Встреча Путина и Эрдогана стала одним из самых обсуждаемых событий последней недели. О чём говорили в Сочи, чем всё завершилось и что будет после? Об этом говорим с экспертами-политологами Икбалем Дюрре и Тимуром Шафиром.
В Сочи 4 сентября состоялась встреча президентов России и Турции Владимира Путина и Реждепа Тайипа Эрдогана. Как сообщили в пресс-службе Кремля, главы государства обсудили различные политические, экономические вопросы — от возобновления так называемой зерновой сделки до расчётов между странами в национальных валютах.
Главным требованием России по-прежнему остаются такие пункты, как подключение Россельхозбанка к SWIFT и разморозка активов отечественных производителей удобрений. О чём и было сказано на этой встрече.
Мы будем готовы рассмотреть возможность реанимировать зерновую сделку… И сделаем это сразу же, как только будут полностью выполнены все зафиксированные в ней договорённости о снятии ограничений на экспорт российской агропродукции. Со своей стороны, Россия, несмотря на все чинённые препоны, намерена продолжать экспортировать продовольствие и удобрения, способствовать стабилизации цен и улучшению ситуации в мировой сельхозотрасли,
— заявил Путин на встрече с Эрдоганом.
На что турецкий лидер сказал, что "считает правильным замечания России о необходимости отправки продовольствия беднейшим странам, а не обеспеченным".
По мнению ряда экспертов, эта встреча не принесла каких-то новых договорённостей, подписанных соглашений. Стороны обменялись своими мнениями, которые были подтверждены и ранее. Поскольку и позиция президента Путина, и позиция президента Эрдогана уже давно всем известны.
А вот что осталось за кадром? Об этом ведущий "Первого русского" Юрий Пронько поговорил с политологом, доцентом кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Икбалем Дюрре и политологом-международником, секретарём Союза журналистов России Тимуром Шафиром в программе "Царьград. Главное".
Эрдоган уехал не с пустыми руками
Комментируя встречу Путина и Эрдогана, политолог-международник, секретарь союза журналистов России Тимур Шафир отметил, что, на его взгляд, она получилась достаточно насыщенная. Хотя и не соответствовала тем истеричным ожиданиям, которые высказывались известными и анонимными журналистами и авторами отдельных Telegram-каналов.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Сказать о том, что Эрдоган уезжает из Сочи ни с чем, нельзя. Потому что обсуждался целый ряд тем и вопросов: газ, АЭС, взаиморасчёты в национальных валютах. А самое главное — обсуждалось то, с чем Эрдоган потом окажется в Нью-Дели как основной посредник и основной доноситель до большинства представителей европейских и евроатлантических стран "Большой двадцатки", как основной посланник и связующее звено их с Россией. Поэтому Эрдоган уезжает из Сочи не с пустыми руками,
— отметил Тимур Шафир.
Эксперт отметил, что изначально не разделял те завышенные ожидания на уровне истерики, которые высказывались в публичном пространстве, поскольку не считал, что это встреча закончится чем-то сенсационным или будет расценена как политическое поражение России. Как в итоге и вышло.
Я абсолютно согласен с тем, что ряд вопросов, которые вполне могли обсуждаться на этой встрече, например вопрос Нагорного Карабаха, напряжённой ситуации в нём, просто не были пока вынесены, так сказать, в публичную плоскость,
— сказал он.
На что ведущий Царьграда Юрий Пронько заметил, что вполне вероятно такое, что очень многие темы, которые обсуждались на уровне двух президентов, действительно не стали афишировать.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Хорошо это или плохо? Я думаю, что это хорошо. Это говорит не о том, что не достигнут компромисс, а о том, что есть над чем работать. И это, собственно, и есть большая политика. А не, как говорит Тимур, истеричные Telegram-каналы, которые практически сразу после окончания пресс-конференции стали писать о фиаско,
— сказал Юрий Пронько.
Инцидент с "Азовом"* исчерпан?
По мнению политолога, доцента кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Икбаля Дюрре, сам по себе тот факт, что Путин и Эрдоган вообще встретились, уже хороший знак. Поскольку после передачи командиров запрещённой террористической группировки "Азова"*, прямо говоря, отношения между Россией и Турцией заметно осложнились.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Мы видим, что после этой встречи, как говорится, инцидент исчерпан. И это очень хорошо,
— сказал эксперт.
Он добавил, что согласие сторон на вывоз российского зерна через Турцию при посредничестве Катара — это тоже конкретный результат данной встречи. И говорить о том, что вообще ничего не достигнуто, несправедливо, считает Икбаль Дюрре.
К тому же мы услышали очень серьёзные сенсационные заявления со стороны Эрдогана. Даже президент России с удивлением на него посмотрел. Если вы обратили внимание, когда Эрдоган прямо сказал, что он считает справедливым желание России по поводу "зерновой сделки". И открыто сказал, что президент Украины Владимир Зеленский должен смягчить свою позицию. Так что даже ради того, чтобы услышать от лидера — члена НАТО такие заявления, по-моему, стоило бы данный саммит совершить,
— отметил он.
По словам политолога, было бы очень наивно ожидать каких-то более конкретных результатов, потому что темы слишком сложные. Это и Сирия, где в последнее время наблюдается сложная ситуация, и Нагорный Карабах, где Армения заняла непонятную для нас позицию, и многие другие.
Все эти моменты настолько сложные, что за время одной встречи прийти к какому-либо конкретному согласию, конечно, нельзя. Так что я оцениваю её итоги положительно. Не всё, но многое зависит от того, как будет договариваться Эрдоган во время встречи G20 в Нью-Дели, куда он поедет. Мне кажется, у него будет достаточно конструктивных предложений, в том числе со стороны России, для западных лидеров, для президента США Джо Байдена. И после этого, может быть, мы увидим конкретные результаты сегодняшней встречи,
— заключил Икбаль Дюрре.
* Запрещённая в России террористическая организация.
Свежие комментарии