
Если говорить в целом, то отечественная БМП-3 — машина довольно неоднозначная. С одной стороны, она имеет массу достоинств, среди которых особое место занимают весьма неплохое бронирование из стали и алюминиевого сплава, а также мощное основное вооружение в виде 100-мм нарезной пушки и 30-мм автоматического орудия. С другой стороны, есть и недостатки или, скажем так, спорные моменты — и, пожалуй, наиболее заметный из них заключается в нетипичной компоновке по части размещения десанта.
Дело в том, что, в отличие от других боевых машин пехоты, как советских/российских, так и зарубежных, в БМП-3 моторно-трансмиссионный отсек располагается не в носовой части корпуса, а в кормовой. Поэтому посадочные места для десанта буквально разбросаны по машине: два находятся в носовой части корпуса справа и слева от механика-водителя с входом/выходом через люки в крыше, а ещё пять (теоретически даже семь) — вплотную к боевому отделению с выходом по крыше МТО через два прохода, которые с кормы закрыты двустворчатыми дверями, а сверху — откидывающимися в стороны крышками.
О том, какой «повышенный комфорт» при спешивании и посадке десанта в полном обмундировании даёт такая компоновка, не высказался только ленивый. Машину за это действительно ругают, ставя в вину её конструкторам лень и нежелание переделывать базовую конструкцию лёгкого танка «Объект 685», наработки по которому были использованы в ходе создания БМП-3. Однако здесь напрашивается вопрос: а какие-то плюсы помимо обеспечения плавучести (равномерного распределения массы, где силовой блок выступал противовесом тяжёлой лобовой броне) были?
Для ответа на него стоит прочитать соответствующую статью советских учёных мужей, которую мы публикуем здесь без всякого пересказа и домыслов. Она вышла в 1991 году — всего через несколько лет после принятия БМП-3 на вооружение Советской армии. Разумеется, написан материал «сухим языком» и красочными эпитетами не наполнен, тем не менее он может дать некоторое представление о том, что в те времена считали достоинствами данной машины.
Особенности компоновки БМП-3
Рассматривается компоновочная схема БМП-3, позволяющая создать новую боевую машину пехоты, обладающую повышенными по сравнению с БМП-2 тактико-техническими характеристиками.
Большинство современных БМП имеют компоновочную схему с моторно-трансмиссионным отделением (МТО) в передней части корпуса. С точки зрения защиты лобовой проекции плавающей машины, а также условий размещения и активизации десанта более рационально кормовое расположение МТО. При компоновке БМП-3 (рис. 1) учитывались следующие требования:
- максимально возможный объём обитаемых отделений экипажа и десанта, возможность сообщения между ними;
- активизация огня десанта в переднем секторе;
- оптимизация взаимного расположения центра масс, середины опорной поверхности и центра водоизмещения машины;
- максимально возможный уровень броневой защиты и тепловой маскировки.
Основным отличием компоновочной схемы 18,7-т БМП-3 от схем БМП-1, БМП-2, М-2А1 (США) и «Мардер» (ФРГ) является кормовое расположение МТО. Двигатель и трансмиссия объединены в силовой блок. Основные агрегаты, требующие механического привода — компрессор, насос гидрообъёмного привода механизма поворота, редуктор и вентилятор выброса пыли из воздухоочистителя, — размещаются на силовом блоке.
Поперечная установка V-образного двигателя УТД-29 позволила разместить под двигателем грузовой вал привода на ведущие колёса, карданный вал привода водомётов, электропомпу, а рядом силовой установкой — водомёты и воздухоочиститель. Остальные системы силовой установки и аккумуляторные батареи занимают объём ниш кормовой части корпуса.
Всё это дало возможность получить компактное моторно-трансмиссионное отделение с минимальной длиной (до перегородки 1560 мм) и высотой. С двигателем мощностью 375 кВт оно занимает 3 м3, что значительно меньше объёма, занимаемого МТО БМП-1, БМП-2 (4,5 м3) при мощности двигателя 220 кВт. Кормовое расположение МТО, эжекционная система охлаждения и минимальная протяжённость трассы выхлопа позволили повысить уровень тепловой маскировки машины и исключить марево у поля зрения собственных приборов.

Рис. 1. Компоновка боевой машины пехоты БМП-3: 1 — защитный экран корпуса (водоотражательный щиток, бульдозер); 2 — блок оружия (100-мм орудие-пусковая установка, 30-мм автоматическая пушка. 7,62-мм пулемет); 3 — топливный бак; 4 — автономная пулемётная установка; 5 — защитный экран башни; 6 — прицел-дублёр командира 7 — магазин правый; 8, 11 — шаровые опоры; 9 — окно выдачи 100-мм боеприпасов из конвейера; 10 — неуправляемый 100-мм боеприпас; 12 — воздухозаборное устройство; 13 — эжектор, радиаторы; 14 — ведущее колесо; 15 — бортовой редуктор, тормоз; 16 — водомёт: 17 — силовой блок; 18 — аккумуляторный отсек; 19 моторная перегородка; 20 — укладка для дополнительного боекомплекта; 21 — магазин левый; 22 — прицел-дублёр оператора-наводчика; 23 — комбинированный прицел оператора-наводчика; 24, 26 — сиденья десантников в отделении управления; 25 — сиденье водителя; 27, 28, 30, 32, 33 — сиденья десантников в десантном отделении; 29, 31 — дополнительные посадочные места; 34 — сиденье оператора; 35 — сиденье командира
Размещение в корме боевой машины бортовых редукторов и ведущих колёс дало возможность снизить вероятности их поражения при обстреле и повреждения при наезде на препятствие.
Малый объём МТО и размещение его в кормовой части создали благоприятные условия для компоновки отделения управления, боевого и десантного отделений, позволили разместить экипаж и десант в соответствии с медико-техническими требованиями в наиболее комфортной зоне машины.
Внутренний объём, приходящийся на одного человека, в БМП-3 составляет 1,04 м3, что значительно больше БМП-2 (0,52 м3).
Место водителя находится в середине носовой части корпуса. Для защиты от мин днище в этой части корпуса выполнено двойным, а сиденья водителя и стрелков-десантников закреплены на бортах и стойках корпуса. Для управления работой исполнительных механизмов и управляющих устройств МТО в этом отделении имеются приводы с тросовыми связями на борту. Справа и слева от водителя оборудованы места для двух десантников с двумя автономными пулемётными установками. Размещение десантников в носовой части корпуса позволило повысить эффективность поражения стрелковым оружием по курсу движения машины в секторе ±30° (рис. 2). Объём носовой части корпуса использован для размещения топливных баков с наполнителем из открытоячеистой полиуретановой пены.

Рис. 2. Зоны обстрела стрелковым оружием: А, А1 — правый (-5...+30°) и левый (+5...-30°) ПКТ; Б, Б1 — правый передний (25. . .60°) и левый передний (-25...-60°) АК; В, В1 — правый задний (57°30'…92°30') и левый задний (57°30'… 92°30') АК; Г — кормовой ( ±27°30') АК
Среднюю часть корпуса машины занимает боевое отделение, в котором размещены рабочие места командира и оператора-наводчика, установлено оружие, состоящее из размещённых в одной маске 100-мм орудия-пусковой установки, 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемёта ПКТ. Из орудия-пусковой установки можно вести стрельбу как обычными снарядами, так и управляемыми ракетами. Система питания для 30-мм автоматической пушки выполнена в виде двух отдельных магазинов, размещённых слева и справа по периметру пола боевого отделения. Между магазинами системы питания 30-мм автоматической пушки размещается механизм подачи 100-мм артиллерийских боеприпасов из конвейера на линию заряжания. Конвейер для этих боеприпасов размещается под полом боевого отделения. Особенностью конвейера является расположение гнёзд для боеприпасов под углом 3° к плоскости прокачки орудия, что позволило при заданной длине боеприпаса уменьшить зону обметания конвейера и увеличить габарит прохода между боевым отделением и бортами машины.
Для наводчика в крыше башни установлен комбинированный прицел с независимой стабилизацией головного зеркала по горизонту и вертикали, а также прицел-дублёр с зависимой стабилизацией головной призмы. Комбинированный прицел позволяет вести стрельбу в дневных и ночных условиях снарядами и управляемыми ракетами. Прицел-дублёр обеспечивает стрельбу снарядами при отсутствии энергопитания.
Башня боевого отделения изготовлена из броневых алюминиевых листов. Особенностью бронирования башни является применение в переднем секторе разнесённой брони.
Между боевым отделением и МТО размещается десант, вдоль бортов установлены 2 индивидуальных сиденья, а перед моторной перегородкой в один ряд ещё 5 сидений. Два из них являются дополнительными, и они могут использоваться как подножки. Выход десанта осуществляется через 2 прохода, которые устроены над силовым блоком, и 2 кормовые двери. Под сиденьями на полу у моторной перегородки размещена укладка дополнительного боекомплекта автоматической пушки. Ниши десантного отделения (по две на борту) оборудованы шаровыми опорами, предназначенными для ведения стрельбы из автоматов. Кроме того, одна опора установлена в левой кормовой двери корпуса.
Сиденья десантников складываются, что даёт возможность при авиадесантировании разместить в этих отделениях 4 ложемента.
Размещение МТО в кормовой части корпуса улучшает также водоходные качества машины.
Статический дифферент БМП-3 без десанта при выработке топлива и расходе боекомплекта увеличивается всего на 1°50' на корму.
Некоторое смещение центра масс от середины опорной поверхности гусениц обеспечивает равномерную загрузку опорных катков (рис. 3), что улучшает проходимость по слабому грунту и снегу. Эти преимущества подтверждены в ходе контрольных и войсковых испытаний. Торсионная подвеска БМП-3 оборудована механизмом изменения клиренса с электромеханическим приводом. Он предназначен для авиадесантирования бесплатформенным способом и может быть использован для уменьшения высоты машины, повышения проходимости, при самоокапывании, ремонте и в случаях застревания.

Рис. 3. Нагрузка на опорные катки БМП-3: 1 — на грунт; 2 — на ось катка; 3 — на шины
Корпус БМП-3 изготовлен из броневых алюминиевых листов с разнесённым бронированием лобовой проекции. Габаритные размеры БМП-3: высота по крыше башни 2300 мм; ширина 3150 мм; длина со 100-мм орудием-пусковой установкой вперёд 7200 мм; клиренс рабочий 450 мм, максимально 510 и минимальный 190 мм — всё это позволяет перевозить её железнодорожным (2 машины на платформе), автомобильным, морским и воздушным транспортом, а также десантировать с кораблей самолётов ИЛ-76, Ан-22, Ан-124 как посадочным, так и беспосадочным способами.
Компоновочная схема БМП-3 позволяет эффективно использовать шасси для машин специального назначения. На базе БМП-3 в настоящее время разрабатываются различные ВГМ: БМП-ЗК, машина командира подразделения, самоходное орудие, самоходная установка ПТУР, зенитный ракетный комплекс, командно-штабная машина, бронированная ремонтно-эвакуационная машина и др.
Вывод. Принятое при разработке БМП-3 компоновочное решение, предусматривающее кормовое размещение моторно-трансмиссионного отделения, использование размещённых в одной маске 100-мм орудия-пусковой установки, 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемёта, активизацию огня десанта в переднем секторе, а также установку водомётных движителей, позволило создать более совершенную по сравнению с БМП-2 боевую машину пехоты.
Источник:
«Особенности компоновки БМП-3». С.Ф. Закамалдин, А.В. Курлов, М.И. Москвин и др.
Свежие комментарии