На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Кутуев
    Да уж, земля иногда рождает таких уродов...Билет в СССР. Пла...
  • igor kim
    Так басмачи сами мечтают стать угнетателями.Те же на кровавом...
  • Виктория Иванова
    Если бы Россия не стала с ними разбираться, чёрта лысого они бы разлетелись по Европам. Так что должны Россию благода...«Хочу кружевные т...

Паны атаманы, боровшиеся за «вильну Украину», были обычными бандитами

Паны атаманы, боровшиеся за «вильну Украину», были обычными бандитами

Атаманы ратовали на «незалежну вильну Украину» и власть селянства. В современной украинской историографии их записали в героев «национально-освободительной войны 1917–1921 гг.». На самом деле почти вся их деятельность выражалась исключительно в грабежах сельского и особенно городского населения.

Бандитская Украина


Особенностью государства Центральной рады, Украинской державы Скоропадского, Директории и УНР Петлюры было то, что власть украинских националистов реально распространялась только на несколько крупных городов и вдоль железных дорог, где курсировали эшелоны с солдатами и бронепоезда.

Реальной властью в сельской украйне-окраине России обладали большие и малые атаманы, батьки. Паны атаманы периодически, когда им было выгодно, либо когда стоял вопрос о выживании, подчинялись гетману Скоропадскому, Петлюре, большевикам и Деникину. Они входили в состав гетманской армии, петлюровцев, Красной Армии. Получали звания полковников, комбригов и комдивов. Но как только ситуация менялась, они вновь становились «незалежными», либо перелетали на сторону победителя, нового хозяина Киева.

Малороссию во время развала Российской империи и Русской Смуты охватила масштабная волна бандитизма, несравнимого с другими регионами России. Бандитизма политического – националистического, белого, красного – бандитизма обычного, ради наживы, бандитизма ради выживания, когда селяне сколачивали отряды-банды, чтобы их не грабили и не резали очередные власти, или просто отмороженные разбойники.

Предпосылок было много.

Во-первых, сельский, кулацкий характер Малороссии. Индивидуализм малороссов – южных русов, куда больший, чем характерный для северных русов (русских-великороссов), объединенных общиной. Эта историческая этнографическая особенность малороссов-хохлов существует до настоящего времени. Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Во-вторых, рухнула священная власть – царская, которая шла от Бога. Крестьяне по всей России ощутили, что власти больше нет! Нет необходимости служить в армии, платить налоги и выполнять указания «незаконных» властей. Поэтому крестьянство во время Гражданской войны выдвинуло свой проект будущего страны – общины «вольных хлебопашцев».

Это был ответ глубинного народа на вековую несправедливость, когда при Романовых началась вестернизация государства и элиты, которая шла мимо народной жизни, но за счёт народа. Условно говоря, селяне как ходили в лаптях в XVII–XVIII вв., так и продолжали ходить в начале XX века. Для них мало что изменилось. Это под «хруст французской булки». Когда дворяне и купчики прожигали жизнь и состояния в Париже или Цюрихе.

А Первая мировая война окончательно отринула народ от государства. Для селян интересы Антанты, Сербии ничего не значили, как и Константинополь, Босфор и Дарданеллы, Галицкая Русь. Как только царская власть исчезла (главная скрепа империи), как и «демократизированная» армия, народ восстал против власти вообще.

Крестьяне в этот период выступили против власти как таковой. Погромы дворянских усадеб начались уже в начале 1917 года. Затем вспыхнула эпидемия крестьянского неповиновения, народ взбунтовался против любой власти. Глубинный народ выдвинул свой проект будущего – утопический идеал общины вольных хлебопашцев, которые получают землю в собственность и обрабатывают её на простых отношениях соседства. Патриархальная утопия в мире, где сила была на стороне индустриальных держав.

Началась одна из самых жестоких и кровавых страниц Смуты – война города и деревни. Крестьянская война унесла больше жизней, чем борьбы белых и красных, она менее известна.

На украйне самым ярки примером был батька Махно, создавший целое крестьянское государство и армию, он бил петлюровцев, красных и белых, либо заключал с ними союзы.

В самом Киеве в 1918–1920 гг. власть менялась 14 раз! Каждая новая верхушка искала источник финансирования – грабила крестьян, норовила отнять хлеб, сало, лошадей, загоняла людей в свои армии, а взамен давала только обещания. Слала продовольственные и карательные отряды. Естественно, что селяне, как могли, пытались отразить эти покушения на их собственность и свободу. Местами весьма успешно. Благо опытных фронтовиков и оружия было навалом.

Власти были слишком слабы, чтобы навести порядок, обеспечить стабильную работу хозяйства. Порядок смогли наладить только большевики в 1920 году, но ценой большой крови. Они дали народу проект будущего, основанный на социальной справедливости, который поддержала большая часть народа. Несогласных разгромили.


Махновское знамя

Война и хаос


В-третьих, война и хаос, вызванный поражением в Первой мировой войне, развалом фронта. Уже во время войны многие тысячи дезертиров бежали с передовой. В конце 1917 – начале 1918 года с развалившегося русско-германского фронта в Малороссию двинулись сотни тысяч дезертиров. Вооруженных крестьян, которые по хозяйской привычке тащили с фронта винтовки и даже пулеметы и пушки. На восток шли целые эшелоны с вооруженными до зубов солдатами. Местные везли оружие домой, те, кто следовал далее, меняли у селян оружие на хлеб, молоко, самогон и сало.

Фронтовики имели опыт войны и насилия, для них убийство стало нормой бытия. Поэтому многие из них не возвращались к мирной жизни, а включались в политику, пополняя ряды красных, белых, украинских националистов. Либо сколачивали банды и занимались грабежами помещиков, буржуазии, всех, кто имел какую-либо собственность.

Полиция и жандармерия после крушения Российской империи были уничтожены. Новую милицию только пытались создать, она не могла противостоять бандформированиям, которые насчитывали многие тысячи бойцов, вооруженных не только винтовками, но и пулеметами, пушками. Поэтому большевики использовали для борьбы с бандами не только милицию, ВЧК, особые отряды, но и армейские части. Борьба была тяжелой. Селяне часто поддерживали атаманов, имея долю добычи с погромов. Местные бандиты хорошо знали местность.

В условиях, когда на территории Малороссии действовало несколько армий, интервенты – австрийцы, германцы, Антанта, фронты раз за разом накатывали на Киев, шли и с запада и востока, насыщение дезертирами, оружием продолжалось. Солдаты разгромленных армий разбегались по домам, создавали новые бандформирования.

Борцы за «вильну Украину»


Все атаманы, за исключением батьки Махно, ратовали на «незалежну вильну Украину» и власть селянства. В современной украинской историографии почти всех атаманов записали в героев «национально-освободительной войны 1917–1921 гг.». На самом деле почти вся их деятельность выражалась исключительно в грабежах сельского и особенно городского населения. «Незалежность и свобода» – равнялись грабежам и погромам, резне «буржуев», евреев и красных комиссаров.

Каждая смена власти означала для атаманов и селянства возможность грабить поместья, железнодорожное хозяйство, порты, заводы, мастерские, склады, города и горожан в целом. После того, как красные заняли большую часть больших городов, началось укрупнение банд с целью продолжения грабежа.

Всех атаманов объединяла чудовищная средневековая жестокость, беспринципность, словоблудие на тему борьбы за права «трудового крестьянства» и «вильну Украину». С такими лозунгами и без конкретной программы они вставили под знаменами гетмана, Петлюры, красных, Махно или поляков.

Сотни батек были настоящими уголовниками, ворами. Большевики из политических, военно-тактических соображений принимали и назначали на ответственные должности тогдашних полевых командиров. Некоторые перековались, стали командирами Красной Армии, дожили до старости и были похоронены на престижных кладбищах СССР под залпы салюта почетного караула. Другие, кто не осознал, что время бандитизма и анархизма прошло, были расстреляны, попали под «великую чистку».

Интересно, что их затем посмертно реабилитировали при Хрущёве и Брежневе. А в «самостийной» украйне после 1991 года эти бандиты и уголовники были объявлены «национальными героями».
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх