На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Константин Самарин
    В случае ввода, долбить придется и тех и других, поскольку с Россией такой ввод западных войск ни кто согласовывать н...Как Россия может ...
  • Игорь Сипкин
    потом эти мигранты приедут в россию резать русских. а кто им выдает массово паспорта? фмс. может пора их признать ино...Союзники по ОДКБ ...
  • Михаил Мамонов
    Гдава СК Александр Бастрыкин                                                                                         ...Татарстан не подд...

"Дипломатическая прорицательница": Княгиня Ливен, светская львица и русская разведчица

Дипломатическая прорицательница: Княгиня Ливен, светская львица и русская разведчица

Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress

27 января умерла княгиня Дарья Христофоровна Ливен, удивительная русская патриотка, снабжавшая русское правительство ценнейшими политическими материалами из Берлина, Лондона и Парижа.

Родившись в дворянской семье фон Бенкендорфов, Дарья Христофоровна (1785-1857) окончила Смольный институт и в 1800 году вышла замуж за графа Христофора Андреевича Ливена (1774-1838), русского дипломата.

Д. Х. Ливен была светски образованной женщиной, знала четыре языка и организовывала салоны в каждой из столиц Европы, в которых служил послом её муж: Берлин (1809-1812) и Лондон (1812-1834). А затем уже и по своей инициативе в Париже (1835-1857).

Салоны Ливен – места сбора информации

В Берлине она сильно скучала, тогдашняя столица Пруссии была глубокой европейской провинцией. В одном из писем она даже жаловалась, что "казаться дурой в течение ещё нескольких лет – это жестоко".

Назначение мужа послом в Лондон значительно расширило сферу её влияния.

Получить приглашение в салон графини Ливен всегда было очень лестно. По своему влиянию в английском обществе графиня могла соперничать со своим мужем и получала самую свежую политическую информацию из первых рук. Её она отправляла дипломатической почтой брату, Александру Христофоровичу Бенкендорфу (1782-1844), будущему шефу жандармов и Главному начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (1826-1844) или министру иностранных дел, графу Карлу Васильевичу Нессельроде (1780-1862).

Император Александр I в переписке называл её блестящим дипломатом, носящим юбку. Она была долгие годы в близких отношениях с Меттернихом, и русское правительство знало всю подноготную кухни австрийского дипломата.

Самые важные политические письма Д. Х. Ливен писала симпатическими чернилами, чтобы текст невозможно было прочитать посторонним людям.

Была награждена русским правительством женским орденом Св. Екатерины 2-й степени (1816), у которого был девиз "За любовь и Отечество", с дополнением: "Трудами сравнивается с супругом".

После восшествия на престол Императора Николая I её супруг и она были возведены в княжеское достоинство.

В Лондоне она также держала салон, который посещала вся английская знать, члены правительства (лорд Каннинг) и парламента. Крёстными её сыновей Георгия и Артура были король Георг IV и герцог Веллингтон.

Как писала английская пресса, княгиня "отличалась мужским умом и женской чувствительностью, она держала под своей властью монархов и государственных людей и благодаря этому имела политическое влияние, редко доступное женщинам".

Не все к ней относились с доверием, но всё равно посещали её салон. Так, знаменитый герцог Веллингтон (1769-1852), победитель Наполеона при Ватерлоо, был уверен, что княгиня "готова причинить нашей стране всевозможное зло в признательность за доброту и любезность, с какою здесь относились к ней во время её многолетнего пребывания в Англии".

В 1835 году княгиня Ливен уже без мужа, ставшего наставником наследника престола, переехала в Париж, где также открыла салон, блиставший известными политиками Франции.

Особые доверительные отношения её связывали с французским премьер-министром Франсуа Гизо (1787-1874). Знакомство с ним помогало ей во время Крымской войны (1853-1856) быть дипломатическим посредником между враждующими сторонами.

Удивительная женщина, всю свою жизнь любившая Россию и помогавшая стране своими многочисленными знакомствами и политическим влиянием, умерла 27 января 1857 года в Париже. Но завещала похоронить своё тело в России, в своём родовом имении в Межотне.

Огромная корреспонденция (лорд Пальмерстон, граф Грей, лорд Абердин, Меттерних) и "Записки", опубликованные уже после смерти, раскрыли её роль в европейской политике. Но её переписка с братом, графом А. Х. Бенкендорфом, и императрицей Александрой Фёдоровной так до сих пор и не опубликована.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх