Из России идёт мощный отток капитала. Десятки миллиардов долларов выводятся из страны под разными предлогами. Причин несколько – от фактически предательского поведения отдельных представителей российской так называемой элиты до грубых ошибок Минфина, которые ведут к подобным последствиям.
Бегство капитала ускорилось в разы, и процесс набирает обороты. За 9 месяцев текущего года отток увеличился на 48%, достигнув 59 миллиардов долларов. Показатели по 2021 году могут стать рекордными, считают эксперты.
Вся работа финансовой системы нашей страны построена на том, чтобы люди могли вывозить деньги из страны. Эта идеология родом из 90-х: в России нужно заработать на хорошую жизнь за пределами страны. Именно так была построена вся политэкономическая система России при Борисе Ельцине. Тогда сформировалась элита, которая сейчас управляет и бизнесом, и страной. И именно этот интерес, именно эту идеологию они и реализуют в жизни. А финансовые власти поставлены как раз для того, чтобы эту идеологию обслуживать. Поэтому у нас достаточное количество офшорных компаний, которые никак не ограничены в деятельности внутри страны. И созданы они для того, чтобы зарабатывать деньги в России, а затем выводить их за рубеж. Финансовое законодательство как раз и построено для того, чтобы помочь им это сделать. Поэтому ничего оригинального, ничего сверхъестественного в такой политике нет,
– считает политолог Дмитрий Солонников.
Особая точка приложения капиталов из России – это островной Кипр, куда российские резиденты вывели более $4 млрд только в виде дивидендов. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Деньги, как правило, уходят в офшорные компании, а после "теряются", например, в Великобритании. На Кипре уже сейчас находится более $168 млрд русских денег в виде так называемых прямых инвестиций – это официальная оценка Центробанка на апрель этого года. И это несмотря на многочисленные призывы к деофшоризации.
Объясняется это очень просто – финансово-экономический блок саботирует меры по деофшоризации. Вот последняя инициатива президента, когда он открытым текстом сказал, что у нас богатые люди не платят налогов вообще и что пора принять меры к тому, чтобы обложить налогом дивиденды, выводимые в офшоры. Значит, соответствующие меры как бы были приняты Минфином. Но там было исключение для всех крупных компаний, которые торгуются на бирже. Вот эти люди и дают основной отток капитала. Кроме того, предлагаемые меры в борьбе с офшорами всегда принимаются с оговорками, то есть заключаются соглашения с этими налоговыми зонами. Понятно, что какая-то работа проводится. Но это пока не меняет моделей поведения людей, потому что люди делают то, что им выгодно. А элита российская – она служит только деньгам,
– сказал в беседе с Царьградом финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
Впрочем, отток капитала связан не только с предательским поведением части российской элиты. Другая причина – неадекватные решения правительства, конкретно Минфина.
Вот, пожалуй, самый яркий пример подобного поведения. Не так давно в парламенте один из самых влиятельных политиков, спикер Госдумы Вячеслав Володин устроил разнос главе Минфина Антону Силуанову:
Володин:
Вопрос прямой! Скажите, пожалуйста, почему выбран путь акциза, а при этом роль такого регулятора, как таможенная пошлина, вторична?
Силуанов:
Уважаемый Вячеслав Викторович, мы являемся членами ВТО…
Володин:
Стоп, стоп, стоп! Мы являемся членами организации, которая нас не защищает. Нам санкции ввели – и ВТО нас защитила? Нет. Где она?
Силуанов:
Разрешите, я продолжу… Наши экспортные товары по целому ряду других направлений будут обложены дополнительными налогами. Это будет решение ВТО, и мы потеряем рынки и доходы для наших экспортёров.
Прикрываясь ВТО, выкручивая руки бизнесу, который и так несёт весьма существенную фискальную нагрузку, господин Силуанов постоянно продавливает свои не очень адекватные и своевременные решения. Неудивительно, что часть предпринимателей предпочитают "прятать" деньги в виде прямых инвестиций за рубеж.
Любое бегство капитала, как и вывод денежных средств в офшорные юрисдикции, всегда обусловлено неуверенностью предпринимателей в стабильности ситуации, в которой они работают. К сожалению, за последнее время правительством России было принято несколько решений, которые заставляют бизнес сомневаться в том, насколько стабильна та система, в которой приходится работать. О чём идёт речь? Мы с вами знаем, что в течение последнего года фактически дважды принимались решения об увеличении налоговой нагрузки на бизнес. При этом последнее решение, которое мы с вами наблюдали, в части внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, касающееся металлургов, обложение дополнительными сборами прибыли металлургических компаний, принималось в удивительно спешном режиме, когда процедуры первого и второго чтения отстояли друг от друга всего на два дня. Очевидно, что это было сделано не просто так,
– не сомневается ответственный секретарь Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Максим Довгялло.
Что с того?
Россия давно превратилась в нетто-инвестора для глобальной экономики. Сотни миллиардов долларов покинули Россию и стали реальной поддержкой для других стран мира. И не стоит сильно удивляться подобному поведению части элиты, когда здесь нагадят, а после сбегут. Почему? Потому что само государство львиную долю ЗВР, которые превысили $600 млрд, само хранит за пределами России в иностранной валюте. О каком патриотизме в таком случае можно говорить?
Свежие комментарии