Остановка проектов по вводу жилья — это начало глубокого кризиса отрасли, будущее выглядит туманно
Принято считать, что локомотивом развития экономики является стройка. Последние годы в России так и было. Бурное жилищное строительство стало возможным благодаря госпрограмме льготной ипотеки.
Например, в Свердловской области в 2024 году построили 4,8 млн кв. м жилых площадей — на миллион «квадратов» больше, чем годом ранее.Но в 2025 году очевиден кризис в сфере строительства, особенно в тех регионах, где еще в прошлом году бурно строили жилье. С июля 2024 года льготную ипотеку отменили. В результате спрос на недвижимость резко упал. Строительные проекты стали останавливаться один за другим по всей стране. Стали падать зарплаты работников в строительной отрасли, начались массовые увольнения.
«Рабочие уволились первыми»
В Екатеринбурге уже 11 застройщиков задерживают выдачу ключей от квартир покупателям.
И если минимальный срок задержки не столь критичен (52 дня), то максимальный уже заметно превышает год.
Льготной ипотеки нет уже девять месяцев. Так что проблемы копились со второго полугодия 2024 года. И теперь накопленный эффект резко дал знать о себе.
При этом в силу современного законодательства штрафов для застройщиков за срыв сроков сдачи жилья нет. Новым дольщикам остается только ждать.
Корреспондент «Свободной Прессы» побеседовал с Евгенией Рушенцевой, руководителем кадрового агентства RU HUNTERS.
«СП»: Евгения, правда ли, что есть ли такая проблема? Падение зарплат и массовые увольнения на стройках.
— Проблема есть. Стройка всегда — сильнейший показатель уровня жизни в городе, стране. Если стройка развивается — значит, все ок. И наоборот. Любой кризис начинается со стройки, так как затрагивает много бизнесов.
Сейчас покупательная способность на рынке жилищного строительства сильно упала — из-за высокой ставки по ипотеке и высокой цены жилья. Мы сотрудничаем со многими девелоперами.
В 2025 году практически все проекты свернуты. Это раньше девелоперы переманивали друг у друга архитекторов, проектировщиков. Теперь идут увольнения. Строительные компании сохраняют только лучших специалистов.
«СП»: А что касается рабочих на стройках?
— С рабочими проще. Они первыми уволились. Но без работы они не остались. Сейчас же острый кадровый голод. Так что уволившиеся со стройки рабочие устраиваются быстро — кто на завод, кто в такси, а кто и в доставку.
«СП»: На стройках работало много мигрантов. В том числе в Екатеринбурге.
— Мигранты начали уезжать еще до нынешнего кризиса.
«СП»: Можно ли говорить, что этот кризис больно ударил именно по Екатеринбургу, где было достаточно бурное строительство?
— Согласна. Обороты стремительно снижаются. Ну, кто будет покупать студию за 9 млн рублей, да еще в ипотеку?
А под показатели семейной ипотеки подходит лишь меньшая часть нуждающихся в покупке жилья.
«СП»: Что же теперь делать? Ждать снижения ставки по ипотеке?
— Пожалуй, что да. Остается только ждать. Хотя некоторые строительные компании находят для себя выход в сфере промышленного строительства, в строительстве социальных объектов. Но в жилищном строительстве все печально.
«СП»: И когда может снизиться ставка по ипотеке?
— Девелоперы ждут снижения ставки к концу года.
И до кризиса мало строили
Проблемы в сфере строительства остро ощущаются и в Челябинской области. Они начались почти сразу после отмены в 2024 году льготной ипотеки.
Источники, близкие к руководству ведущих в регионе строительных компаний, коротко оценивают ситуацию — «Все плохо».
Хотя в Челябинске и пригородной зоне строить жилье в настоящий продолжают, но все больше данных, что построенные квадратные метры по нынешним ценам и при нынешних ипотечных ставках не покупают. Варианты рассрочки до трех лет это все-таки не то же самое, что льготная ипотека на 15−20 лет.
Но для начала в Челябинской области надо все-таки распродать жилье в свежепостроенных домах. А с этим проблемы.
Не крах, но замедление
В сравнительно благополучной Тюменской области строить тоже стали в этом году меньше. По оценкам экспертов рынка падение объемов не обвальное, но заметное — примерно в 1,5 раза.
Причины все те же — сокращение количества ипотечных программ, снижающее доступность жилья, соответственно снижение спроса.
Тюменские девелоперы в таких условиях осторожничают. Строительные компании региона продолжают жаловаться на нехватку специалистов. Может, им стоит в Свердловской области поискать, где массовые сокращения на стройках?
Построили, но разобрали до фундамента
Кризис в строительной отрасли коснулся даже элитных жилищных комплексов, где жилье традиционно дороже. Однако те, кто покупает квартиры в таких домах, чаще всего не нуждаются в ипотеке и в банк за кредитом не идут.
Тем не менее в Сургуте строительная компания «ДСК-1» не смогла в срок сдать дом № 2 в элитном ЖК «За ручьем» (жилье бизнес-класса). Месяц назад покупатели горевали, что в первом квартале должны были дом сдать. Однако на деле построили только фундамент.
Впрочем, в соцсетях уточняют, что здесь случилась малопонятная история. Прошлой осенью было построено семь этажей, но потом их вдруг снесли.
Журналистам объяснили, что изменилась, видите ли, технология строительства, поэтому дом пришлось разобрать. Но у жилстройнадзора другое объяснение — были выявлены дефекты, пришлось застройщику устранять их.
Видимо, без сноса устранить не получалось.
Исключением на общем фоне выглядит Ямало-Ненецкий автономный округ. Здесь в 2025 году планируют построить в четыре раза жилья больше, чем в 2024-м. Возможно, работает эффект низкой базы. Уже больно мало здесь строили раньше. А потребности в жилье есть.
Больше половины запланированных объемов должны дать стройки в Новом Уренгое, где работают сразу семь девелоперов
В целом же по России все больше строек замораживают. По одним данным сорваны сроки почти половины проектов по жилью. По другим, не менее четверти. Особенно сильно сказывается замедление строительства жилья в региональных центрах.
Свежие комментарии