На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Понятно,что Европа пытается Украину украсть,что к Законности тоже отношения не имеет!ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...
  • Eduard
    На каком основании Европа вмешивается в дела сторонних стран?Европа должна себя защищать,а не сувать свой длинный нос...ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...

Оружейная палата венецианского Дворца дожей

О лебедь городов, воды и солнца брат!

Уснувший, как в гнезде, меж тростников, средь ила
Лагуны, что тебя вскормила и взрастила,
Как все историки и гости говорят.
 

Генри Лонгфелло. Венеция. Перевод В. В. Левика


Военные музеи Европы. Наверное, так уж получилось в ходе исторического развития, что в каждом более или менее крупном городе Европы есть «оружейная палата» или, по крайней мере, набор средневекового оружия и доспехов. И раскинувшаяся посредине лагуны Венеция – город на островах, тоже не является исключением. Здесь также есть своя Оружейная палата, которая содержит ценную историческую коллекцию оружия и доспехов, представляющих большой интерес. Но вот находится она не в музее или во дворце, но построенном в XVII – XVIII веках, а внутри Дворца дожей, верховных правителей Венецианской республики, строить который начали где-то в 1309 году, а закончили более века спустя – в 1424-ом! То есть это по-настоящему средневековое здания, а потому и основа его коллекции тоже очень старая и задокументирована как существовавшая уже в XIV веке. Впрочем, чему здесь удивляться? Времена тогда были не спокойные, заговоры – нередки, так что оружие даже у верховных правителей республики должно было быть всегда под рукой. 


Витрины одного из залов Оружейной палаты Дворца дожей


Поэтому неудивительно, что находилась оружейная дворца рядом с Залом Большого совета, чтобы в случае каких-либо «неприятностей» члены совета могли бы вооружиться в один миг и встать в ряды защитников дворца. И это помимо собственно охраны, к которой в случае угрозы нападения должны быть присоединяться еще и арсеналотти – высококвалифицированные рабочие с верфей Арсенала, что находился неподалеку. Так что оружия тогда во дворце по необходимости было много и содержалось оно в этой комнате полном порядке. Во времена Республики Советом десяти назначался даже специальный ответственный, проверявший состояние хранившегося в ней оружия (это, кстати, к вопросу о том, почему в таких музеях оружие и доспехи не ржавые!), и в его же обязанность входил обмен и с другими собраниями и приобретение доспехов в мастерских Беллуно, Бергамо, Брешии и даже из Нюрнберга. Состояние оружия поддерживали и четыре специальных мастера, которые с XVIII века следили за его сохранностью. Постепенно в этом «государственном музее», богатевшим за счет пожертвований, завещанным наследствам и трофеев военных лет, собралась коллекция самых разных и подчас удивительных предметов. Например, там оказалась чаша из рога, способная распознать яд в налитом в нее содержимом, огромный серебряный фонарь, с пластинками из горного хрусталя, шелковые одежды, подаренные дожу японским послом в 1585 году вместе с мечом катаной, кусок золотого бархата, присланный в 1600 году персидским шахом, и даже картина «Святой Марк». Защищала вход в оружейные комнаты массивная кедровая дверь, привезенная невзирая на все расходы, из Ливана в 1556 году.


Витрина с двуручными мечами, шлемами морион и трофейными турецкими щитами


Кражи, мародерство и реквизиции последующих лет значительно убавили достояние Оружейной палаты, однако до сих пор оно насчитывает более двух тысяч различных видов оружия и доспехов. 


Чисто внешне экспозиция выглядит на редкость богатой и к тому же прекрасно оформленной


Падение Республики в 1797 году (причем надо подчеркнуть, что дожи к этому времени правили Венецией ровно 1100 лет, с 697-ого по 1797 год) привело к тому, что все помещения Оружейной палаты были закрыты, а находившиеся в ней предметы, свалены в подвалах. И для обозрения публики она была вновь открыта лишь в 1923 году. Часть картин из нее попала в музей Коррер, а вот все оружие осталось во Дворце дожей.


В подземелье дворца находится целый «лес» колонн, оставшихся от его перестройки, и, как это хорошо видно, декор у них у всех разный!



Колонна крупным планом




А вот так его строили…



И кругом мы натыкаемся на изображение льва…


Ну а теперь, когда мы познакомились с историей Оружейной палаты Дворца дожей, давайте устроим по дворцу небольшую экскурсию и постараемся хорошенько все рассмотреть.


Во дворе дворца находится вот этот… литой медный колодец, из которого в далеком прошлом доставали очень уж вкусную и холодную воду, которую именно отсюда с раннего утра водоносы разносили по всей Венеции!


Вход во Дворец дожей платный и стоит 20 евро, и карточка международной федерации журналистов здесь почему-то тоже недействительна. Как и в большинстве музеев России. Ну так вот… Однако действуют большие скидки для людей старше 65 лет и молодежи до 18-ти, поэтому заранее запаситесь пенсионными удостоверениями (у кого есть) или паспортами, и тогда стоимость посещения дворца снизится для вас во много раз, а для «детей» будет и вовсе бесплатной.

Архитектурное убранство внутреннего двора. Кстати, вот то, что перед нами,
это часть собора Св. Марка, которая входит во двор Дворца дожей.


«Лестница гигантов», названная так из-за украшающих ее скульптур


Внутри дворца большой двор, откуда можно любоваться его внутренней архитектурой и многочисленными скульптурами, а затем спуститься в подземелье, где выставлен целый лес колонн, поддерживавших в прошлом галереи дворца. После удушающей венецианской жары отсюда просто не хочется уходить, однако мы поднимаемся по лестнице наверх и начинаем осмотр помещений дворца с самого уникального — Зала Большого совета — самого большого зала без поддерживающих его потолок опор не только в Венеции, но и во всей Италии. Размеры зала и вправду впечатляют: 54 метра в длину, 25 метров в ширину, и 15 метров от пола до потолка. Последний просто поражает своей пышностью, это просто какое-то безумие из резьбы, позолоты и живописных полотен. Зал так велик, что занимает во дворце все южное крыло. Впрочем, комнат – одна из которых роскошнее другой здесь так много, что ото всей этой роскоши просто… рябит в глазах. 


Зал Большого совета



На этом возвышении установлен трон дожа и кресла для шести членов Малого совета. Позади них находится «Рай» — одна из самых больших картин в мире кисти Якопо Тинторетто и его сына Доменико, написанная ими в 1590 году


Оружейная палата венецианского Дворца дожей

А вот так выглядит Зал Большого совета на картине Йозефа Хейнца младшего (1678 год)


Но… ориентируясь по стрелкам-указателям вы рано или поздно обязательно попадете в Оружейную палату, состоящую из нескольких довольно больших залов. Оформлены они опять-таки в лучших венецианских традициях», то есть пышно и даже роскошно, но… самым традиционным образом, то есть – все экспонаты находятся в застекленных витринах. Поэтому доспехи рыцарей в подробностях рассмотреть здесь вообще невозможно, а что касается оружия… то его очень неудобно фотографировать через стекло. Приходилось читать, что многим посетителям делать фотоснимки служители в залах не разрешали. Лично мне столкнуться с этим не пришлось, но тем не менее, по сравнению с той же Оружейной палатой в Вене работу фотографа осуществлять здесь было крайне сложно, хотя экспонаты выставленные здесь действительно очень интересны.


Простые, но солидные кресла членов Совета десяти



И потрясающе роскошные потолки – все это интерьеры Дворца дожей!



«Из зала в зал переходя, здесь движется народ…» Вернее сказать, толпы народа!


Вот зал №1, известный как «Комната Гаттамеллата», поскольку именно в ней находятся доспехи знаменитого кондотьера Эразмо да Нарни (1370-1443), служившего Венецианской республике и носившего это необычное прозвище. Ведь что оно означает, никто толком не знает до сих пор. Дело в том, что «гатта» это «кошка», а «мелата» — «медовые соты». И вот как вы столь странное словосочетание переведете? «Медоточивая кошка»? Намек на… «хитрость», что кондотьер сей, мол, «сладко стелет, да жестко спать»? Или же это «кошка цвета меда»? Поскольку, он носил на голове шлем, украшенный фигуркой позолоченной кошки? Когда в 1437 году да Нарни стал правителем Падуи, прославленный Донателло изваял его знаменитую конную статую. Однако на ней Гаттамелата изображен с непокрытой головой, а значит и проверить это утверждение никак невозможно.


Доспехи Гаттамелата: темно-синее воронение и резьба с позолотой



Вот он этот очень странный «деревянный конь». И сразу же возникает вопрос: а где седло, и все остальное? То есть познавательная ценность таких вот «экспонатов» практически равно нулю!


Всего же в застекленной витрине этого зала находятся пять всадников в рыцарских доспехах, но только два из них сидят на «настоящих», то есть объемных лошадях вместе с седлами и всей прочей необходимой амуницией. Для трех остальных конских муляжей, видно не хватило, и находчивые итальянцы поставили вместо них плоские деревянные фигуры. Оригинально, но бедно и очень уж… провинциально. Вроде бы такой богатый музей, и такие «бедные фигуры».


Уникальный турнирный шлем для доспеха штехцойг. Только он еще больше, еще тяжелее и прочнее, нежели аналогичные шлемы из коллекции Венской оружейной палаты во дворце Ховбург. А посмотрите на его крепления к кирасе? Оно же прямое попадание снаряда выдержит, не то что копья. И становится очевидно, что богатым венецианцам еще меньше хотелось погибать на турнирах, нежели более брутальным немцам!


Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх