На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Рябин
    Кто платит, тот и заказывает. А скоморохи всегда были приспособленцами...Я храбро молчал!
  • ВАСЬКА Моисеенко
    А в чем не прав автор?Я храбро молчал!
  • Александр Север
    Есть у меня подозрение, что "миртесен" валит заказняки продажные только в путь...Я храбро молчал!

Чем страшен европейский «Метеор» для Су-57

Почему КБ «Вымпел» не дали сделать лучшую в мире авиационную ракету

На фото: ракета большой дальности «воздух-воздух» Meteor
На фото: ракета большой дальности «воздух-воздух» Meteor (Фото: wikimedia)

Пресс-служба Военно-воздушных сил Германии объявила о том, что новая ракета большой дальности «воздух-воздух» Meteor готова к использованию на истребителях Eurofighter Typhoon.

Ракета прошла все необходимые предварительные летные испытания на двух истребителях 74-го тактического звена, базирующегося на авиабазе Нойберг в Баварии. Следующий, завершающий, этап испытаний «Метеора» предполагает проведение стрельб.

Данная ситуация может показаться странной. Потому что «Метеор» уже довольно давно эксплуатируется в ВВС ряда других стран.

История ракеты такова. В далеком 1984 году шведская компания Saab Dynamic начала по заказу ВВС формировать облик новой ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» Rb-74, в которой использовался бы прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). Но через некоторое время военные утратили интерес к данному проекту. И тогда тему подхватила британская компания BAE. Британцы увлекли идеей сделать «лучшую в мире» европейскую авиационную ракету еще пять стран, которые вошли в новый консорциум.

Созданная европейская компания MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia), объединившая в своем составе немецких, британских, итальянских, французских, испанских и шведских разработчиков и производителей тактического ракетного вооружения (ВАЕ, Saab Bofors Dynamics, Bayern-Chemie Protac, Inmize, TDW, LiteF GmbH), начала реализовывать амбициозный проект по созданию «лучшей в мире» авиационной ракеты в 2001 году.

Испытания ракеты начались в 2006 году. И продлились до 2013 года, поскольку в процессе испытаний периодически требовалось вмешательство конструкторов с целью не только устранения ошибок, но и повышения боевых возможностей «Метеора».

Первыми приняли не вооружение «Метеор» шведы, оснастив им свой легкий истребитель «Грипен». Произошло это в 2016 году. Спустя два года французы начали устанавливать евроракету на свой истребитель «Рафаль». Вместе с «Рафалем» «Метеор» начал внедряться в ВВС стран, закупивших этот истребитель. Например, в Египте, Индии, Катаре. Шведы распространили ракету в Чехии, Таиланде, ЮАР.

Так что евроракета вышла далеко за пределы Европы. А в 2024 году британцы предполагают оснастить ею свои палубные истребители F-35B с вертикальным взлетом и укороченной посадкой, закупленные в США для своих авианосцев. Ну скоро в связи с бешенной популярностью «Метеора» за ней, по-видимому, выстроится очередь потенциальных покупателей. Среди таковых замечены Бразилия, Южная Корея, Япония

И лишь немцы затянули с интеграцией, безусловно, прекрасной ракеты в систему вооружения своего «Тайфуна».

Характеристики «Метеора» таковы. Стартовая масса — 165 кг. Длина — 3650 мм, диаметр — 180 мм. Размах крыла — 400 мм, оперения — 630 мм. Дальность полета — 200 км. Скорость — больше 4 М. Допустимый диапазон перегрузок цели — 11g.

Существенным достоинством этой ракеты является то, что в ней, единственной из всех авиационных ракет, используется не твердотопливный реактивный двигатель (ТТРД), а ПВРД. Его конструкция, точнее — схема, достаточно проста. Атмосферный воздух засасывается воздухозаборником и, сжимаясь и нагреваясь при этом в сужающемся воздуховоде, поступает в камеру сгорания. В камеру впрыскивается жидкое топливо. Существуют конструкции, в которых используется твердое топливо, так устроен двигатель «Метеора». Топливо сгорает, образуя высокотемпературные продукты сгорания большого давления, которые вырываются через сопло, образуя реактивную тягу.

При нулевой скорости запустить ПВРД нельзя, необходимо, чтобы на определенной скорости движения летательного аппарата через воздухозаборник поступало необходимое для нормальной работы количество атмосферного воздуха, играющего роль окислителя.

Именно поэтому ракета «Метеор» оснащена твердотопливным ускорителем, который разгоняет ее до скорости, необходимой для запуска ПВРД. Она приблизительно равна 2 М. При этом нельзя положиться на то, что двигатель запустится и без ускорителя напором воздуха, создаваемым полетом самолета. Потому что, во-первых, привязывать к запуску ракеты разгон самолета до нужной скорости было бы неправильно. Во-вторых, скажем, у F-35 ракета должна находиться не на внешней подвеске, а во внутреннем отсеке.

Преимущество ПВРД над ТТРД состоит в том, что прямоточный двигатель работает на протяжении всего полета. В связи с чем скорость ракеты к концу не падает, как при использовании ТТРД, который разгоняет ракету до максимально возможной скорости после чего отключается в связи с выработкой топлива. И дальше ракета летит по инерции, постоянно замедляясь.

И это означает, что и после двухсот километров полета «Метеор» имеет ту же самую скорость — больше 4 М. Но и это не самое главное. В конце траектории «Метеор» имеет те же самые динамические возможности, то есть способен маневрировать с большими перегрузками. Именно поэтому способность в конце траектории перехватывать цели, маневрирующие с перегрузками до 11g, — это прекрасный показатель. То есть «Метеор» способен поражать на максимальной дальности любые истребители, включая сверхманевренные.

Все же остальные ракеты дальнего действия — и российские, и американские — на такое не способны. Например, в России есть ракета с уникальной дальностью, превышающей 300 км, — Р-37. На Западе ее называют «длинной кочергой». Но на дальнем расстоянии эта «кочерга» может поразить лишь неповоротливые самолеты-заправщики, бомбардировщики и АВАКСы.

Так же работает и американская AIM-120D, имеющая дальность 180 км. Но она еще хуже, чем российские Р-37 и ракета средней дальности Р-77, при маневрировании на малых скоростях из-за специфической аэродинамики она просто разваливается.

А между тем у нас мог бы уже быть свой «Метеор». В 2012 году КБ «Вымпел» завершило ОКР по созданию ракеты К-77ПД («изделие 180ПД»). И готовилось производство опытной партии ракет для поставки в армию для опытной эксплуатации. Однако тему закрыли из-за того, что ракета получилась слишком дорогой. (Отметим в скобках, что «Метеор» стоит 1 млн евро, стоимость российской ракеты неизвестна). И было принято решение сосредоточиться на разработке более дешевой и простой ракеты К-77 («изделие 180»), о которой пропагандисты ОПК громогласно говорят, что нет ей в мире аналогов.

Ну а зарубленная К-77ПД — это как раз ракета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. И дальность ее достигает 192 км. Ракета, как и «Метеор» имеет активную радиолокационную головку самонаведения с активной фазированной антенной решеткой, что существенно повышает помехоустойчивость ГСН, а также делает перехват любых аэродинамических целей на дальней дистанции гарантированным. Но все это в теории. Экономика не потянула практику.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх