Народ — благосостояния и военных побед, а элита мечтает примкнуть к победителю
В Кремле несколько дней назад начали готовить ежегодное послание президента Федеральному собранию, узнал РБК. Официально дата пока не назначена.
С момента последнего послания Владимира Путина прошло уже полтора года. Обращение начали готовить весной, но свернули из-за СВО. Шквал событий вынуждает высшую власть объясниться.
— Послание Владимира Путина Федеральному собранию как формат по-прежнему актуально, — считает политолог Дмитрий Еловский. — В президентской республике элитам нужно регулярно получать от главы государства некие базовые политические установки. Поэтому задержка послания вызывала вопросы. Для чиновников это могло быть сигналом, что в системе власти не всё хорошо и ответственные лица либо не успевают подготовить послание, либо занимаются более важными делами — понятно, что СВО.
«СП»: — Это, пожалуй, самый важный, корневой вопрос. Особенно после Херсона.
— Сейчас идут бои. Мы то наступаем, то отступаем. И все хотят понять, как президент видит продолжение СВО, где ее конечная точка. Летом социологи говорили, что у лояльного большинства сложилась позиция, мол, окончание СВО будет там, где мы сами решим. Исходя из этого посыла, ее можно будет закончить в любой момент.
С элитами сложнее. Значительная часть элит с самого начала СВО не поддерживала. В лучшем случае они молчат, но есть и те, кто саботирует и не включается в процесс мобилизации страны. Думаю, эти люди готовы к мирным переговорам на любых условиях, лишь бы это все закончилось. При том, что последствия могут быть намного хуже, чем до начала СВО. Это будет стоить России очень дорого.
Думаю, большая часть элит не перешла еще грань усталости, после которой становится все равно — давайте заканчивать. Такая грань есть, но она впереди. А пока элиты находятся в растерянности. Уже пора кричать «всё пропало»? Мы проигрываем или выигрываем? Кто победитель, к кому присоединяться? Элиты же всегда конформистские и готовы примкнуть к триумфатору.
«СП»: — Чего еще чиновники ждут от Путина?
— В не меньшей степени элиты сейчас интересует, что будет с экономикой и экономической политикой. Потому что в самом начале СВО много было сказано о структурной перестройке экономики, но нельзя сказать, что это произошло. Есть ощущение, что многие чиновники живут в режиме до 24 февраля и пытаются проповедовать принцип business as usual — вести дела как обычно.
Хотя есть и те, кто включился в режим пожарных мер. Но это точечные решения, системных стратегических мер пока не видно. Есть набор экстраординарных мер по борьбе с кризисом, которые приняты правительством, но направления, куда движется наша страна, экономика в связи с радикальным изменением ситуации, не определены. Их очень ждут.
В принципе, есть шанс дождаться. Потому что на последнем Валдайском клубе президент обозначил идеологические основы будущего государства. А значит в его послании было бы резонно пойти дальше — обозначить и направления трансформации экономики в текущих условиях. Это самые главные ожидания.
«СП»: — Хотя послание Путина обращено к чиновникам разного ранга, его, как психотерапевта, слушает и народ…
— Народ тоже интересует благосостояние, меры, направленные на сохранение их личного достатка. Это может быть очередная «раздача слонов» — деньги и льготы или поддержание привычного уровня зарплаты. А элиты хотят понимать более сложные, глубокие вопросы. Например, кому мы будем продавать наши ресурсы. Разный уровень детализации.
Напомню, что для общения с народом есть другой открытый формат — Прямая линия с президентом. Именно там расшифровываются посылы людей. Возможно, эти два формата в этом году объединят.
— Президентское послание должно ответить на ключевые вопросы, которые все нормальные люди задают после 24 февраля, — указывает координатор Левого фронта Сергей Удальцов. — Россия действительно намерена побеждать в противостоянии с Западом или это все имитация, какой-то «договорняк», очередная попытка властей, поиграв на патриотических настроениях граждан, извлечь свою политическую и экономическую выгоду, продлить свои полномочия, закрутить гайки, усилить репрессии? За девять месяцев СВО ответов мы не услышали.
«СП»: — Что предлагают левые силы?
— Перестроить экономику, социальную сферу, совершив левый поворот. Необходима национализация стратегических отраслей народного хозяйства, чтобы ресурсы, промышленные мощности в этот ключевой момент работали на все общество, а не обогащали отдельных олигархов. Пока мы не видим никаких движений в этом направлении.
Также нужно внедрение полноценного государственного планирования в экономике, используя самые современные разработки, АСУ, советский опыт. Очевидно, что в условиях рыночного хаоса решать наиважнейшие задачи, стоящие перед страной, не получается. Частный бизнес хорош лишь в отдельных сферах. Иначе, мы так и будем одевать-обувать солдат всем миром вместо государства.
Кроме того, непонятно, собирается ли государство оживлять экономику. Будут ли инвестироваться огромные средства, которые долгие годы лежат в «кубышке» ФНБ? Часть их мы уже потеряли, никто не понес ответственности. Будем мы их вкладывать в промышленность, науку, в образование? И людям надо давать деньги, повышать зарплаты, пенсии, стипендии.
А пока финансово-экономический блок правительства продолжает гнилую либерал-монетаристскую линию. Это никак не сочетается с серьезнейшими вызовами, стоящими перед Россией.
«СП»: — Как бы страну со временем опять не «встроили» в западную систему…
— Во имя какого образа будущего идет сейчас СВО, борьба с коллективом Западом? Президент говорил о том, чтобы Россия стала центром антиколониального сопротивления в мире. Задача красивая, правильная, но являясь частью глобальной капиталистической системы мы таким центром не станем. Действительно, миллиарды людей устали от гегемонии США, но они хотят видеть альтернативу.
В свое время СССР такую альтернативу предлагал. Нынешняя Россия ничего не предлагает. А значит объединить угнетенных не получиться. Нужно сначала самим совершить левый поворот, социалистические перемены, поднять красное знамя, дать официальную оценку разрушению СССР, закрыть Ельцин-центр, зачистить власть от либерал-предателей и т. д. Иначе, победить в глобальном смысле у России не получится.
— Происходит борьба за целостность и существование России, — уверен политолог, Евгений Николаев. — Если мы сегодня оставили Херсон, а завтра? Мы даем генералу Суровикину огромный карт-бланш на доказательство того, что вывод войск на левый берег Днепра был необходим. С военной точки зрения это было оправдано. Снабжать нашу группировку действительно было трудно. Но превращение Херсонской области в Геническую область России недопустимо.
В Херсоне (а я только что переехал Днепр) разные люди: «ждуны», которые начали «челомкаться» друг с другом, ожидая ВСУ, и русские патриоты, которые отказались покидать город даже сейчас, потому что обещали согражданам, что Россия не уйдет, и им стыдно уезжать. Даже несмотря на объяснения, что это стратегический отход за оборонительную «линию Суровикина» длиной 250−300 километров до самого Крыма. Надеюсь, теперь нас ждет подготовка к весеннему наступлению, а не переговоры с Западом.
«СП»: — Чего ждут от послания Путина патриоты?
— Херсонская область — часть России. Противник на нашей территории. А значит, нужно срочно вводить военное положение на территории всей нашей страны со всеми вытекающими из этого последствиями. Нужно выпускать как можно больше ракет, дронов, электроники, военной формы, спальников и т. д. Чтобы не волонтеры закупали это для фронта в Турции и Китае, а государство. Чтобы моральное состояние мобилизованных соответствовало условиям современных конфликтов.
Нужна не только военная, но и гражданская мобилизация. Если на Украине практикуется настоящий политический террор против оппонентов с убийствами, арестами, избиениями, изгнанием из профессии, то у нас все серьезно только в зоне СВО. Нужно прижать «пятую колонну».
Если это сделать сейчас, то в следующем году мы победим. Общаясь в Херсоне с западными журналистами, пленными, я понял, что Запад выдыхается. Они готовы на переговоры, на серьезную сдачу позиций и даже на раздел Украины. В частности, о разделе мне говорили румыны. Мол, пусть Россия берет юг вплоть до Одессы и Приднестровье, Бухарест заберет Молдавию, запад Украины отойдет полякам, Закарпатье — венграм. И всех, включая центральную Украину, это устроит.
Поэтому мы ждем от Путина конкретных решений и действий.
Свежие комментарии