В прошлой статье рассматривался опыт боевого применения MRAP-ов армией США.
Сегодня речь пойдет о том, чем в этом направлении располагает Россия.
Отечественный парк MRAP-ов условно можно разделить на большие и малые.
Большие MRAP-ы представлены автомобилями серии Тайфун, которые имеют приставку к названию, обозначающую платформу - Тайфун-К (Камаз), Тайфун-У (Урал). Вместимость 12–16 человек. Броня в базе держит 7,62 по кругу, с возможностью увеличения защиты за счет дополнительных модулей, вплоть до защиты от крупнокалиберных пулеметов. Вес составляет от 18 до 25 тонн.
Принимая во внимание упомянутую в прошлой статье дороговизну и сложность в эксплуатации, на первый взгляд непонятно, зачем для решения одной и той же задачи понадобилось создавать два автомобиля?
Такое решение поначалу кажется плохим, поскольку приводит к увеличению стоимости, ведь вместо одной большой серии в производство пойду две маленькие. Так ведь еще и обслуживать будет сложнее - увеличится номенклатура запчастей, необходимым к наличию на пунктах ТО.
Однако не все так однозначно. Если сделать один завод монополистом, его КБ расслабится и перестанет «стараться». Куда армия денется, если альтернатив нет? Поэтому «и так сойдет».
Зарубежный опыт в этом плане аналогичен. Конкуренция напрямую отражается на качестве. Но при этом государство должно «гарантировать» КБ хотя бы небольшую прибыль по итогу, даже если на вооружение принят другой вариант. Кроме того, какие-то отдельные технические решения могут быть адаптированы на тот автомобиль, который победил в конкурсе. (Например, в США в конкурсе на создание МРАП-ов помимо компаний, специализирующихся на армейских тягачах (Ошкош), принимали участие фирмы, традиционно занимающиеся самолетами).
В армии эксплуатируются оба варианта (монообъем или кабина+отсек), и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Монообъем улучшает обитаемость. Дает лучшие возможности по перемещению экипажа внутри ТС (возможность быстро заменить водителя). Потенциально лучше защищает двигатель (при определенных схемах компоновки узлов). Еще одной отличительной особенностью монообъема является лучшая устойчивость в условиях наличия в воздухе потенциально опасных примесей (газа). Машина герметична, а общая система кондиционирования позволяет комфортно находиться внутри.
В свою очередь, отдельный десантный модуль так же не лишен плюсов. Он позволяет разрабатывать унифицированную платформу на базе шасси. То есть (в случае необходимости) десантный отсек снимается. А на его место устанавливается любой другой перспективный модуль, включая модули вооружения (ПВО, ОТРК, ствольная артиллерия).
Также это позволяет заменить только бронекапсулу, если подорвалась кабина (подрывы мин и СВУ нажимного действия происходят под передними колесами). Бронекапсула ставится на новое шасси.
Или наоборот, если были попадания из крупных калибров или гранатометов в бронекапсулу, а ее ремонт может быть нецелесообразен, то в таком случае заменяется только она.
На выживаемость влияет не только класс защиты, но и то, как бойцы размещаются внутри капсулы. Дело в том, что вторичными поражающими факторами могут являться незакрепленное снаряжение или выступающие части «интерьера».
В настоящий момент в этом направлении ведутся исследования наподобии тех, которые проводятся в сфере гражданского автомобилестроения. Изучается воздействие разных факторов на безопасность бойцов – оптимальное расстояние от головы до потолка, угол в коленном суставе, способ крепления спинки, конструкция ременной системы и ограничителей положения головы и т.д. В результате постепенно обкатываются различные варианты и выбираются наиболее удачные.
В сети есть видео сравнения украинского и российского МРАП-ов (ниже оно «отмотано» на интересующий нас момент).
В этом видео автор указывает на то, что в «Тайфуне» неудачное крепление оружия, в которое бойцы будут упираться. А вот в украинской машине оружие предлагают хранить в ящиках.
Думаю, что в случае начала обстрела, солдаты будут только рады упираться в свое оружие, а не ломиться скопом к своим ящикам.
В действительности же ящики предназначены для хранения «дополнительного объема снаряжения», но никак не для закрепления штатного. То есть в украинской версии на деле нет альтернативы креплениям оружия (помимо того, что и самого Краза скоро не станет).
Так же следует понимать, что в данном видео рассматривался только «один из» вариантов использования внутреннего объема. В нем разработчиками предусмотрено наличие для нужд каждого бойца объема в 20 литров для размещения допснаряжения. И находится этот объем за спиной каждого бойца.
Если присмотреться, то можно увидеть, что кресла находятся не на уровне стены, а выдвинуты вперед.
Есть схема посадки и с расширенным проходом.
Какой вариант будет «забракован» военными по результатам эксплуатации в Сирии, покажет время. Хотя думаю, что ответ очевиден.
Так же отдельно хочется упомянуть и об ограничителях для головы. Они предотвращают опасные нагрузки на шейный отдел позвоночника, возникающие при подрыве.
Боевых модулей разработано множество, со своеобразной электронной начинкой и в разных калибрах.
Что касается калибров, следует учитывать, что МРАП имеет большую высоту. Из-за этого импульс отдачи действует на шасси с большим рычагом, что способствует раскачиванию корпуса. В результате, несмотря на значительный вес, вести прицельный огонь из 30-мм пушки на дистанции, адекватные для этого калибра (2–3 км), становится сложно.
Поэтому предполагается использование меньших калибров, условно «до КПВТ».
Вариант с дистанционным управлением, безусловно, более технологичен, но имеет свои недостатки - отказоустойчивость.
Какая бы проблема не возникала (пульт управления, ствол, механизм поворота, оптическая система), весь модуль становится небоеспособен. Что очень актуально, если мы вспомним истории про эксплуатацию такой техники в удаленных районах.
В случае с турелью, если что-то произошло - просто устанавливается другое оружие.
Заказчику (в лице Минобороны) в инициативном порядке было предложено разработать системы отстрела дымовых завес. Однако эта опция не была одобрена. В будущем ситуация может измениться.
В качестве альтернативы остается возможность включить в «комплект стандартной поставки» пару ГМ-94 с БК разного типа.
Данное решение позволит применять дымовые, газовые, светошумовые и осколочные гранаты.
Также существует версия «Тайфун-К» в таком исполнении (КАМАЗ-63969).
Как видно из формы кабины, это более «танкующий» вариант, что сказывается и на весе. Он близок к 28 тоннам.
В качестве «опций» в этой версии (и в других автомобилях) присутствуют следующие системы:
- автономная дизельная установка запитывает электросеть при выключенном двигателе;
- автоматическое пожаротушение;
- камеры кругового обзора;
- автоматическая подкачка шин.
Малые машины серийно представлены «Тиграми» разных модификаций, помимо прочего различающихся классами защиты (от 3 до 5). Вместимость от 5 до 7 человек (официально указаны цифры до 9).
Для них характерно все то же, что и для «больших» братьев. Они обкатывают разные технические решения: как сидеть, на чем сидеть, как крепить оружие, размещать БК и т.д.
Отдельно хочется упомянуть автомобиль «Стрела».
На корпусе с завода есть специальные крепления для транспортировки на внешней подвеске вертолета Ми-8 на расстояния до 500 км. Данное решение наиболее актуально в гористой местности (где 500 км – это не 500 км по немецкому автобану, а 1000 км сафари по грязи с уклонами под 20 градусов).
В остальном же анонсировано, что данный автомобиль в сравнении с «Тигром» (примерно так же, как новый бритвенный «Джилет» с тремя лезвиями против того, который лишь с двумя) – это то же самое, но только быстрее, легче, и лучше защищает. Насколько это соответствует действительности, сказать сложно.
В техническом плане, у России есть все, что необходимо. Поэтому улучшения требуют не так уж и много параметров.
Одна из основных задач - патрулирование и наблюдение. Для того, чтобы максимально эффективно реализовать эту функцию, необходимо дооснастить имеющиеся образцы оптико-электронным комплексом на выдвижной мачте. Подобные комплексы активно применяются при организации современных пунктов наблюдения на государственной границе РФ (и везде в мире).
В их состав обычно входит оптика высокой кратности в комбинации с различными наворотами в виде тепловизора и т.д. Несмотря на то, что сейчас активно используются легкие разведывательные БПЛА, подобная мачта позволяет не зависеть от наличия в воздухе беспилотника. Также это многократно увеличит потенциал техники в контексте автономного наблюдения за районом, повысит безопасность экипажа, исключив ряд ситуаций, когда может потребоваться покинуть защищенный транспорт.
Ещё данное решение позволяет повысить выживаемость самого транспортного средства, за счет возможности вести наблюдение из-за укрытий, спрятав большую по площади бортовую проекцию за забор, дом или за естественные элементы ландшафта. Одновременно увеличив и скрытность такого наблюдательного пункта. Подобное решение позволяет защитить транспорт от атаки ПТУР-ами или от крупнокалиберного пулемета на пикапе.
Другим «техническим» аспектом развития является замещение иностранных комплектующих на отечественные. Работа в данном направлении также ведется. Например, изначально использовались французские шины, сейчас появились их российские аналоги. Аналогичная ситуация и с двигателями (хотя и встречаются нарекания).
В завершении хотелось бы рассмотреть один эпизод практического применения МРАП-ов в качестве патрульного автомобиля.
Какие тактические замечания можно сделать на основе увиденного?
1. Необходимо исключить патрульные миссии на автомобилях, не оснащенных защитными системами.
2. Нужно гибко подходить к комплектации патрульных машин с учетом особенностей района. Следует рассмотреть возможность включать в средства самообороны как летальное оружие, так и нелетальное (газовые, дымовые, светошумовые гранаты). Наличие только летального оружия в некоторых ситуациях может, наоборот, снизить безопасность. Когда офицеру, с одной стороны, нужно защитить своих солдат, а с другой – он не хочет, чтобы на следующий день весь мир в соцсетях обсуждал «беременную Фатиму, убитую бесчинствующими миротворцами».
3. Следует готовить экипажи к различным сценариям. Так, например, необходимо прописать протоколы действий и регулярно тренировать личный состав. В продемонстрированной ситуации нельзя, чтобы люки оставались открытыми.
Исходя из специфики задач и используемой техники, считаю необходимым применять комплексный подход, начиная от технического дооснащения и заканчивая подбором и тренировками экипажей. Вплоть до создания отдельного подразделения на базе военной полиции.
В целом Россия адекватно развивает данный вид техники. Обеспечена возможность резкого увеличения выпуска подобных машин в случае необходимости (за счет распределения производства по разным заводам). Ведется работа по замещению импортных комплектующих.
Сегодня речь пойдет о том, чем в этом направлении располагает Россия.
Отечественный парк MRAP-ов условно можно разделить на большие и малые.
Тайфуны
Большие MRAP-ы представлены автомобилями серии Тайфун, которые имеют приставку к названию, обозначающую платформу - Тайфун-К (Камаз), Тайфун-У (Урал). Вместимость 12–16 человек. Броня в базе держит 7,62 по кругу, с возможностью увеличения защиты за счет дополнительных модулей, вплоть до защиты от крупнокалиберных пулеметов. Вес составляет от 18 до 25 тонн.
Принимая во внимание упомянутую в прошлой статье дороговизну и сложность в эксплуатации, на первый взгляд непонятно, зачем для решения одной и той же задачи понадобилось создавать два автомобиля?
Такое решение поначалу кажется плохим, поскольку приводит к увеличению стоимости, ведь вместо одной большой серии в производство пойду две маленькие. Так ведь еще и обслуживать будет сложнее - увеличится номенклатура запчастей, необходимым к наличию на пунктах ТО.
Однако не все так однозначно. Если сделать один завод монополистом, его КБ расслабится и перестанет «стараться». Куда армия денется, если альтернатив нет? Поэтому «и так сойдет».
Зарубежный опыт в этом плане аналогичен. Конкуренция напрямую отражается на качестве. Но при этом государство должно «гарантировать» КБ хотя бы небольшую прибыль по итогу, даже если на вооружение принят другой вариант. Кроме того, какие-то отдельные технические решения могут быть адаптированы на тот автомобиль, который победил в конкурсе. (Например, в США в конкурсе на создание МРАП-ов помимо компаний, специализирующихся на армейских тягачах (Ошкош), принимали участие фирмы, традиционно занимающиеся самолетами).
Монообъем или кабина+отсек
В армии эксплуатируются оба варианта (монообъем или кабина+отсек), и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Монообъем улучшает обитаемость. Дает лучшие возможности по перемещению экипажа внутри ТС (возможность быстро заменить водителя). Потенциально лучше защищает двигатель (при определенных схемах компоновки узлов). Еще одной отличительной особенностью монообъема является лучшая устойчивость в условиях наличия в воздухе потенциально опасных примесей (газа). Машина герметична, а общая система кондиционирования позволяет комфортно находиться внутри.
В свою очередь, отдельный десантный модуль так же не лишен плюсов. Он позволяет разрабатывать унифицированную платформу на базе шасси. То есть (в случае необходимости) десантный отсек снимается. А на его место устанавливается любой другой перспективный модуль, включая модули вооружения (ПВО, ОТРК, ствольная артиллерия).
Также это позволяет заменить только бронекапсулу, если подорвалась кабина (подрывы мин и СВУ нажимного действия происходят под передними колесами). Бронекапсула ставится на новое шасси.
Или наоборот, если были попадания из крупных калибров или гранатометов в бронекапсулу, а ее ремонт может быть нецелесообразен, то в таком случае заменяется только она.
Эргономика и варианты посадки внутри
На выживаемость влияет не только класс защиты, но и то, как бойцы размещаются внутри капсулы. Дело в том, что вторичными поражающими факторами могут являться незакрепленное снаряжение или выступающие части «интерьера».
В настоящий момент в этом направлении ведутся исследования наподобии тех, которые проводятся в сфере гражданского автомобилестроения. Изучается воздействие разных факторов на безопасность бойцов – оптимальное расстояние от головы до потолка, угол в коленном суставе, способ крепления спинки, конструкция ременной системы и ограничителей положения головы и т.д. В результате постепенно обкатываются различные варианты и выбираются наиболее удачные.
В сети есть видео сравнения украинского и российского МРАП-ов (ниже оно «отмотано» на интересующий нас момент).
В этом видео автор указывает на то, что в «Тайфуне» неудачное крепление оружия, в которое бойцы будут упираться. А вот в украинской машине оружие предлагают хранить в ящиках.
Думаю, что в случае начала обстрела, солдаты будут только рады упираться в свое оружие, а не ломиться скопом к своим ящикам.
В действительности же ящики предназначены для хранения «дополнительного объема снаряжения», но никак не для закрепления штатного. То есть в украинской версии на деле нет альтернативы креплениям оружия (помимо того, что и самого Краза скоро не станет).
Так же следует понимать, что в данном видео рассматривался только «один из» вариантов использования внутреннего объема. В нем разработчиками предусмотрено наличие для нужд каждого бойца объема в 20 литров для размещения допснаряжения. И находится этот объем за спиной каждого бойца.
Если присмотреться, то можно увидеть, что кресла находятся не на уровне стены, а выдвинуты вперед.
Есть схема посадки и с расширенным проходом.
Какой вариант будет «забракован» военными по результатам эксплуатации в Сирии, покажет время. Хотя думаю, что ответ очевиден.
Так же отдельно хочется упомянуть и об ограничителях для головы. Они предотвращают опасные нагрузки на шейный отдел позвоночника, возникающие при подрыве.
Боевые модули
Боевых модулей разработано множество, со своеобразной электронной начинкой и в разных калибрах.
Что касается калибров, следует учитывать, что МРАП имеет большую высоту. Из-за этого импульс отдачи действует на шасси с большим рычагом, что способствует раскачиванию корпуса. В результате, несмотря на значительный вес, вести прицельный огонь из 30-мм пушки на дистанции, адекватные для этого калибра (2–3 км), становится сложно.
Поэтому предполагается использование меньших калибров, условно «до КПВТ».
Дистанционно управляемый модуль или турель
Вариант с дистанционным управлением, безусловно, более технологичен, но имеет свои недостатки - отказоустойчивость.
Какая бы проблема не возникала (пульт управления, ствол, механизм поворота, оптическая система), весь модуль становится небоеспособен. Что очень актуально, если мы вспомним истории про эксплуатацию такой техники в удаленных районах.
В случае с турелью, если что-то произошло - просто устанавливается другое оружие.
Применение гранатомета
Заказчику (в лице Минобороны) в инициативном порядке было предложено разработать системы отстрела дымовых завес. Однако эта опция не была одобрена. В будущем ситуация может измениться.
В качестве альтернативы остается возможность включить в «комплект стандартной поставки» пару ГМ-94 с БК разного типа.
Данное решение позволит применять дымовые, газовые, светошумовые и осколочные гранаты.
Также существует версия «Тайфун-К» в таком исполнении (КАМАЗ-63969).
Как видно из формы кабины, это более «танкующий» вариант, что сказывается и на весе. Он близок к 28 тоннам.
В качестве «опций» в этой версии (и в других автомобилях) присутствуют следующие системы:
- автономная дизельная установка запитывает электросеть при выключенном двигателе;
- автоматическое пожаротушение;
- камеры кругового обзора;
- автоматическая подкачка шин.
Малые МРАПЫ
Малые машины серийно представлены «Тиграми» разных модификаций, помимо прочего различающихся классами защиты (от 3 до 5). Вместимость от 5 до 7 человек (официально указаны цифры до 9).
Для них характерно все то же, что и для «больших» братьев. Они обкатывают разные технические решения: как сидеть, на чем сидеть, как крепить оружие, размещать БК и т.д.
Отдельно хочется упомянуть автомобиль «Стрела».
На корпусе с завода есть специальные крепления для транспортировки на внешней подвеске вертолета Ми-8 на расстояния до 500 км. Данное решение наиболее актуально в гористой местности (где 500 км – это не 500 км по немецкому автобану, а 1000 км сафари по грязи с уклонами под 20 градусов).
В остальном же анонсировано, что данный автомобиль в сравнении с «Тигром» (примерно так же, как новый бритвенный «Джилет» с тремя лезвиями против того, который лишь с двумя) – это то же самое, но только быстрее, легче, и лучше защищает. Насколько это соответствует действительности, сказать сложно.
Чего не хватает нашим МРАП-ам?
В техническом плане, у России есть все, что необходимо. Поэтому улучшения требуют не так уж и много параметров.
Одна из основных задач - патрулирование и наблюдение. Для того, чтобы максимально эффективно реализовать эту функцию, необходимо дооснастить имеющиеся образцы оптико-электронным комплексом на выдвижной мачте. Подобные комплексы активно применяются при организации современных пунктов наблюдения на государственной границе РФ (и везде в мире).
В их состав обычно входит оптика высокой кратности в комбинации с различными наворотами в виде тепловизора и т.д. Несмотря на то, что сейчас активно используются легкие разведывательные БПЛА, подобная мачта позволяет не зависеть от наличия в воздухе беспилотника. Также это многократно увеличит потенциал техники в контексте автономного наблюдения за районом, повысит безопасность экипажа, исключив ряд ситуаций, когда может потребоваться покинуть защищенный транспорт.
Ещё данное решение позволяет повысить выживаемость самого транспортного средства, за счет возможности вести наблюдение из-за укрытий, спрятав большую по площади бортовую проекцию за забор, дом или за естественные элементы ландшафта. Одновременно увеличив и скрытность такого наблюдательного пункта. Подобное решение позволяет защитить транспорт от атаки ПТУР-ами или от крупнокалиберного пулемета на пикапе.
Другим «техническим» аспектом развития является замещение иностранных комплектующих на отечественные. Работа в данном направлении также ведется. Например, изначально использовались французские шины, сейчас появились их российские аналоги. Аналогичная ситуация и с двигателями (хотя и встречаются нарекания).
Тактика применения
В завершении хотелось бы рассмотреть один эпизод практического применения МРАП-ов в качестве патрульного автомобиля.
Какие тактические замечания можно сделать на основе увиденного?
1. Необходимо исключить патрульные миссии на автомобилях, не оснащенных защитными системами.
2. Нужно гибко подходить к комплектации патрульных машин с учетом особенностей района. Следует рассмотреть возможность включать в средства самообороны как летальное оружие, так и нелетальное (газовые, дымовые, светошумовые гранаты). Наличие только летального оружия в некоторых ситуациях может, наоборот, снизить безопасность. Когда офицеру, с одной стороны, нужно защитить своих солдат, а с другой – он не хочет, чтобы на следующий день весь мир в соцсетях обсуждал «беременную Фатиму, убитую бесчинствующими миротворцами».
3. Следует готовить экипажи к различным сценариям. Так, например, необходимо прописать протоколы действий и регулярно тренировать личный состав. В продемонстрированной ситуации нельзя, чтобы люки оставались открытыми.
Исходя из специфики задач и используемой техники, считаю необходимым применять комплексный подход, начиная от технического дооснащения и заканчивая подбором и тренировками экипажей. Вплоть до создания отдельного подразделения на базе военной полиции.
Выводы
В целом Россия адекватно развивает данный вид техники. Обеспечена возможность резкого увеличения выпуска подобных машин в случае необходимости (за счет распределения производства по разным заводам). Ведется работа по замещению импортных комплектующих.
- Автор:
- Александр Воронцов
Свежие комментарии