На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Да, на почте очереди, партизаны телеграммы шлют, "Москва тчк Разведорганы тчк...."ВТОРОЙ ФРОНТ ПРОТ...
  • Ливень
    вот НАХРЕНА??? нахрена эти презентации?чтоб вражины ознакомились и разработали противодействие?РОССИЙСКИЕ ДРОНЫ ...
  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...

Генеральский мундир, или Верх совершенства


Мундиры генералов Российской императорской армии 1812 года были просты, но элегантны, отличались шитьем на воротниках и манжетах и огромными эполетами. Мундир опоясывался шарфом. Брюки были белыми на парад, а в военно-полевой обстановке были из серого сукна. Шляпу-двууголку с кокардой и султаном надевали на голову вдоль по плечам.

Кадр из фильма «Гусарская баллада»

«А генералов надобно?» –
Спросил их купчик-выжига.
«И генералов дай!
Да только ты по совести,
Чтоб были настоящие –
Потолще, погрозней.
Давай больших, осанистых,
Грудь с гору, глаз навыкате,
Да – чтобы больше звезд!»

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

«Как хорошо быть генералом,
Как хорошо быть генералом,
Лучшей работы,
Я вам, сеньоры,
Не назову!
Буду я точно генералом,
Стану я точно генералом,
Если капрала,
Если капрала переживу!»

Эдуард Хиль «Строгий капрал»

История форменной одежды. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть портретная галерея героев войны 1812 года, где можно увидеть весь генералитет Российской императорской армии, увековеченный талантливой кистью английского портретиста Джорджа Доу. Мы смотрим на их мужественные лица, но порой забываем посмотреть на мундиры, в которых они позируют художнику.

Интересно: копии этих портретов стали со временем… популярным настенным украшением в крестьянских избах. Причем выпускались они в виде и черно-белых печатных гравюр – ценой подешевле, и в виде цветных литографий – подороже. Между тем как сами эти портреты представляют собой ещё и исторически точный источник по истории униформы, причем исключительно точный в деталях.

А ведь еще были портреты петровских и елизаветинских вельмож, приближенных ко двору фаворитов Екатерининской эпохи, зачастую тоже генералов, словом, если мы приглядимся ко всем этим портретам, то узнаем очень много интересного… да-да, о генеральской военной униформе за долгие-долгие годы. Хотя, разумеется, рассказывается про неё и в различных изданиях по униформологии.

Итак, сегодня рассказ у нас пойдет о генеральских мундирах разных стран и народов за срок без малого в 300 лет!

Генеральский мундир, или Верх совершенства

Мундир прусского генерала 1757 года. Прусский генералитет по примеру своего императора дорогих мундиров не носил. Шили их по лекалам соответствующих войск, чтобы сразу была видна его принадлежность.
Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 83

Во все времена командиры отличались пышностью своего военного костюма, причем пышность была прямо пропорциональна участию того или иного начальствующего лица. Хотя случались и такие люди, что, возможностям вопреки, одевались подчеркнуто просто. Ну взять хотя бы того же Наполеона.


Британский генерал-лейтенант 1785 года. Генерал носит так называемый малый мундир, принятый с 1767 года до конца XVIII века. От офицерского мундира его отличал специальный золотой галун с цепным узором и пуговицы, на которых была отчеканена шпага и командирский жезл. Ранг определяло расположение пуговиц и пуговичных шнуров. В 1791 году были введены два погона для генералов и штаб-офицеров пехоты. Шляпа-треуголка, причем достаточно простая и без плюмажа.
Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 121

В России, когда заводили «регулярство», то сначала ограничивались цветными шарфами да опушками на треуголках, потом появились галуны, множество пуговиц, однако как таковой генеральский мундир в российской армии не существовал, вернее – не был регламентирован вплоть до 1745 года.


Российский генерал-фельдмаршал пехотный 1793 г.
Иллюстрация из книги Якова фон Люде. «Изображение мундиров российско-императорского войска». Художник и гравер Х. Г. Г. Гейслер. СПб, 1793

Однако есть протокол заседания Адмиралтейской Коллегии от 17 мая 1745 года, в котором речь идет о том, чтобы подать на высочайшее имя проект новой униформы для флотских офицеров флота, причем на основе цветов Андреевского флага, то есть иметь белый мундир с синим прибором и камзолом или же, напротив – синий с белым. А ещё там сказано следующее:

«А понеже… флагманам и состоящим в бригадирских рангах кафтаны и камзолы такового ж цвета, какие будут у морских офицеров, по примеру сухопутного генералитета камзолы богатые с широким золотым галуном».


Генерал-фельдмаршал Степан Федорович Апраксин (1702–1758). Портрет работы неизвестного художника. 1757 г. (Местонахождение неизвестно, до 1917 года находился в имении Апраксиных «Ольгово»). Образец «неуставного» мундира

То есть новое флотское обмундирование для флагманов флота планировалось создавать на основе армейских генеральских мундиров, но в отличных от сухопутных «морских цветах». Государыня императрица подумала и повелела господам морским офицерам иметь мундир белого цвета с зеленым прибором и камзолом, и приказывалось «построить образцы для флагманов, штаб и обер-офицеров». То есть генеральские мундиры в 1745 году уже были и включали головной убор, кафтан и «нижнее платье».


Фёдор Иванович Голицын (1700–1759), генерал-майор. Неизвестный художник. Государственный исторический музей

Шляпы полагалось украшать «золотым позументом и... пристойными плюмажами». Причем позумент сей был не из дешевых и стоил около 12 рублей. Причем на обшивку всего одной шляпы его тратилось до 2 аршин (1,42 м). Плюмаж был тоже недешевый и стоил до 5 рублей, тогда как штаб-офицерский – всего 3 рубля. Белого банта-кокарды с золотой петлицей до 1764 года генеральские шляпы не имели.


Вице-адмирал Петр Гаврилович Кашкин во флагманском мундире. Неизвестный художник начала 1760-х гг. Калужский областной художественный музей

Цвет мундирного кафтана образца 1745 года у генерала определялся по роду войск. Если мы посмотрим на портретах генералов тех лет, то увидим, что у пехотных генералов цвет был темно-зеленый с красным, у генералов «от кавалерии» – синим с красным, и белый с зеленым – для высшего флотского офицерства.


Генерал Степан Антипович Языков в вицмундире. Неизвестный художник, 1760 г. Тульский областной художественный музей

Из адмиралтейских протоколов известно, что на один флагманский мундир вместе с камзолом нужно было 5 аршин (3,55 м) сукна белого цвета и 2 аршина (1,42 м) зеленого, по цене 3 рубля за аршин. Да ещё на подбой шло 8 аршин (5,68 м) зеленой и ещё 2,5 аршина (1,78 м) белой ткани. Прибавим сюда 29 медных (и скорее всего, позолоченных), кафтанных пуговиц, затем 39 пуговиц на камзол и 45,5 аршина (32,3 м) золотого позумента шириной в 1,25 вершка (5,6 см) на обшивку. То есть цена мундира была просто «поднебесной».


Маршал Франции около 1810 г. В 1804 году Наполеон I восстановил звание маршала Франции, упраздненное в 1793 году, как высшее воинское звание. Маршалы и генералы Франции носили однобортные мундиры фрачного покроя из темно-синего сукна высшего качества с высоким стоячим воротником и круглыми разрезными обшлагами. Маршальский мундир отличался от генеральского более богатой вышивкой дубовыми листьями, маршальскими жезлами на погонах, пуговицами, бело-золотым кушаком.
Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 135


Мундир генерала наполеоновской армии был тоже очень красив, но все же победнее маршальского. На голове генералы носили черную фетровую двуугольную шляпу, по краям полей обшитую золотыми фигурными галунами с растительным орнаментом.
Кадр из кинофильма «Гусарская баллада»

Покрой генеральского мундира 1745 года был типичным для мужского костюма середины XVIII века, то есть имел небольшой отложной воротник, большие карманные клапаны и разрезные обшлага, причем размеры последних не регламентировались и могли быть как угодно велики. Галуны, причем двойные, нашивались по обоим бортам, шву на спине, а одинарными обшивали воротник и прочие швы, а также и фалды боковых разрезов. Но, судя по портретам, галуны могли нашиваться в соответствии со вкусами владельца данного мундира, ну и его финансового положения, если вдруг ему хотелось чего-то там к казенному мундиру прикупить. При этом галунная выкладка по бортам кафтана могла располагаться как в виде петель, так и зигзагов.

Что касается цвета штанов, то они, как правило, повторяют цвета и камзолов, и кафтанов.


Австрийский генерал-майор 1809 г. В австрийской армии конца XVIII –начала XIX вв. при общем белом цвете униформы генералы были одеты в красные штаны. Интересно, что А. В. Суворов в Альпийском походе тоже носил мундир австрийского генерала, и никто его за это в недостатке патриотизма не упрекал. Что было удобнее всего по обстановке, то и носил. Но вот зачем к белому мундиру и красным штанам ещё и зеленый плюмаж на шляпу?
Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 151


Также брюки красного цвета при национальном, венгерского покроя со шнурами мундире, носили и революционные венгерские генералы в ходе революции 1848–1849 гг. Ну… вот хотелось им выглядеть ярко и красочно и ещё вдобавок подчеркнуть национальный характер своей униформы!
Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 225


Зато от всей этой роскоши цветов у генералов австрийской армии в 1910 году осталась только лишь пыльного серого цвета шинель на красной подкладке и темно-синий двубортный китель. Ну и, конечно, расшивка золотом воротника-стойки.
Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. Uniformen europaischer Armeen. VEB, Berlin, 1978. P. 259

Подобные мундиры, естественно, предназначались не для повседневного ношения, а в качестве парадного генеральского обмундирования, которое, впрочем, нередко носили и на службе «по всяк день», был бы лишь к тому «случай», например, вызов во дворец. Но, поскольку стоили оно дорого, в феврале 1746 года последовал указ Адмиралтейств-коллегии о необходимости генералам и офицерам флота шить повседневные мундиры простыми, без галунной отделки, но цвет их должен был повторять цвет парадных. Это был так называемый вицмундир, употреблявшийся в качестве служебной строевой и походной формы. Но в этом случае ранг генералов определяли по плюмажам на шляпах, шарфам и… теснящимся на груди орденским звездам!



В российской императорской армии внешний вид генеральской униформы изменился лишь в эпоху правления императора Александра II. Перед нами генерал Лейб-гвардии Драгунского полка 1869 года.
Из книги «Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол государя императора Александра Николаевича». СПб, 1869

Кстати, генеральские шарфы, известные по портретам сухопутных генералов, были тоже недешевы, так как делались из золотой и черной шелковой нити, и имели массивную бахрому на кистях. Богато выглядели и темлячные кисти, а сами темляки шились из шелка.


Генералы Российской императорской армии в походной форме 1868 г. Здесь очень хорошо видны все произошедшие в их обмундировании в это царствование изменения.
Из книги «Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол государя императора Александра Николаевича». СПб, 1869

Примерно по таким же принципам создавались генеральские мундиры и за рубежом, хотя, вне всякого сомнения, в их построении имелись серьезные различия и по странам, и по моде.

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх