"Каждый человек, выбранный на службу на подводных лодках, должен быть высоко нравственный, непьющий, бравый, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело" - такие требования предъявлял к направляемым в Учебный отряд подводного плавания первый русский подводник,ставший контр-адмиралом, Эдуард Николаевич Щенснович.
Уже в 1907 году вышли руководящие документы по отбору личного состава, в том числе и по состоянию их здоровья. Особые требования предъявлялись к офицерам. Они должны были полностью знать устройство лодки, уметь обслуживать все механизмы, уметь управлять электрическими станциями гребных электродвигателей, двгателями внутреннего сгорания, рулями, клапанами балластных цистерн.
Но не только это. Вот выдержки из характеристик подчинённых офицеров, написанных начальником дивизиона подводных лодок Черноморского флота в 1911 году Александром Оттовичем Гаддом:
- "Дела по хозяйственной части корабля вести не любит, но умеет".
- "Как подчинённый хорош, но требует постоянного строго обращения".
- " С начальством держит себя несколько развязно, с сослуживцами немного заносчив, отношение к нижним чинам - строг и часто несправедлив".
- "Здоров, но очень нервен, настроение его очень переменчиво, вспыльчив и не всегда собой владеет".
- "Очень развит, с хитрецой, хладнокровия маловато, горяч. Как строевой офицер хороший - всегда на месте. Может держать команду в руках".
-"К нижним чинам относится свысока, с некоторым пренебрежением; занимается рукоприкладством (за что был дважды наказуем в приказах), поэтому недолюбливаем. Для службы вполне пригоден. Для должности старшего офицера благодаря такой тактике не готов".
В "Положении о прохождении службы в Подводном плавании" указывалось: "Член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию с неё". Так что приведённые отрывки из характеристик - не пустое марание бумаги. Быть списанным по такой причине считалось позорным.
На этом снимке - подводная лодка "Карпъ" и часть его команды:
На заглавном снимке мотористы в своём отсеке, а на этом - выходной день. Без гармони никак не обойтись:
А это совместный снимок команд подводных лодок «Карп», «Лосось» и «Судак» того же примерно времени:
В подводники дозволялось брать исключительно добровольцев. Матросов привлекали увеличенное денежное содержание, как у специалистов кораблей 1 ранга и возможность ускоренного производства в унтер-офицеры. Немаловажно было и качество питания. О червях в мясе тут речи быть не могло. Ещё в 1905 году в паёк входило сгущённое молоко, сухофрукты, мясные и рыбные консервы.
Высокие требования предъявлялись к санитарии и поддержанию здоровья. Поддерживалась образцовая чистота, хранение грязной одежды и мусора запрещалось. О курении и речи не шло, перед выходом в море и после возвращения экипаж непременно посещал баню.
Особое внимание к подводникам уделялось и со стороны императора. Николай II принимает доклад командира подводной лодки «Дельфин» капитана II ранга М.К.Беклемишева :
В 1909 году им был проведён смотр подводникам-черноморцам и объявлено "высочайшее благоволение" офицерам и "царское спасибо" с денежным вознаграждением нижним чинам. Смотр повторился в 1911 году, потом в 1913, царь изъявил монаршее благоволение начальнику дивизиона и командирам лодок "Карась", "Карп", "Судак" и "Лосось" за блестящее состояние судов, порядок на них, бодрый и молодцеватый вид команд".
Как выглядел подбор в подводники в наше время, я испытал на себе, а о службе на советских лодках написано вполне достаточно мемуаров, художественных произведений, а также комментариев и в этом журнале :) Надеюсь, и ещё будут.
Свежие комментарии