Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и министр обороны Швеции Петер Хультквист. Источник: ibtimes.com
Простая формальность
Руководство НАТО рекламирует уникальную возможность вступления в оборонный союз для Швеции и Финляндии. Звезды сошлись как нельзя удачно – Россия проводит спецоперацию на Украине, что многими рассматривается как повод для присоединения к альянсу. Именно для нейтральных пока скандинавов Брюссель готов предложить эксклюзивные условия. Натовцы говорят нейтральным скандинавам: посмотрите, как долго мы принимали страны Балтии в свои ряды. Они клянчили, попрошайничали, готовы были идти на беспрецедентные уступки и реформы, лишь бы встать в строй альянса. Но даже с учетом этого, заявку в Брюсселе рассматривали несколько лет. А сейчас вас, уважаемые Швеция и Финляндия, в НАТО готовы принять буквально за несколько недель. Спешите, таких возможностей еще долго не предвидится.
Под шумок российской спецоперации Брюссель готов сократить все бюрократические тонкости. На такой эксклюзив с возмущением смотрят третьи страны, уже много лет желающие членства НАТО – Грузия, Молдавия и другие. Чем шведы с финнами лучше, чем, например, грузины? На этот вопрос у Столтенберга нет внятного ответа. Как нет ответа на вопрос, кому больше необходимо членство старых скандинавских нейтралов – НАТО или самим шведам с финнами?
Впрочем, для осведомленной публики все очевидно – новые игроки, да еще с таким географическим положением и потенциалом, нужны исключительно альянсу. Надавить на Россию, заставить её тратить больше на оборону, вряд ли получится лучше.
Источник: infosmi.net
Стокгольм с Хельсинки реагируют соответствующим образом. Премьер-министры Санна Марина и Магдалена Андерссон практически прямым текстом говорят о подаче заявки на вступление в НАТО грядущим летом. Можно ли это назвать тектоническим сдвигом вблизи российских границ? Если и да, то не принципиальным.
Дело в том, что эти страны уже десятилетия тесно сотрудничают с альянсом – не хватит одной статьи, чтобы перечислить все совместные программы. Здесь и поддержка натовских операций в Афганистане, Ливии, Ираке, и участие в силах оперативного реагирования (NFR). На стратегическом уровне скандинавы участвуют в совместных программах, касающихся защиты от оружия массового поражения, стихийных бедствий, помощи в лечении и реабилитации военнослужащих. Швеция и Финляндия состоят в Северном оборонном сотрудничестве (NORDEFCO), условном скандинавском аналоге НАТО. Страны так или иначе поддерживали контакты на уровне военных ведомств с членами альянса, то есть выдерживали нейтральный статус номинально. С 2014 года это процесс значительно ускорился – Хельсинки и Стокгольм все больше отдалялись от России.
С началом «Спецоперации Z» началась массовая психологическая обработка скандинавского населения. Строгая цензура в СМИ и рост антироссийских настроений должен был спровоцировать правящие элиты на вступление в НАТО. Если ежеминутно накачивать публику новостями о «кровожадном Кремле», то электорат рано или поздно потянется искать защиту. Повторюсь, переход Швеции и Финляндии в альянс больше нужен самому НАТО, чем кандидатам. Очередной акт расширения проамериканской военщины, на этот раз на северо-восток, позволит разместить наступательные системы непосредственно у границ России.
Новые недружественные страны
Выход из нейтрального статуса скандинавской пары автоматически изменяет правила игры со шведами и финнами. Эти страны для России становятся вполне законными целями не только для ответного, но для превентивного удара. Намерения Стокгольма войти в военный блок тяжело объяснить здравым смыслом. Шведы столетиями хранили формальный нейтралитет, спасли страну от разрушения и оккупации во Вторую мировую войну. И сейчас по абсолютно надуманному поводу готовы лишить себя привилегии оставаться в стороне в случае мировой войны.
Еще в прошлом году доля поддерживающих вступление в НАТО шведов не превышала 30 %, а сейчас уже почти половина – 45 %. Помимо угроз ядерной войны, скандинавам придется мириться и с увеличением военных расходов. На данный момент на оборонительные нужды уходит не более 1,2–1,3 % ВВП или чуть меньше 7 млрд долларов ежегодно. Финляндия тратит относительно больше – до 1,5 % своего ВВП. По стандартам НАТО, если Стокгольм и Хельсинки решат придерживаться общих правил, от члена альянса потребуется уже не менее 2 %. Кроме этого, развитая военная промышленность Швеции неизбежно «демилитаризуется», так как немало денег придется на американскую военную технику. Таковы правила игры в НАТО, и после 24 февраля они стали обязательными для исполнения.
Источник: sbamueller/Flickr
Финская точка зрения оказалась гораздо более воинственной. Если в прошлом декабре только 24 % граждан Финляндии поддерживали вступление в блок НАТО, то к апрелю эта доля подскочила до 68 %! В парламенте и того хуже – 6 народных избранников из 200 выступают против вступления в военный альянс.
С одной стороны, жителей можно понять – Россия вот тут, прямо под боком. Запад старательно демонизирует спецоперацию на Украине, и на скандинавов это действует – они боятся. Однако вступление в НАТО, которое уже не кажется таким гипотетическим, несет немало угроз обеим сторонам. Финны неизбежно встанут на первую линию обороны в случае конфликта НАТО с Россией. Кремлю неизбежно придется отвечать на недружественный шаг соседа.
В первую очередь, конечно, экономически. Например, отмена концессий на добычу финнами российской древесины может остановить лесообрабатывающую промышленность. А это, к слову, 5 % ВВП. Для России присоединение Финляндии к блоку НАТО это, прежде всего, появление большого плацдарма для вражеской армии. Размещение ракет средней и малой дальности у самых границ нашей страны фактически развязывает руки натовцам для первого «обезоруживающего» удара. Подлетное время до Санкт-Петербурга и Москвы для дозвуковых ракет уменьшается до нескольких минут.
Дотянутся натовцы и до финских аэродромов – у самых границ России появится современная тактическая авиация. А это потребует значительного усиления северо-запада страны. Здесь должны появиться как минимум новые дивизионы С-400 и «Искандеров». Время демонстрации «мягкой силы» уже прошло, необходимо дать финнам-милитаристам четкий сигнал – Североатлантический альянс принесет в их страну не мнимую защиту, а вполне четкие угрозы ядерного апокалипсиса. Дмитрий Медведев ожидаемо прокомментировал ситуацию:
«Если Швеция и Финляндия войдут в НАТО, протяженность сухопутных границ альянса с РФ вырастет более чем вдвое. Естественно, эти границы придется укреплять. Серьезно усилить группировку сухопутных сил и ПВО, развернуть существенные военно-морские силы в акватории Финского залива».
Решение о вступлении в НАТО финны будут принимать уже в мае. Трезвомыслящие аналитики пытаются остановить этот процесс. И тому есть масса аргументов.
Во-первых, членство в альянсе – это неизбежная потеря немалой части суверенитета, которым страна долгое время так гордилась. Финляндия даже в годы холодной войны умело лавировала между Москвой и Вашингтоном. Теперь же придется делать непростой выбор и становиться вассалом заокеанского хозяина. К чему это привело, например, на Украине очень хорошо видно из любой точки Европы.
Во-вторых, появление новых членов альянса совсем не означает укрепление организации. Как уже говорил Макрон, у НАТО «умер мозг», и с прибавлением новых стран ума точно не прибавится. Зато появятся противоречия. Линия поведения Вашингтона и Лондона, как превалирующая в НАТО, далеко не всегда по нраву остальным игрокам. И вот уже Марин Ле Пен готова встать во главе Франции и вывести страну из альянса. Скандинавы тоже хотят роста национализма у себя на родине и расцвета крайне правых партий?
Именно от позиции Хельсинки зависит дальнейший блоковый статус двух северных нейтралов. Если финны решатся на вступление в НАТО, то и Швеция последует примеру бывшей российской провинции. В любом случае в прохладной Скандинавии ожидается горячее лето.
- Автор:
- Евгений Федоров
Свежие комментарии