На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Война хищников с хищниками. Как американцы воевали за торговлю наркотиками

Война хищников с хищниками. Как американцы воевали за торговлю наркотиками
Сражение «Энтерпрайза» и «Триполи». С рисунка (около 1878 года) капитана Уильяма Бейнбриджа Хоффа, ВМС США, из коллекции Военно-морского ведомства

ики воевали за контроль над опиумной торговлей.

Варварийский берег


Великобритания и Франция, которые имели самые сильные ВМС в Европе, в конце XVIII века вели борьбу за доминирование в Средиземном море. При этом они вынуждены были договариваться с правителями Алжира, Туниса и Триполитании, которые формально ещё входили в состав Османской империи, но де-факто были независимы. Экономика Алжира, Туниса, Триполи и Марокко базировалась на торговле (включая работорговлю), с судов различных стран, которые посещали регион, брали пошлину.

Важную роль в государствах Варварийского берега (средневековое название средиземноморского побережья Северной Африки от Марокко до Египта) играли местные пираты, тесно связанные с местными правителями. Интересно, что их услугами пользовались и британцы, чтобы придавить конкурентов.

С помощью дипломатии, силовой демонстрации и подачей британцы и французы контролировали торговлю с Турцией. Эти соглашения касались и американских торговцев, которые активно осваивали европейский и мировой рынок. До 1776 года Штаты были колонией Великобритании, а после объявления независимости, вступив в 1778 году в союз с Францией, пользовались теми же преимуществами, что и французы.

В результате 20-летней войны Англии против Франции, которая началась в 1793 году, правители североафриканских государств, которые в сущности были пиратами и работорговцами, перехватили прибыльную средиземноморскую торговлю, в частности торговлю наркотиками. США, чтобы не лишиться этой торговли и, не имея до конца XVIII века военного флота, чтобы поддержать свои интересы, в период с 1787 по 1797 год заключали с правителями Марокко, Алжира, Триполи и Туниса договоры, по которым обязались выплачивать им пошлину за право спокойной торговли американских купцов в Средиземноморье. Периодически местным правителям доставляли всевозможные подарки.

Так, в 1784 году Конгресс США выделил деньги на выплаты пиратам и уполномочил своих послов в Англии и Франции (Джона Адамса и Томаса Джефферсона) заключить мирные договоры с государствами Варварийского берега. США платили до 1 млн долларов ежегодно в течение последующих 15 лет за право свободного прохода по Средиземному морю и за возвращение американских заложников.


Капитан Уильям Бэйнбридж платит дань дею. Автор – Генри Александр Огден

Торговая экспансия США


В конце XVIII века американцы развили особенно широкую торговлю в Средиземноморском бассейне. Здесь были заложены основы экономического проникновения США в Китай. Не имея возможности в результате противодействия британской Ост-Индской компании вывозить опиум из Индии, американские торговцы приобретали его в Турции и с большой выгодой сбывали в Китае, Индонезии и других странах Азии.

Американские купцы получали сверхприбыли от торговли с Турцией. Они покупали там опиум по цене 3 доллара за фунт (0,45 кг) и везли его в Китай. В Кантоне опиум продавали уже по цене 7–10 долларов. Прибыль составляла 150–200 %. Также много опиума сбывалось в Индии и Индонезии. На рубеже XVIII–XIX вв. США добились широких льгот от Порты, которая заметно деградировала и уступала свой рынок европейцам и американцам. Это облегчило американцам взятие под контроль опиумных рынков Леванта.

Одним из первых американских мультимиллионеров, составивших свое богатство на хищнической торговле со странами Азии и Африки, был филадельфийский коммерсант С. Жирар. Он получил у себя на родине кличку «Одинокий Мидас». Основным его занятием являлась спекулятивная торговля опиумом. Накопив большие богатства в результате преступной торговли опиумом, Жирар стал заниматься банковским делом. В 1813 году он считался богатейшим человеком США. Вместе с Жираром в сверхдоходной опиумной торговле участвовали многие другие американские предприниматели. В начале XIX века на этой торговле поднялись капиталистические «династии» – Асторы и Перкинсы.

В первой половине XIX века опиум являлся важнейшей составной частью американских закупок в Османской империи, занимая в них первое место по стоимости. С помощью опиума американцы выкачивали серебро из Поднебесной.

По мере роста американской торговли увеличивались аппетиты и претензии североафриканских правителей. Договоры нарушались, североафриканские пираты захватывали и грабили американские суда, за захваченных пленных требовали выкуп. Это стало поводом для первой заморской войны США.

Одновременно США создавали военный флот. В 1794 году Конгресс принял закон о военно-морском флоте, который предусматривал постройку 6 фрегатов. В 1797 году в строй были введены первые 3 фрегата, в том числе «Конституция» (Constitution). 30 апреля 1798 года было создано отдельное министерство ВМС. В 1798–1800 гг. были построены около 30 кораблей, действовавших против французских каперов.


Спуск на воду фрегата USS Constitution («Конститьюшн», «Конституция»), 1797 год

Триполитанская война (Первая берберийская война)


В 1801 году к власти в США пришёл Томас Джефферсон, который вместе с его партией демократов-республиканцев (Джефферсоновские республиканцы – политическая партия США, существовавшая с 1792 по 1825 год) считал, что выплата дани мало поможет торговле и только вдохновит североафриканских пиратов на новые атаки и требования. Он предлагал сосредоточить усилия на экспансии на запад, вглубь материка, строить флот, чтобы отказаться от выплаты дани.

Сразу после инаугурации Джефферсона триполийский паша Юсуф Караманли потребовал 225 тыс. долларов дани. Джефферсон наконец-то получил возможность ответить отказом. Караманли объявил войну традиционным способом – срубил флагшток с американским флагом в посольстве. Марокко, Алжир и Тунис вскоре присоединились к своему союзнику.

В ответ Джефферсон решил отправить эскадру для защиты интересов США в Средиземном море и оповестил об этом Конгресс. 20 мая 1801 года морской секретарь США Б. Стоддарт приказал так называемой эскадре наблюдения (корабли «Филадельфия», «Эссекс», «Президент» и «Энтерпрайз») двинуться в Средиземное море для оказания нажима на Триполи. Всего в трёх эскадрах, направленных в Средиземноморье, было 12 фрегатов, 3 брига, несколько других судов.

Конгресс не голосовал за объявление войны, она и так фактически шла. Но президенту дали все полномочия для ведения боевых действий, капитанам разрешили захватывать любые суда и грузы, которые принадлежали триполитанскому паше, и совершать другие необходимые действия, оправданные в условиях войны. При этом в США было много противников войны в Африке – слишком дорогое удовольствие.

В это же время против североафриканских пиратов воевала и Швеция, которая пыталась блокировать порты и освободить своих пленных граждан. Но вскоре шведы выкупили своих граждан и прекратили военные действия.

На начальном этапе столкновений было мало. Берберийские пираты избегали хорошо вооруженных американских кораблей. У американцев не было сил, чтобы совершать серьёзные операции на берегу, против пиратских баз. Единственным серьёзным столкновением стал бой между фрегатом «Энтерпрайз» и корсаром «Триполи» в августе 1801 года. Американцы захватили судно. Однако паша Триполи не проявил особого испуга.

На следующий год Вашингтон решил усилить контингент и в течение года перенаправил в Средиземное море лучшие корабли флота, назначив командующим Эдварда Пребла. В 1803 году Пребл усилил блокаду портов, а также разрешил ВМС устраивать рейды против прибрежных городов.


Фрегат «Конституция». 1803 г.

Поджог фрегата «Филадельфия»


В октябре 1803 года берберийским пиратам удалось захватить целым и невредимым фрегат «Филадельфия», который сел на мель во время патрулирования Триполийской гавани. Американские моряки, находясь под постоянным обстрелом со стороны береговых батарей и вражеского флота, безуспешно пытались освободить корабль. Корабль, экипаж и капитан Уильям Бэйнбридж сложили оружие, были доставлены на берег и взяты в заложники. Фрегат позже поставили на якорь в гавани и превратили в артиллерийскую батарею.

Ночью 16 февраля 1804 года лейтенант Стивен Декейтер с небольшой группой моряков совершил дерзкую операцию. Американец использовал незадолго до того захваченное вражеское судно, чтобы, не поднимая тревоги, подплыть к самому борту «Филадельфии».

Американцы были одеты как мальтийские или мусульманские моряки. На борту был Сальвадор Каталано из Сицилии, который свободно говорил на арабском языке. Каталано сообщил персоналу гавани, что их судно потеряло якорь во время недавнего шторма и теперь им необходимо убежище для выполнения ремонтных работ.

Судно Декейтера спокойно подошло к фрегату, атаковало врага. Абордаж был внезапным: около 20 триполийцев были убиты, один захвачен в плен, а остальные бежали, выпрыгнув за борт. Никто из американцев не погиб, лишь один получил лёгкое ранение саблей.

Попытка угнать корабль не увенчалась успехом, поэтому лейтенант сжёг «Филадельфию». Команда успешно эвакуировалась.

Эта храбрая вылазка была увековечена в первых же строках гимна морской пехоты США, а лейтенант Стивен Декейтер стал одним из первых героев Америки и флота после войны за независимость. В 1804 году в возрасте 25 лет он получил звание капитана, в значительной степени за его смелость в поджоге корабля в порту Триполи, став самым молодым моряком в таком звании.


«Филадельфия» на мели неподалёку от Триполи, 1803 год

Атака Триполи


После успешной операции по уничтожению «Филадельфии» коммодор Эдвард Пребл решил атаковать сам порт Триполи, для чего собрал эскадру из девяти кораблей. Американцев поддерживало Королевство Сицилия, которое также вступило в войну с Триполи.

3 августа 1804 года началась бомбардировка Триполи. Однако пираты ожидали нападения и дали отпор. Загруженный взрывчаткой брандер «Бесстрашный» хотели использовать, чтобы сжечь вражеские корабли и повредить гавань, но противник его вовремя обнаружил и уничтожил корабельным огнем. Погиб капитан Ричард Сомерс и весь экипаж судна. Также был смертельно ранен младший брат С. Декейтера Джеймс Декейтер.

Одержимый местью Стивен Декейтер пошёл на абордаж вражеского судна, капитан которого ранил его брата. В этой схватке он едва не погиб, но его спас товарищ. Стивен отомстил за брата: убил триполитанского капитана.

Но в целом операция провалилась, Триполи взять не удалось. Повторная атака Триполи 24 августа также не принесла успеха.

Тогда американцы попытались использовать пятую колонну, организовать переворот в Триполи.

Американские дипломаты – В. Итон в Тунисе и Дж. Каткарт в Алжире – разработали план проведения внутреннего переворота в Триполи и утверждения на престоле ставленника США. Для этой цели намечалось использовать брата паши – Хамета Караманлы, потерпевшего ранее поражение в борьбе за власть.

С его помощью весной 1805 года американцы набрали отряд христианских и мусульманских наёмников (около 500 бойцов), который усилили небольшим подразделением американских морпехов. Отряд совершил тяжёлый рейд из Александрии в Дерну через Ливийскую пустыню. 27 апреля 1805 года этот небольшой отряд, поддержанный с моря одним фрегатом, смог захватить стратегически важный город Дерна, открыв тем самым себе дорогу на Триполи.

Война и морская блокада истощили казну триполитанского паши Юсуфа Караманли, на трон претендовал паша Хамет, противник захватил Дерну, угрожая Триполи. Поэтому 10 июня 1805 года паша подписал перемирие. Вашингтону угрожала война с Британией, поэтому партия мира взяла вверх над партией продолжения войны. В частности, Уильям Итон, бывший консул США в Тунисе, предлагал продолжить атаку на Триполи и привести к власти Хамета Караманлы.

США обязались выплатить 60 тыс. долларов за освобождение военнопленных (300 человек). Навязав Триполи свои условия, американский флот направился в Тунис, правитель которого, недовольный интригами американского дипломатического представителя и подстрекаемый британским консулом, предложил американцу покинуть Тунис. Под дулами корабельных орудий правителю Туниса были продиктованы условия мира.

Первая берберийская война серьёзно подняла престиж армии и флота США. Она показала, что Америка способна вести войну далеко за рубежом и расширять свою торговлю с помощью «дипломатии канонерок».


Эдвард Моран. Сожжение фрегата «Филадельфия» на доках Триполи, 16 февраля 1804 года

Алжирская война (Вторая берберийская война)


США не смогли решить основную проблему, которая мешала их торговле опиумом. Уже в 1807 году африканские пираты возобновили нападения на торговые суда США. Не имея возможности ответить на эти нападения, американцы негласно вернулись к прежней практике выплаты дани.

Ответить на провокации не позволяла стремительно накалявшаяся международная обстановка: в 1812 году началась война США с Британией. Американцы захотели отнять у британцев Канаду, пользуясь тем, что Англия была связана войной с Наполеоном, но получили по шапке. Так, в 1812 году дей Алжира Хаджи Али («дей» – от турецкого почётного титула dayı, буквально означающего «дядя») выдворил из страны американского консула и объявил Америке войну в связи с неуплатой положенных ежегодных выплат. Но Вашингтону было не до войны в Африке.

В феврале 1815 года закончилась война с Англией. 3 марта 1815 года конгресс США одобрил выдвижение к побережью Алжира 10 кораблей под командованием Стивена Декейтера и Уильяма Бэйнбриджа, ветеранов Первой берберийской войны. Эскадра Декейтера отбыла в Средиземное море 20 мая 1815 года. Бэйнбридж задержался с подготовкой экипажей и фактически не успел поучаствовать в войне.

К 15 июня 1815 года Декейтер достиг Гибралтара, где узнал о том, что совсем недавно здесь проходили крупные алжирские суда. Декейтер незамедлительно пошёл в погоню. Через 2 дня его эскадра, насчитывавшая 9 кораблей, сумела догнать флагман алжирского флота – 64-пушечный фрегат «Мешуда». Алжирцы отчаянно сопротивлялись, пытаясь прорваться в нейтральный порт, но ничего поделать не смогли.

В итоге Декейтеру удалось захватить корабль и около 400 пленников. Чуть позже подобным образом был захвачен бриг «Эстидио».

К концу июня американская эскадра достигла Алжира. 3 июля паша Алжира Омар Ага капитулировал перед угрозами Декейтера и информацией о скором прибытии второй эскадры из Америки. Американцы возвращали Алжиру корабли «Мешуда» и «Эстидио» и 486 пленных в обмен на пленных американцев и европейцев. Алжирский паша обещал американским купцам свободный проход. США предоставлялись права «наиболее благоприятствуемой нации». Также Алжир обязался выплатить 10 тыс. долларов в виде компенсации.

Вслед за укреплением позиций США в Алжире были произведены соответствующие «визиты» американского флота в Тунис и Триполи, которым пришлось под угрозой войны выплатить крупные контрибуции. После этого США решили создать постоянную Средиземноморскую эскадру, чтобы защищать свои торговые интересы в регионе. Её корабли обычно зимовали у порта Маон на острове Менорка (Балеарские острова) и несли регулярную патрульную службу.

Весной 1816 года к берегам Алжира пришел объединенный англо-голландский флот. После безуспешных переговоров европейцы в августе разгромили берберийский флот. Алжир капитулировал, освободил европейских пленников, обещал больше не разбойничать и не помогать пиратам, признать независимость Ионических островов.


Портрет Стивена Декейтера (художник Орландо Лагман, 1820)

Итоги


В результате Второй берберийской войны государства Варварийского берега утратили основной источник дохода и быстро перестали играть серьёзную роль в Средиземноморье.

Ситуация после этих событий изменилась кардинально, государства Северной Африки сами стали из хищников жертвами более современных колониальных держав. Алжир и Тунис стали колониями Франции, Марокко разделили между собой Испания и Франция. Триполитания сначала вернулась под власть Турции, затем её отбили итальянцы.

В американской историографии эти столкновения обычно громко именуются «войнами за свободу плавания на Средиземном море для всех наций». На самом деле это была война хищников за сверхприбыльную торговлю наркотиками. За рынки Средиземноморья, Африки и Азии.

Таким образом, это была война американских хищников против североафриканских паразитов-чужих. Молодые хищники из США вышли на мировой простор и захватили сверхприбыльную торговлю в Средиземноморье, особенно рынок опиума. Торговля наркотиками и рабами дала США первоначальный капитал для промышленной революции.

Старые, ведущие свою историю из глубокой древности североафриканские рабовладельческие, пиратские кланы, которые паразитировали на торговле Средиземноморья, Леванта и Африки, проиграли, хотя и сохранили часть позиций. Затем Северная Африка попала под контроль европейских колонизаторов.

В 20–30-е годы XIX века американцы попытались развить успех в Средиземноморье. Бывший государственный секретарь Дж. К. Адамс, который в 1825 году стал президентом США, решил добиться у султана соответствующей платы за свою благожелательную к Порте позицию в вопросе о греческой революции. В 1825 году к берегам Порты была направлена внушительная военно-морская эскадра во главе с коммодором Роджерсом.

Переговоры длились до конца 20-х годов и носили секретный характер. Американцы добивались свободного доступа своих судов во все турецкие порты и прохода их через Дарданеллы, а также предоставления права назначать своих консулов в любой из городов Турции.

В итоге в мае 1830 года между США и Османской империей был подписан договор, который юридически закреплял уже предоставленные ранее предпринимателям США права и привилегии «наиболее благоприятствуемой нации» и устанавливал льготный тариф на ввоз в Турцию американских товаров.

Также американцы в начале 1830-х годов добивались от Королевства Обеих Сицилий (Неаполитанское королевство) передачи им в собственность Сиракуз. Там планировали организовать опорную базу. В качестве предлога был выдвинут довод о том, что еще во время правления короля Неаполя Иоахима Мюрата (1810–1815) было захвачено несколько американских судов. Вашингтон в связи с этим потребовал возмещения убытков в размере 200 тыс. фунтов стерлингов, либо отдать им Сиракузы.

Неаполитанское правительство отказалось отдавать Сиракузы. Тогда американская эскадра вошла в Неаполитанский залив и навела свои орудия на прекрасный Неаполь. Король выплатил американцам «долг».


Томас Луни. Бомбардировка Алжира англо-голландским флотом, 27 августа 1816 года
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх