Ми-24П в полете
За несколько десятилетий производства и службы транспортно-боевой вертолет Ми-24/35 неоднократно проходил модернизацию, что приводило к росту характеристик и получению новых возможностей. Очередной проект глубокой модернизации такой машины прорабатывается прямо сейчас. Недавно стало известно о формировании облика нового вертолета, основанного на существующей конструкции.
Патентованный облик
29 марта агентство ТАСС рассказало, что Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова разработал и запатентовал технический облик перспективного транспортно-боевого вертолета. ТАСС ознакомилось с новым патентом и привело некоторые цитаты из него. При этом номер документа не назван; в открытых базах отечественных патентов он тоже не опубликован.
В рамках конструкторской работы выработан облик вертолета, способного перевозить людей и грузы, высаживать десанты, а также оказывать огневую поддержку и поражать наземные цели. За счет соответствующей аппаратуры вертолет сможет работать в любое время суток. С точки зрения решаемых задач прототипом и аналогом гипотетического вертолета является серийный Ми-24П.
В новом концепте предлагается использовать ряд современных наработок и решений разного рода во всех основных областях, от двигательной установки до вооружений. С их помощью должен достигаться высокий уровень боевых и технических характеристик. Также будет обеспечена высокая эффективность и устойчивость при решении всех задач.
Главное отличие Ми-24П - пушечная установка на правом борту
Статус разработки неизвестен. Подача заявки и получение патента говорят о завершении части предварительных работ и формировании общего облика, архитектуры и других особенностей вертолета. Получит ли такой концепт развитие – неизвестно. Запатентованные наработки вполне способны найти применение в будущем реальном проекте. Также возможно внедрение отдельных решений.
Возможно, судьба наработок, защищенных патентом, станет известна в обозримом будущем. В частности, на одной из будущих выставок может появиться макет подобного вертолета. Однако пока Национальный центр вертолетостроения не раскрывает свои планы.
Вариант модернизации
Согласно раскрытым данным, новый вертолет в значительной мере похож на серийный Ми-24П или даже разработан на его базе. Предусматривается сохранение прежней схемы и архитектуры. Так, новый вертолет будет двухдвигательным и получит один несущий винт. В фюзеляже сохранится грузопассажирская кабина, пригодная для перевозки бойцов о снаряжением, лежачих раненых или грузов.
Проект предусматривает использование цифрового пилотажно-навигационного комплекса со всеми необходимыми приборами. Также в состав авионики включили обзорно-прицельный комплекс на основе цифровых компонентов, включающий оптико-электронную станцию. Все системы должны иметь дневной и ночной канал, что обеспечит круглосуточную эффективную работу. Для применения подвесного вооружения внедрены соответствующие приборы управления, однако их тип и функции не уточняются.
Крыло вертолета и его вооружение
Вертолет сможет работать в любое время суток, что тоже отражено в концепте. Так, в состав снаряжения пилотов должен входить нашлемный прибор ночного видения, а приборное оснащение кабины и органы управления получат специальное покрытие. Также предлагается двухрежимное светотехническое оборудование снаружи машины. На одном из режимов сигналы будут видны только через ПНВ, что улучшит маскировку в полете.
Новый облик транспортно-боевого вертолета включает встроенную пушечную установку. Подвижную или стационарную – ТАСС не уточняет. Также машина сможет нести ракетные и бомбовые вооружения, неуправляемые и управляемые. Номенклатура вооружений не определена; выбор остается за заказчиком.
Для повышения живучести предлагается использовать бортовой комплекс обороны с несколькими компонентами разного назначения. Так, в гондолах крыла размещены датчики обнаружения пусков ракет. Также БКО получит системы отстрела ложных тепловых целей.
Тактико-технические характеристики концепта не уточняются. Возможно, проект не дошел до той стадии разработки, когда будут определены подобные параметры. То же касается и точных боевых качеств – они зависят от применяемого вооружения и иных пожеланий военных.
Тенденции развития
Облик перспективного транспортно-боевого вертолета раскрыт только частично, и некоторые его особенности и характеристики остаются неизвестными. Однако и опубликованная информация представляет большой интерес и позволяет понять, какой может быть новая машина. Кроме того, информация от ТАСС показывает возможные пути дальнейшего развития отечественных боевых вертолетов.
В первую очередь, новый патент показывает, что в НЦВ считают необходимым продолжать развитие идеи вертолета, совмещающего боевые и транспортные функции. При этом за основу для такой машины нужно брать не транспортный вертолет по типу Ми-8, а боевой Ми-24. Опыт эксплуатации отечественной вертолетной техники показывает, что такое решение имеет смысл.
Новый концепт показывает, что НЦВ не планирует отказываться от наработок по Ми-24/35 и намерен использовать эту платформу в новых проектах. Общая архитектура этого вертолета соответствует возлагаемым транспортно-боевым задачам. Путем тех или иных ее доработок, а также за счет использования оптимальных агрегатов можно получить необходимый уровень тактико-технических характеристик. Судя по раскрытой информации, запатентованный проект предусматривает именно такой способ создания новой боевой машины.
Для обеспечения преимуществ перед базовым Ми-24П предлагается массово внедрять цифровые приборы навигации, обзора и управления вооружением. Это повысит общие технические характеристики, а также обеспечит совместимость с новым вооружением и тем самым улучшит боевые качества. Пока не раскрыт вопрос состава радиоэлектронных систем. Возможно, новый вертолет сможет получить обзорно-прицельную РЛС с надвтулочным размещением, как на основных модификациях Ми-28.
Важнейшей частью нового проекта является бортовой комплекс обороны, отсутствующий на серийных Ми-24. В последние недели российские ударные вертолеты, участвующие в Спецоперации на Украине, наглядно показали и подтвердили всю пользу таких устройств. Очевидно, что любой новый боевой вертолет должен оснащаться БКО того или иного состава.
Открытым остается вопрос вооружений. Можно предполагать, что будет сохранена традиционная для наших вертолетов 30-мм пушка, причем, в отличие от существующих Ми-24, ее разместят на подвижной установке. Комплекс ракетных вооружений должен включать все актуальные и перспективные образцы, такие как «Вихрь-М», «Атака» и «Гермес». За счет этого новый вертолет сможет атаковать наземные и воздушные цели на увеличенных дальностях.
Новое поколение
Национальный центр вертолетостроения продолжает прорабатывать пути совершенствования имеющихся боевых вертолетов. Последние новости показывают, что в рамках таких работ развитие получает и идея транспортно-боевого вертолета. Существующие решения и архитектуры реализуются с применением современных наработок и приборов – и это уже дает интересный результат.
Появление нового патента может указывать на то, что развитие семейства боевых вертолетов Ми-24/35 будет продолжаться. Перспективный вертолет этого класса сможет сохранить общие черты и получить новые особенности, за счет которых улучшит характеристики и расширит возможности. Однако пока речь идет только о формировании облика подобной машины. Дальнейшая судьба такого концепта зависит от потенциального заказчика, его мнения и потребностей.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Минобороны РФ, Wikimedia Commons
Свежие комментарии