На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вадим Кузнецов
    Никакой элиты сейчас в России нет. А под видом "элиты" населению продают каких-то мародеров и шакалов из 90-х, а такж...Элита готовит нев...
  • Пульхерия Djem
    Мама молодец!!!!"Мама, мы вернули...
  • Caltar
    Это Советский рубль имел обеспечение,о чём было написано на каждой банкноте,а Российский ничего не имеет,всё как и ос...Элита готовит нев...

Война с дронами. Саудовский голиаф против хуситов

Стратегический провал

Надо отдать должное тем, кто планировал и осуществлял точечный удар по территории Саудовской Аравии. Все риски и последствия были филигранно просчитаны. Во-первых, именно инфраструктура подготовки нефти к дальнейшей транспортировке и продаже оказалась самой уязвимой в королевстве. Абкайк и Хурайсу достаточно компактны, аккумулируют огромные запасы углеводородов и их остановка, по сути, блокирует работу как месторождения Гавар, так и всех дальнейших путей транспортировки нефти. О последствиях удара мы узнаем досконально через несколько недель, а пока мнения экспертов разнятся. Кто-то говорит, что уничтоженное оборудование придется в полном объеме заказывать в США, причем за бешеные деньги, а другие уверяют, что повреждения получили в основном резервуары для отстаивания нефти, которые саудовцы и сами способны восстановить.


 

Последствия атаки на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии


Относительные сложности могут возникнуть лишь при ремонте систем электрообессоливания, обессеривания и обезвоживания нефти. В любом случае, сейчас провал в поставках нефти Саудовской Аравии удается нивелировать лишь за счет ранее сделанных запасов, которых хватит дней на 25-28. Успеет ли Saudi Aramco восстановить за это время Абкайк и Хурайсу? Кроме того, операторы вполне трезво рассчитали потенциальные возможности и обученность сил противовоздушной обороны страны. И не только ПВО. Армия Саудовской Аравии просто купается в нефтедолларах и дорогой иностранной военной технике, но сделать что-то вразумительное ни в воздухе, ни на земле не может. Агрессия в Йемене показала всю позорность наступательного потенциала королевства, а атака на Абкайк и Хурайсу – оборонительного. Причин такого состояния масса: здесь и отсутствие мотивации личного состава армии, так как военная служба не приносит ощутимых бонусов в сравнении с госслужбой, и раздробленная система управления войсками.





Правящий режим откровенно боится военного переворота, поэтому серьезно рассредоточил центры управления армией, что негативно сказывается на эффективности, согласованности и планировании. В армию отбирают не по принципу образования и уровня подготовки, а исходя из принадлежности к тому или иному клану. Дальше – больше. Низкий уровень школьного образования влечет за собой слабую техническую грамотность даже офицерского состава. Третья страна мира по богатству оборонного бюджета фактически ничего для своей армии не производит – только 2% всей техники собирается в пределах Саудовской Аравии. И даже это ограничивается примитивной техникой типа броневиков на базе Toyota Land Cruiser. А высокотехнологичное оружие, закупленное за рубежом, не хватает сил обслуживать самостоятельно. Журнал «Профиль» приводит парадоксальные факты присутствия в Саудовской Аравии на постоянной основе 6300 британских технических специалистов. Они показывают солдатам и офицерам не просто как воевать, но и как поддерживать в боеспособном состоянии системы вооружений. Тут и возникает закономерный вопрос: смогут ли саудовцы самостоятельно справиться с предложенными президентом Путиным комплексами ПВО? Или отдавать их придется вместе с боевыми расчетами?

Тактический провал


Хуситы, или, как утверждают саудовцы с американцами, иранские специалисты, нанесли удар по заводу Saudi Aramco с привлечением не менее 18 беспилотников и 7-10 крылатых ракет. Если верить хуситам, то ударные аппараты прошли более 1000 км над пустыней, прежде чем с кинжальной точностью ударили по крупнейшему в мире объекту нефтепереработки. По данным издания «Эксперт», бойцы из Йемена могли использовать БПЛА Samad-3, который они в мае уже опробовали на нефтеперекачивающей станции саудовцев в районе Янбу. Тогда разрушения были минимальны (работа остановилась на пару дней), но атака показала, что система обороны Patriot PAC2 не способна отслеживать и сбивать дроны подобного типа. Достаточно подойти к объектам атаки на высотах, не превышающих 60 метров. Теперь самое важное – удаление района Янбу до места дислокации партизан-хуситов приблизительно равно 980 километрам. То есть этот удар вполне можно рассматривать как репетицию атаки 14 сентября на главные цели Saudi Aramco. Остается открытым вопрос: где хуситы взяли крылатые ракеты, способные лететь на столь значительные расстояния? Да, баллистические ракеты есть – типа Burkan, но вот точность их желает оставлять лучшего. В арсенале хуситов также можно найти крылатые ракеты Quds-1, но дальность полета их не превышает 700-750 км. Аэропорт Абха в июне текущего года был успешно атакован одной такой ракетой, но он расположен чуть ли не у границы с Йеменом. Отчетливо видно, что для удара крылатыми ракетами были привлечены внешние поставки.


БПЛА Samad-3


Если саудовцы уже несколько лет подвергаются ударам крылатых и баллистических ракет, а также ударных дронов с территории отсталой во всех смыслах страны, почему не предприняли никаких ответных мер? Потому, что нечем. Системы Patriot различных модификаций и переносные зенитно-ракетные комплексы не создают эшелонированную оборону. В армии вообще нет систем ПВО средней дальности, способных эффективно бороться с низколетящими крылатыми ракетами. Как нет и эффективных средств борьбы с БПЛА кустарного и заводского производства. И ведь есть под боком отличный пример того, как надо это делать: российская авиабаза Хмеймим на данный момент практически со 100%-ной эффективностью борется с ударными беспилотниками.


РЛС GIRAFFE AMB от SAAB


В то же время у союзников Саудовской Аравии есть очень широкий набор средств активной и пассивной защиты объектов от непрошеных дронов. Для обнаружения БПЛА компания Saab может предоставить стационарную или мобильную РЛС GIRAFFE AMB, параметры которой вполне подходят для поиска малогабаритных летательных аппаратов. Эффективная площадь рассеивания дрона обычно находится в диапазоне от 0,01 м2 до 0,001 м2 и система позволяет «видеть» подобные объекты на удалении до 10 км. Американцы могли поставить в короткие сроки систему SKYTRACKER от CACI International, которые отслеживают электромагнитное излучение дронов, а именно – работу радаров, высотомеров и приемопередатчиков управления. Методом триангуляции сенсоры SKYTRACKER определяют местоположение нарушителя в охраняемой зоне и передают информацию на систему сигнализации.



Война с дронами. Саудовский голиаф против хуситов

Drone Defender. Конечно, от роя тактических БПЛА он не спасет, но нарушить связь со спутником способен


Кроме отражения удара стрелковым и пушечным вооружением, есть возможность применить специфическое оружие, которое также есть у партнеров королевства. К примеру, Drone Defender, создающий помеху спутниковым каналам управления на частотах 2,4 ГГц и 5,8 ГГц (а «хуситские» крылатые ракеты и БПЛА, очевидно, управлялись через спутники). Дальность действия такого ружья всего 400 метров, но при массированном использовании вполне возможно создать подобие защитного купола над важными объектами. Более серьезным оружием является стационарные помеховые пушки типа AUDS (Anti-Uav Defence System) из Британии. Тут и радар, и оптико-электронный модуль, и глушитель радиочастотный. Работая в диапазоне Ku, локатор позволяет определять приближение объектов с эффективной площадью рассеивания до 0,01 мна дальности до 8 км. Это точно позволяет увидеть тактический дрон, летающий на 1000 км и больше. Американцы его более двух лет используют в Ираке – около 2000 насильно посаженных на поверхность квадрокоптеров и самолетных БПЛА. В США фирма Departament 13 разработала систему MESMER, которая не просто создает помехи для управления, но декодирует управляющие сигналы, позволяя брать управление крылатой машиной на себя. 


Система AUDS



Система Drone Dome


Если противник использует помехозащищенные каналы управления или машины с высоким уровнем автоматизации, то их нередко можно просто поймать сетью. Гексакоптер Spreading Wings S900 от китайской DJI Innovations оснащен сетчатым полотном 2 на 3 метра и уже несколько лет успешно используется японскими спецслужбами. Современные разработки не просто позволяют запутать винты дронов, но аккуратно спустить их с сетью на парашюте. Для более эффективного поражения малозаметных БПЛА в США разработаны снаряды и пули (компанией Advanced Ballistic Concepts), разделенные на фрагменты и скрепленные прочной нить. В полете боеприпас разделяется на части, увеличивая вероятность поражения цели. 


"Хищный" квадрокоптер и его ловчая сеть


Более сложными системы обороны от дронов являются микроволновые и лазерные излучатели. Phaser от Raytheon своим СВЧ-излучателем практически гарантировано сжигает все блоки управления и бортовые компьютеры летательных аппаратов. Система располагается в габаритах седельного тягача и в случае обнаружения летательных аппаратов способна генерировать луч, поражающий сразу группу БПЛА. В октябре 2018 года в рамках учений MFIX (Manuever Fires Integrated Experiment) компания Raytheon показала работу малогабаритной лазерной установке по тактическим беспилотникам. 


Большая микроволновка Phaser


Один лазер, установленный на легком багги, поразил за короткий период 12 дронов на удалении до 1400 метров. Также Raytheon предлагает монтировать подобную технику на вертолеты Apache. В перспективе в армии США должны появиться противодроновые лазеры мощностью до 100 кВт, позволяющие доставать противника на удалении до 5 км. Из готовых вариантов армии Саудовской Аравии можно было приобрести лазерные установки из Китая Silent Hunter, лучи которых прожигают 2-мм сталь на расстоянии в 800 м и 5-мм — на километровой дальности. Ключевое преимущество систем лазерного подавления беспилотников — в уникальной дешевизне единичных выстрелов. В идеальном варианте для уничтожения ударного тактического БПЛА тратится всего 1 доллар. Сравните это стоимостью одного пуск ракеты системы Patriot.




Один из вариантов китайского лазера Silent Hunter


В общей сложности в мире сейчас 33 страны ведут активную работу по проектированию и испытанию новых систем защиты от квадрокоптеров и тактических самолетных БПЛА. Это более 230 систем. И Саудовской Аравии, думается, в самое ближайшее время необходимо что-то из этого арсенала срочно закупать. Угроза повторного удара сохраняется, и пока адекватных мер защиты у саудовцев не видно.
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
asdnews.com, miltechmag.com, postfactum.pro, indiandefence.com, nevskii-bastion.ru, nairaland.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх