В 1941 году на стол канцелярии Народного комиссариата обороны СССР попал необычный проект. Житель Сызрани, Василий Никитич Емельянов, обращался лично к Сталину и предлагал рассмотреть свое изобретение — «Сверхскоростной универсальный бронепоезд-танк «Вездеход». Он утверждал, что машина сможет передвигаться по любой местности на скорости до 200 км/ч, включая вязкие и твердые грунты, реки и даже горы.
Сочлененный корпус «Вездехода» позволял ему изгибаться подобно гусенице. По задумке автора это должно было существенно повысить шансы техники выбраться из сложного рельефа пересеченной местности. Однако к разработке отнеслись скептически. Способность машины комфортно ездить ставилась под сомнение из-за слишком большой массы.
Емельянов был фельдшером по профессии и страстным изобретателем по духу. Каждый год он штурмовал министерства своими проектами. В списке предложений был гидравлический бревноподъемник, ракетный револьвер для автоматического пуска самолетов, паровоз, работающий на нефти и… бронепоезд-танк. Однако, в отличие о других самоучек, Емельянов обращал внимание на конструкционные промахи и ошибки. Через 2 года он предоставил в управление доработанный проект под названием «Универсальный бронепоезд-танк «Метеор».
К подробному описанию бронепоезда прилагались чертежи и расчеты. Усовершенствованная машина теперь могла двигаться по рельсам и пересеченной местности как на гусеничном, так и на колесном ходу. По замыслу конструктора, в случае обнаружения завалов или разрушений на железнодорожном полотне, «Метеор» мог оперативно «переобуться» на гусеницы или колеса, обойти препятствие или уничтожить противника, а затем снова встать на рельсы и продолжить движение. Впрочем, детальной проработкой движителя Емельянов был не слишком озабочен. Куда больше информации он предоставил о том, как его машина сможет наносить урон противнику.
От первого проекта «Метеор» отличался прежде всего размерами. Он был в 4 раза короче, а высота и ширина уменьшились с шести метров до трех. Скорость же осталась прежней — более 200 км/ч. Хотя эта машина уже походила на обычный танк времен Великой отечественной, современные историки не слишком доверяют заявленным показателям. По их мнению, сочетать высокую скорость на рельсах с хорошей проходимостью и подвижностью на обычной местности едва ли было возможно.
Во время войны Василий Емельянов внимательно следил за успехами и неудачами советской армии и надеялся, что его бронепоезд-танк внесет свой вклад в борьбу с врагом. В письме он подчеркивал, что затраты на проект будут минимальными, а эффект — впечатляющим, ведь машина станет действительно универсальной. Чего только стоит способность бронепоезда нестись вперед с заявленной скоростью буквально на всем, что горит. Кроме того, «Метеор» мог везти за собой несколько вагонов с солдатами, боеприпасами и артиллерией.
«Всеядный» паровой котел находился в середине корпуса. За подъем и спуск на грунт отвечали 2 установленных домкрата, а вместо колес у машины были металлические диски, позволяющие двигаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу. Также предлагалось защитить толстой броней как корпус, так и сам котел.
Многочисленные переписки с военными ведомствами сподвигли изобретателя сделать несколько вариантов по каждому пункту устройства бронепоезда, но несмотря на все старания, проект так и остался на бумаге. По мнению историков, даже сейчас многие решения конструктора можно считать небанальными и интересными. Однако отсутствие специального образования и непонимание нюансов конструирования не позволили ему увидеть все тонкости и потенциальные проблемы своего детища.
Больше подробностей о бронепоезде-танке «Метеор», а также о фельдшере-изобретателе Василии Емельянове смотрите в видео от компании Wargaming.
- Автор:
- Wargaming
Свежие комментарии