На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вадим Кузнецов
    Але, на помойке - Вы читать разучились? Не вижу смысла спорить с тролльчихой, так что уж извините.Элита готовит нев...
  • Ингерман Ланская
    а что было в 1990-м?Элита готовит нев...
  • Ингерман Ланская
    ещё один тупой, не понимающий печатный текст...Элита готовит нев...

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier

«Боевые автобусы». К моменту начала Второй мировой войны английский взгляд на бронетранспортеры претерпел серьезные изменения. Если первый в истории БТР, созданный в Великобритании в конце Первой мировой войны, отличался монструозными размерами и представлял собой переделку первых ромбовидных английских танков, то к середине 1930-х годов основным бронетранспортером британской армии стал миниатюрный гусеничный Universal Carrier, ближайшим родственником которого были танкетки Carden Loyd.

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier


 

В отличие от своего предшественника, гусеничного бронетранспортера Mark IX, которых было выпущено примерно три десятка, новый БТР произвели огромной серией в разных странах – примерно 113 тысяч единиц, что сделало Universal Carrier («Универсальный транспортер) одной из самых массовых бронемашин в истории. На весь период войны «Универсальный транспортер» стал основным бронетранспортером армий Великобритании и стран Содружества. Новый британский БТР представлял собой небольшую по размерам гусеничную бронированную машину массой до 3,8 тонны, количество перевозимых десантников ограничивалось 3-5 солдатами, тогда как созданный в конце Первой мировой войны бронетранспортер Mark IX мог перевозить до 30 бойцов. Несмотря на недостаточную огневую мощь и небольшие десантные способности, новый бронетранспортер можно было производить в огромных количествах, а на фронте Universal Carrier использовали для решения самых разных боевых задач. Помимо непосредственно транспортировки пехоты машины привлекались для разведки, выделялись в боевое охранение, использовались для перевозки грузов и раненых бойцов, а также как тягачи для легких артиллерийских систем. 

История создания самого массового бронетранспортера Второй мировой войны


Самый массовый бронетранспортер Второй мировой войны был разработан в инициативном порядке инженерами британской компании Vickers-Armstrong в 1934-1936 годах. Новая боевая машина представляла собой модернизированную и обновленную версию семейства легких английских танкеток Carden Loyd, созданного еще в 1920-е годы, в частности танкетки Vickers Carden-Loyd Mk.VI, которая являлась пехотным бронетранспортером. Изначально «Универсальный транспортер» создавался как носитель различных вооружений, в первую очередь, пулеметных систем. При этом уже из названия понятно, что машина была разноплановой. Помимо перевозки пулемета и десанта, бронетранспортер можно было использовать для транспортировки легких систем полевого оружия вместе с расчетом. В разное время были созданы разведывательный вариант, машина артиллерийских наблюдателей, артиллерийский тягач для транспортировки минометов и легких орудий, машина для подвоза боеприпасов. Помимо этого Universal Carrier являлся носителем различных вооружений, в том числе огнеметов и противотанковых ружей. 



Первые две машины британская армия закупила уже в 1935 году, а с 1936 года началось серийное производство бронемашин ранних серий, которое не останавливалось до 1945 года, а сами бронетранспортеры использовались вплоть до начала 1960-х годов. Помимо Великобритании, где успели собрать примерно 57 тысяч универсальных транспортеров, их массово собирали на предприятиях в Канаде (29 тысяч машин) и Австралии (5 тысяч машин), также около 20 тысяч транспортеров было собрано на предприятиях США. Американский вариант отличался улучшенной ходовой частью, которая получила вторую полноценную колесную тележку, а также установкой американских двигателей компании Ford большей мощности.

Эксплуатация машин в войсках вела к внесению изменений в их конструкцию, поэтому уже на рубеже 1937-1938 годов бронетранспортеры Universal Carrier претерпели ряд изменений. Полноценный дебют на публике новой бронетехники пришелся на сентябрь 1938 года, когда первые серийные «Универсальные транспортеры», вооруженные 7,7-мм пулеметом «Брен», представили простым людям и журналистам во время бригадных учений британской армии. В рамках учений машины продемонстрировали хорошую проходимость и высокую маневренность. Гусеничная бронетехника не испытывала проблем при использовании в сельской местности, уверенно преодолевая густые заросли кустарника, плетни и заборы. Большего от такой техники и не требовалось. 

Количество выпущенных бронетранспортеров свидетельствует о том, что машина была простой и легкой в производстве, а также удовлетворяла запросам военных, которые получили легкую в освоении и эксплуатации боевую машину, способную решать самые разные задачи. Большое количество бронемашин в рамках программы Ленд-лиза попало и в Советский Союз. Всего СССР получил более 2500 подобных транспортеров, из них 200 еще до конца 1941 года. В Советском Союзе машины с декабря 1943 года перевооружались на отечественные образцы вооружений. Так 7,7-мм пулемет «Брен» заменялся на 7,62-мм пулемет ДТ, а 13,9-мм противотанковое ружье «Бойс» на 14,5-мм противотанковые ружья ПТРД и ПТРС. 



Технические особенности бронетранспортера Universal Carrier


Как и легкие танкетки Carden Loyd, новые британские бронетранспортеры отличались узнаваемым низким открытым сверху корпусом простой прямоугольной формы. Основным предназначением бронемашин была транспортировка пулеметов «Брен» и «Виккерс», однако сами военные достаточно быстро охладели к такой роли применения легкой бронетехники, найдя для «Универсальных транспортеров» массу применений на армейской службе. Полная боевая масса машин не превышала 3,8 тонны. При создании бронемашин использовались стальные катаные бронелисты, но толщина их была очень небольшой: 10 мм в лобовой части корпуса и 7 мм по бортам и корме. Можно сказать, что бронирование было символическим, защищающим машину и экипаж от небольших осколков и небронебойных пуль винтовочного калибра. 

Длина корпуса бронетранспортера Universal Carrier составляла 3,65 м, ширина – 2,06 м, высота – 1,57 м, клиренс – 203 мм. Машина была приземистой и легко скрывалась в складках местности и за кустами, что в некоторых случаях, особенно при использовании в качестве разведывательной машины, было преимуществом. Сердцем бронемашины был 8-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения объемом 3,9 литра. Мотор выдавал максимальную мощность 85 л.с. при 3500 оборотах в минуту. Этого было достаточно, чтобы разогнать «Универсальный транспортер» до 48 км/ч при движении по шоссе. Учитывая небольшую мощность двигателя, вполне достойный показатель для гусеничной техники. Запас хода при движении по шоссе оценивался в 225-250 км. Благодаря небольшому удельному давлению на грунт – примерно 0,45 км/см2 – бронетранспортер отличался хорошей проходимостью по разным типам местности. 



Ходовая часть всех английских машин, наиболее массовыми из которых были Universal Carrier Mk I (II, III), состояла из трех опорных катков на каждый борт, первая пара была объединена в тележку. Ходовая часть и подвеска были заимствованы от британского легкого танка 1930-х годов Light Tank Mk.VI с незначительными изменениями, за выпуск которого также отвечала компания Vickers. В подвеске бронетранспортера также использовались спиральные пружины, а сама подвеска была известна как Horstmann, по имени изобретателя Сидни Хорстманна, который придумал её еще в 1922 году. Позднее на американских вариантах транспортера, получивших обозначение T16, ходовая была улучшена, состав опорных катков был увеличен до четырех на борт, что позволяло сформировать две полноценных тележки. 


Необычной особенностью Universal Carrier было расположение двигателя, который находился в корме машины, двигатель устанавливался вдоль центральной оси корпуса. Там же в силовом отделении находилась пятиступенчатая коробка переключения передач и бортовые фрикционы. В передней части корпуса находилось отделение управления, где располагались механик-водитель и стрелок-пулеметчик или оператор противотанкового ружья в зависимости от состава установленного вооружения. За отделением управления располагалось десантное или транспортное отделение в зависимости от модификации. Обычно Universal Carrier перевозил не больше трех-пяти человек.



При этом расположение двигателя посередине корпуса разделяло десантный отсек на две части. Десантники сидели спиной к бортам бронетранспортера, фактически упираясь ногами в двигатель, верхняя часть которого образовывала своеобразную «столешницу». При другом расположении сидений десантники упирались в защиту двигателя своим боком. Учитывая небольшие габариты бронетранспортера Universal Carrier, расположение людей в корпусе следует признать не самым удобным. К примеру, в условиях жаркого климата Северной Африки десантники получали постоянный дополнительный подогрев, что вряд ли улучшало их самочувствие, даже не смотря на открытый корпус. В то же время в зимнее время в Европе, особенно в северных районах СССР, такая «печка» была подспорьем для десантников и завидовать им должны были уже стрелок и водитель, у которых не было в распоряжении подобного обогревателя в отделении управления. 

После завершения Второй мировой войны служба бронетранспортеров Universal Carrier в британской армии продолжалась до 1950-х годов. Они успели принять участие и в боевых действиях во время войны в Корее. При этом часть бронетехники была поставлена в третьи страны, где продолжала оставаться на вооружении до 1960-х годов. До наших дней сохранилось большое количество таких транспортеров различных модификаций и производства разных стран. К примеру, в России в бронетанковом музее в Кубинке представлена огнеметная модификация бронетранспортера Universal Carrier.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх