бронетранспортеров M3, которые необходимы были США для формирования собственных частей. А построенные в огромных количествах универсальные транспортеры Universal Carrier обладали условной боевой ценностью и ограниченной вместимостью, не говоря уже о защищенности десанта.
БТР «Кенгуру» на базе САУ M7 Priest
Так как времени на то, чтобы создавать с нуля новую бронетехнику, просто не было, канадцы обратились к отработанной ранее импровизации с переделкой уже имеющихся на вооружении боевых машин. Под руку сразу же попали 72 самоходных артиллерийских установки M7 Priest. Это был идеальный вариант, требовалось лишь демонтировать артиллерийское вооружение и слегка модернизировать просторную боевую рубку. Немаловажным было и то, что такой вариант переделки не исключал возможности обратной трансформации боевых машин в САУ. Такие импровизированные бронетранспортеры приняли участие в боях уже в августе 1944 года в рамках операции Totalize, британско-канадского наступления с целью прорыва с плацдармов в Нормандии южнее Кана к высотам в районе города Фалез. Начальный этап операции сопровождался массированной ночной бомбардировкой передовых немецких позиций, а также использованием тяжелых бронетранспортеров «Кенгуру», которые вместе с танками следовали за огневым валом. Бомбардировка и последующая атака канадских частей начались в 23 часа 7 августа 1944 года.
Первый опыт использования импровизированных бронетранспортеров был оценен очень высоко. Машины, которые обладали проходимостью танков, отличались хорошим бронированием и надежно защищали десант от пуль, осколков снарядов и мин, а также от снарядов малокалиберной артиллерии. Потери канадских частей снизились, поэтому генералы с энтузиазмом принялись переделывать в бронетранспортеры дополнительные САУ Priest. Но самоходных артиллерийских установок на всех не напасешься, поэтому достаточно быстро фокус переместился на канадский танк Ram (с англ. баран), который не принимал участие в боевых действиях на фронтах Второй мировой войны.
БТР «Кенгуру» на базе танка «Черчилль»
В Канаде успели собрать почти 1900 танков «Рэм», которые обладали условной боевой ценностью и в 1944 году не могли противостоять немецким боевым машинам. Однако такие танки широко использовались в учебных частях для подготовки танкистов, в Великобритании находилось достаточно таких боевых машин. Британцы, которые по достоинству оценили канадский опыт, также принялись переделывать танки Ram в импровизированные бронетранспортеры Ram Kangaroo. При этом переделывались и серийные танки «Шерман». Главным образом, использовались поврежденные ранее в боях машины, с которых, как и с танков Ram, демонтировали башню. До наших дней даже дошла фотография с переделкой в импровизированный БТР «Кенгуру» танка «Черчилль», принимала ли данная машина участие в боях неизвестно. В общей сложности в тяжелые гусеничные бронетранспортеры было переделано несколько сотен САУ и танков.
Технические особенности бронетранспортеров Kangaroo
Все бронетранспортеры «Кенгуру» были импровизацией. Отличительной чертой подобной бронетехники была простота переделки, на первом этапе даже не предпринималось никаких действий, чтобы облегчить процесс посадки и высадки десанта. Машины были простыми и надежными, так как все базировались на шасси средних танков. Проблем с обслуживанием и эксплуатацией такой техники в войсках не было, каких-то специальных запасных частей для них не требовалось. При этом простота работ позволяла переделывать боевые машины прямо в полевых мастерских на фронте, что для эрзац-бронетранспортеров было существенным плюсом.
Первоначальный вариант с переделкой в бронетранспортеры САУ M7 Priest был идеальным и самым простым, но свободных САУ было немного. Проблемой было и то, что в бронетранспортеры переделывались исправные установки, которые нужны были на фронте. Именно поэтому со временем канадцы и англичане перешли на переделку неиспользуемых в боях танков «Рэм» и поврежденных в бою «Шерманов». При этом САУ для этих целей были предпочтительнее, так как изначально обладали большой открытой рубкой.
БТР «Кенгуру» на базе танка «Рэм»
При переделке в тяжелые гусеничные бронетранспортеры с самоходок M7 Priest демонтировалась 105-мм гаубица и все сопутствующее оборудование, в том числе укладка под выстрелы. Наличие просторной бронированной рубки с открытым верхом позволяло разместить внутри до 15 бойцов с вооружением. При этом теоретически внутри могло перевозиться еще больше солдат, как часто и бывало, но уже с меньшим комфортом. Десантники покидали машину с кормы, через крышу моторно-трансмиссионного отделения. Это было удобно еще и потому, что с фронта бойцы оказывались надежно прикрыты от огня противника броней. Бронетранспортеры «Кенгуру» обладали не типичной для подобной техники защитой, их бронирование достигало 38-50 мм. Еще одним преимуществом САУ M7 Priest было наличие в правом углу корпуса цилиндрического спонсона для размещения кольцевой пулеметной турели. Обычно здесь устанавливался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Браунинг M2. Таким образом, бронетранспортер автоматически получал мощное стрелковое вооружение.
Но использование хоть и удобных для переделки в бронетранспортеры, но таких нужных в бою артиллерийских систем, было не совсем целесообразным, поэтому достаточно быстро было принято решение «пустить под нож» канадские танки Ram. Не добравшиеся до полей сражений «Бараны» отличались еще большим бронированием, бронирование лба корпуса составляло от 44 до 76 мм, бортов – 38 мм. С танков демонтировали башню и подбашенную коробку, убирали всё ненужные оборудование и размещали внутри примитивные сидения, после чего новоиспеченные бронетранспортеры могли перевозить до 11 солдат с полным вооружением, экипаж самого бронетранспортера состоял из двух человек. Десантники при этом размещались в бывшем боевом отделении танка, куда они попадали, просто залезая в отверстие в крыше корпуса. При переделке в бронетранспортеры у танков сохраняли курсовые пулеметы, размещенные в лобовой части корпуса, так что машины снова имели штатное вооружение, при этом сами десантники могли легко вести огонь непосредственно из боевого отделения, высовываясь из отверстия в крыше корпуса. Отличительной чертой танков Ram и бронетранспортеров на их базе была башенка с левой стороны корпуса, в которой был установлен 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1914. Уже в ходе боевой эксплуатации для удобства десантников на броне наваривались ручки и поручни.
БТР «Кенгуру» на базе танка «Шерман»
Со временем в бронетранспортеры начали переделывать и танки «Шерман», но главным образом, поврежденные в боях машины. С них также снимались башни и всё ненужное вооружение. При этом, по сути, все бронетранспортеры «Кенгуру» были родственниками «Шермана», созданными на единой базе, нижняя часть корпуса, ходовая часть, некоторые узлы и двигатели у них были идентичными. Бронетранспортеры «Кенгуру» использовались союзниками с лета 1944 года до конца войны как на Западном фронте, так и в боях на территории Италии. Данные машины были незаменимы для сопровождения танков и преодоления опасных участков местности в условиях огневого противодействия со стороны противника. После завершения Второй мировой войны эксплуатация всех бронетранспортеров «Кенгуру» в данном качестве была закончена. При этом некоторые машины по-прежнему использовались в армии, но уже как учебные или транспортные средства.
- Автор:
- Юферев Сергей
- Статьи из этой серии:
- Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX
Свежие комментарии