Объясняем, почему российская валюта резко упала к доллару и евро и что с ней будет дальше
Курс рубля неожиданно обвалился после нескольких недель укрепления в понедельник, 21 декабря.
Уже к полудню доллар и евро на торгах Мосбиржи прибавили почти по два рубля и дошли до 75,27 и 91,64 соответственно. Последний раз такие значения «россиянин» показывал в начале месяца.Одним из факторов снижения рубля стал локальный обвал цен на нефть. Баррель Brent, который до этого уверенно рос, снизился на 3,45% до 50,3 долларов. Впрочем, упали не только рубль с нефтью, но и все рынки, в частности, американский рынок снизился на сто пунктов.
Причина такой паники заключается в тревожных новостях из Великобритании, где обнаружили новый более заразный штамм коронавируса. О его распространении стало известно еще 14 декабря, а к понедельнику его уже обнаружили в Италии, Австралии и других странах. В Англии ввели жесткий локдаун, ряд европейских стран уже прекратили авиасообщение с Великобританией. Россия также на неделю прекратит перелеты в эту страну с 22 декабря.
Так как пока неизвестно, будут ли разрабатываемые вакцины действовать на новый особо контагиозный штамм вируса, рынки снова занервничали. Ведь новая волна локдаунов будет означать новый этап закрытия экономик, замедление темпов восстановление, снижение спроса и цен на нефть, падение интересов к активам развивающихся стран.
Впрочем, как рассказал «СП» ведущий аналитик финансовой группы «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский, нынешнее падение рубля не такое уж неожиданное. Скорее, аномальным было его предшествующее укрепление до 73 и выше. Эксперт не исключает, что это было не чем иным, как финансовой махинацией, с помощью которой из страны были выведены значительные суммы денег.
Ранее глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич также рассказывал «СП» о том, что рубль переоценен, и его укрепление может быть лишь надуванием финансового пузыря.
Дмитрий Голубовский не исключает, что сейчас мы увидим прокол этого пузыря, и курс рубля, как весной, снова взлетит до 80. Впрочем, если паника уляжется, он может закрепиться в районе 74−75, а к весне следующего года и подняться до 70 за доллар. Правда, только если обойдется без новых «черных лебедей» вроде очередной мутации коронавируса.
— Рубль в последние недели вообще вел себя аномально, — комментирует новости курса доллара Дмитрий Голубовский. — Сначала мы наблюдали аномальное укрепление, и трудно сказать, что происходит сейчас, — простое возвращение к норме или новая волна девальвации.
Если говорить о каких-то фундаментальных факторах, из-за роста инфляции наши ставки стали отрицательными, сальдо платежного баланса в ноябре также было отрицательным, так как начался отток капитала после победы демократов на выборах президента США. Но на этом фоне рубль укреплялся по непонятным причинам. Трудно было сказать, кто вообще его покупал. У меня такое впечатление, что это была манипуляция с курсом рубля, чтобы в ноябре без паники вывести большие деньги из страны.
Единственное, что работало в пользу нашей валюты — это дефицит ликвидности. Под конец года очень много рублей перевели в наличную форму, из-за этого возник дефицит, который мог поднимать курс. Но сейчас этот дефицит закончился, и это совпало с новостями из Великобритании, где появилась новая форма коронавируса. Поэтому сегодня падает все, но рубль особенно резко.
Главный вопрос сейчас в том, коррекция ли это к укреплению, которое потом продолжится, или же обвал и повторение весеннего сценария. Теоретически возможен любой из двух вариантов. Укрепление возможно, потому что в мире сохраняется море денег. В Америке приняли новый пакет стимулирования экономики на 900 миллиардов долларов. Глобальные риски, связанные с американскими выборами, уже ушли. Байден приходит к власти, и никто не собирается сопротивляться этому процессу.
Но возможен и вариант «ремейка» весны, если падение рынков продолжится такими же темпами, как сейчас. Тогда через несколько дней мы увидим жесточайший обвал, и курс доллара снова подскочит в район 80.
Чтобы делать какие-то выводы, нужно дождаться хотя бы конца дня. Эта паника может быть локальной на новостях из Британии, и тогда к концу сессии она успокоится. Если же это что-то более серьезное, и мы увидим крайне негативное закрытие дня с падением индексов и активов, завтра этот разгром продолжится и перейдет в сценарий, который был в марте этого года.
«СП»: — То есть любая негативная новость о коронавирусе может вот так обрушить рубль?
— Сейчас у рынка создалось впечатление, что коронавирус становится другим, и неизвестно, помогают ли вакцины от нового штамма. Весь рост оптимизма, который наблюдался последние полтора месяца, был связан с тем, что придумали вакцину, и она вот-вот победит COVID-19. А теперь неизвестно, будет ли она работать.
Ситуация на рынке совершенно неопределенная. А в отношении рубля она стала такой еще несколько недель назад, потому что его укрепление, на мой взгляд, было неоправданным. То, что происходит сейчас, похоже на возвращение к норме. 75 — это курс, который должен был быть и так.
Если же ситуация в мире продолжит нагнетаться, на 75 это падение не остановится. Курс рубля будет падать дальше, и очень быстро. Весной, напомню, за четыре недели курс улетел с 64 до 80, то есть потерял 25%. Это запросто может случиться сейчас, но с уверенностью говорить об этом нельзя. У нас очередной «черный лебедь» — новый штамм вируса. Пока мы видим только то, что волатильность высокая.
«СП»: — А ведь еще несколько недель назад эксперты прогнозировали укрепление курса рубля до конца года, получается, они же не сбудутся?
— Эти прогнозы не соответствовали действительности. Рубль может укрепиться и до 70, но не в этом году, а в следующем при благоприятной конъюнктуре. Весна — это традиционный сезонный фактор в пользу рубля. Платежный баланс страны весной всегда положительный и показывает лучшие результаты.
Когда платежный баланс отрицательный, как было у нас в ноябре, когда реальная ставка отрицательная, предпосылок для укрепления валюты нет вообще. Нынешний откат абсолютно нормален и он должен был произойти. Просто он произошел резко в силу того, что внешний фон негативный.
«СП»: — Есть ли шанс, что рубль избежит дальнейшего падения?
— Если падение остановится сейчас, рубль будет болтаться в коридоре 74,5−75,5 до конца года и в первой половине января. Если коронавирусная паника начнет нагнетаться, мы очень быстро увидим курс в районе 80. Он может не добить до панических значений, которые были перед президентскими выборами в США, потому что глобальные политические риски сейчас не так высоки.
Будем надеяться, что рубль застрянет на нынешнем уровне. Шансы на это есть, потому что паника вокруг коронавируса может уняться. Медики говорят, что когда вирус становится более заразным, он при этом становится и менее летальным, потому что ему не выгодно убивать носителя. Так что с биологической точки зрения все нормально, вопрос в том, как это будет воспринято рынками.
Пока паника умеренная, распродажи идут не такие сильные, американский рынок упал на 100 пунктов в пределах 3%. Нефть упала в пределах 5%, но это тоже не так страшно, такие падениябывали. Так что будем наблюдать за ситуацией, многое может определиться в конце торгового дня.
Заместитель директора департамента финансовых рынков банка «Солидарность» Роман Родин также считает, что укрепление рубля было не очень устойчивым, и сейчас вероятность его снижения до 76−77 высока.
— Российский рубль дешевеет на фоне падения нефтяных котировок, а так же значительного снижения мировых индексов. Новости из Британии о распространении новой разновидности коронавируса пошатнули «равновесие на мировых рынках» и спровоцировали участников к закрытию длинных позиции и выходу в кэш.
Уверенное поведения рубля в последние недели я бы связал с общей эйфорией относительного получения положительных тестов вакцин по COVID-19, но новости последних дней дали понять, что вопрос не снят с повестки дня и угроза для мировой экономики от распространения коронавируса остается.
«СП»: — Как будет себя вести рубль дальше?
— Сегодня первый день коррекции рубля, поэтому технически вероятность дальнейшего снижения до уровня 76−77 вполне высока. В дальнейшем ярко выраженных причин, которые могли бы послужить триггером для дальнейшей негативной динамики пока нет. Тем не менее, степень неопределенности остается высокой. Также нельзя забывать, что участники рынка могут хеджировать позиции покупкой долларов, что может дополнительно склонить курс рубля к дальнейшему снижению.
Если говорить о прогнозах, уровень в 72−73 был достигнут на прошлой неделе — тут аналитики были правы. Но сейчас настроение поменялось, и мы вряд ли вернемся к этим уровням в уходящем 2020 году.
Свежие комментарии