На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Маргарита Аюкаева
    У нас в городе тарифы на ком.услуги с 1 июля поднимут на 16.2 %. Зубы на полку, но Абхазии все бесплатно.1 : 0 в пользу Аб...
  • Алекс Сэм
    Да отправьте уже господина Заттуло в любое из его любимых среднеазиатских государств и до кучи лишите российского гра...Не только Абхазия...
  • Алексей Горшков
    Ещё Наполеон говорил: "Не хочешь кормить свою армию - будешь кормить чужую"! Если Абхазии Россия не нравится - не буд...1 : 0 в пользу Аб...

Голуби на войне


Сегодня голубь – это общеизвестный символ мира. Однако птице, которую человек впервые приручил более пяти тысяч лет тому назад, пришлось принять участие и в военных конфликтах. Долгие годы человечество использовало возможности голубиной почты: во время войн пернатые помощники играли роль связных. Несмотря на развитие технологий и стремительные шаги технического прогресса, голубиная связь массово использовалась в годы Первой мировой войны. Нашлась работа для голубей и в годы Второй мировой войны, хотя в середине XX века птиц использовали уже в куда меньших количествах.

Почему голубь стал идеальным связным?


Голубиная почта кажется для нас каким-то пережитком прошлого, хотя использование почтовых голубей продолжалось ещё в начале XX века. По меркам человеческой истории это было совсем недавно. Голубиная почта предполагала доставку письменных сообщений при помощи почтовых голубей и использовалась в самых разных странах мира. На сегодняшний день – это самый древний вид воздушной почты, который когда-либо использовался людьми. Но почему же для отправки корреспонденции наши далёкие предки выбрали именно голубя?

Всё дело в удивительных возможностях голубей, которые стали известны человеку. Возможности эти заключались в умении возвращаться домой, преодолевая до 1000 и более километров. Эту способность открыли в глубокой древности: о ней знали древние греки, римляне, египтяне и персы. Дошедшие до нас исторические письменные источники свидетельствуют, что позднее птиц использовали также галлы и древние германцы. При этом уже тогда использование голубей было разнообразным: почтовые голуби применялись не только для доставки военной корреспонденции, но и в коммерческих целях. Считается, что до изобретения в 1832 году телеграфа голубиная почта была очень популярна и распространена среди брокеров и финансистов, работающих на рынке ценных бумаг.


Почтовые голуби

Уникальную способность голубя находить путь домой человек постоянно улучшал и усиливал с помощью подбора птиц, скрещивания, селекции и проведения тренировок. Лучшие почтовые голуби могли не просто найти путь домой за тысячу километров, но и сделать это после продолжительного отсутствия, иногда через несколько лет. При этом преимуществом такого способа связи была высокая скорость полёта птиц – 100 км/ч и выше, а максимальная скорость полёта голубя может достигать 185 км/ч.

Удивительно, что и сегодня учёные в полной мере не могут полностью объяснить способность голубей находить дорогу к гнезду или дому за многие тысячи километров, точно определять направление полёта и находить нужный дом из тысяч других. Известно, что голуби обладают очень острым зрением. При этом, как человек и приматы, голубь в состоянии различать цвета радуги, бонусом к этому птица в состоянии видеть и ультрафиолетовые лучи. Эту особенность американцы пытались использовать для поиска пострадавших в море. Эксперименты, проводимые в 1980-е годы, показали, что птицы отлично находят оранжевые спасательные жилеты. Помимо острого зрения голуби обладают неплохой памятью, запоминая маршрут. Также некоторые учёные полагают, что эти птицы в состоянии улавливать магнитные поля и ориентироваться по солнцу, что также помогает им находить путь домой. Магнитно-рецепторная система – один из навигационных приборов голубя, расположен этот механизм в основании их клюва.

Голуби в Первой мировой войне


По-настоящему массово, систематизировано и с присущей военным организованностью процесса голуби начали использоваться практически повсеместно в Европе после Франко-прусской войны 1870-1871 годов. Именно тогда военно-голубиная связь вступила в период своего расцвета. Голуби «связисты» отлично показали себя при осаде Парижа, доставляя в город не только официальную, но и частную корреспонденцию. Они стали основным средством доставки почты в осаждённый город.

Голуби на войне
Передвижная голубиная станция французской армии, осень 1916 года

После завершения Франко-прусской войны военно-голубиная связь начала распространение по Европе. К началу Русско-Турецкой войны 1877-1878 года в русской императорской армии в инженерных войсках появились две новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. К концу XIX века подразделения военно-голубиной почты имелись во многих европейских армиях. Военные голубятни развёртывали в важных городах и крепостях. Предусматривалась даже мобилизация птиц из частных обществ и организаций в военное время.

Организация голубиной связи в период Первой мировой войны во всех армиях мира была примерно одной и той же. Базой для организации военно-голубиной связи была стационарная или подвижная (полевая) голубиная станция, которую могли разместить на специально оборудованной повозке или автомобиле. В среднем дальность работы подобных стационарных голубиных станций составляла 300-500 км, подвижные станции работали на меньшую дальность – 50-150 км. Стационарные военные голубятни воевавшие страны старались расположить на видном с высоты полёта голубя месте.


Военно-голубиная станция русской армии в Барановичах, 1915 год

Голубиная связь тех лет обладала следующими «тактико-техническими характеристиками»: средняя скорость передачи сообщения до 70 км/ч, высота полёта птиц – примерно 300 метров. Подготовка почтового голубя занимала примерно 2-3 года. При этом для организации почтовой связи использовалось четыре основных породы: фландрский (или брюссельский), антверпенский, люттихский голуби и английский карьер. Голуби действительно могли пролететь до 1000 километров, но такое расстояние птица могла свободно преодолеть не ранее трёхлетнего возраста. При общей продолжительности жизни почтовых голубей до 25 лет, срок их военной службы достигал 15 лет.

Голуби несли на себе специальные голубеграммы (текстовые сообщения в сильно уменьшенном формате). Данные сообщения помещались в специальную трубочку из металла (порт-депешник), трубочка обычно крепилась к лапке голубя. Чаще всего депеши писали на небольших кусочках тонкой бумаги (длина 16,5 см, ширина 6,5 см). На русских военных голубиных станциях депеши сворачивались в трубочку, которую могли вложить в обрезок голубиного или гусиного пера, после чего обрезок прошивали с обоих концов и привязывали к одному или двум хвостовым перьям голубя. Для того чтобы обеспечить гарантированную доставку сообщения, обычно отправляли сразу трёх голубей. Это было разумно, если учесть, что до цели могли по разным причинам не добраться 10-30 % пернатых почтальонов. Над территорией, где шли бои, они могли стать жертвой сражений, помимо этого у голубей были естественные противники – хищные птицы. Немцы ещё при осаде Парижа пробовали применять специально подготовленных ястребов для перехвата почтовых голубей.


Немецкая мотоколяска для голубиной почты

Голуби использовались в Первой мировой войне массово и в самых разных ситуациях: их отправляли с сообщениями с аэропланов, парящих в небе, и с первых танков, вышедших на поле боя. К концу войны в армиях союзников Российской империи (Великобритании, Франции и США) насчитывалось примерно 400 тысяч военно-почтовых голубей, в германской армии подготовленных птиц было примерно 150 тысяч. Примечательно, что французы и британцы мобилизовали во время войны примерно 65 тысяч голубей у частных владельцев.

Вместе с тем Первая мировая война стала для голубей и своеобразной лебединой песней, вот такой птичий каламбур. Развитие проводной и в особенности радиосвязи, всё большее распространение данных средств коммуникации в военном деле вытеснило голубиную связь. Несмотря на это многие воющие страны по достоинству оценили вклад и заслуги голубей. Ещё в годы войны в Брюсселе был открыт памятник пернатым голубям-солдатам, погибшим в годы войны.


Памятник голубям-солдатам в Брюсселе

Голуби во Второй мировой войне


Несмотря на массовое развитие технологий и распространение радиосвязи, голуби использовались в качестве связных птиц и в годы Второй мировой войны. Имелись примеры использования птиц бойцами сопротивления в Европе, а также партизанами и подпольщиками в СССР. Британское разведывательное управление в годы войны провело масштабную операцию «Columba» со сбросом над оккупированной территорией Европы клеток со специально подготовленными голубями и призывами к местному населению поделиться информацией разведывательного характера.

Примечательно, что и советское, и немецкое командование в ходе войны предпринимало энергичные меры, направленные на взятие ситуации с почтовыми голубями на театре военных действий под жёсткий контроль. К примеру, при подходе немцев к Москве осенью 1941 года военный комендант города подписал приказ о сдаче птиц в управления милиции. Так планировалось помешать использованию этого канала связи враждебными советской власти элементами. Гитлеровцы на оккупированных территориях действовали в том же ключе, считая почтовых голубей нелегальным средством связи. Все голуби подлежали изъятию у населения и последующему уничтожению, за укрытие птиц гитлеровцы карали смертной казнью.


Схема организации двусторонней голубиной связи в боях при форсировании реки Великой 23-26 июня 1944 год, Минобороны РФ

В Красной Армии голуби для связи использовались достаточно ограничено, в основном в интересах разведывательных отделов армий. К примеру, в начале лета 1942 года в полосе действий Калининского фронта была развернута голубиная станция. Станцию передали 5-й стрелковой дивизии, где она использовалась для обеспечения связи с группами дивизионной и армейской разведки, которые действовали в ближнем тылу немецких войск. Голубиная станция была установлена в расположении разведывательной роты примерно в трёх километрах от передовой. За месяц работы она четыре раза меняла своё расположение, что не мешало работе пернатых связных. При этом статистические данные показывали, что потери почтовых голубей в Великой Отечественной войне были значительными. За каждые два месяца войны от осколков снарядов и мин гибло до 30 процентов обученных голубей.

В Великобритании голуби использовались в военных целях очень массово. Это было связано со спецификой вооружённых сил страны. Птицы использовались в Королевском военно-морском флоте, КВВС, а также Службе разведки. На флоте почтовых голубей перевозили на кораблях и подводных лодках, рассчитывая на их способность доставить на берег информацию с координатами в случае бедствия, что будет не лишним при организации спасательных работ. Всего в годы войны в Великобритании имелось до 250 тысяч почтовых голубей, поставленных под ружьё, половину из них мобилизовали у частных владельцев.


Лётчик бомбардировщика «Avro Lancaster» с коробками с почтовыми голубями. Англия, октябрь 1942 года

Почтовые голуби массово использовались в Королевских ВВС. На борт бомбардировщика или разведывательного самолета, который вылетал к оккупированным немцами территориям, могли брать двух голубей в специальных водонепроницаемых корзинах. В случае чрезвычайной ситуации и невозможности пользоваться радиосвязью, голуби должны были доставить информацию о местоположении самолета. При аварийной посадке или приводнении местоположение фиксировалось в особом бланке и помещалось в контейнер на ноге птицы.

Некоторые птицы имели имена. К примеру, голубь «Royal Blue», который 10 октября 1940 года за 4 часа 10 минут пролетел 120 миль. Этот голубь стал первым, доставившим сообщение со сбитого британского самолёта, совершившего вынужденную посадку в оккупированной гитлеровцами Голландии. За доставку информации о местоположении экипажа в марте 1945 года птицу наградили медалью Дикина. Уже после войны в Королевских ВВС подсчитали, что примерно каждый седьмой сбитый над морем британский экипаж был обязан своей жизнью сообщениям, которые доставлялись почтовыми голубями.
Автор:
Юферев Сергей
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх