Владимиру Путину можно избираться президентом ещё раз в 2024 году, фактически на пятый, а формально – на третий срок. Точнее, будет можно после того, как Дума примет новый закон о требованиях к кандидату в президенты. Сомнений в этом нет, но новость всё равно важнейшая.
Андрей Перла
В Государственную Думу внесён ещё один знаковый закон во исполнение изменений Конституции, за которые граждане проголосовали 1 июля. Закон внесён председателем комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом, депутатами Павлом Крашенинниковым и Ольгой Севостьяновой.
Закон нужный, но не интересный
Законопроектом устанавливается, что не имеет права быть избранным президентом РФ гражданин, занимавший указанную должность два срока или занимающий её на день официального опубликования решения о назначении выборов второй срок,
– пояснил Андрей Клишас РИА "Новости".
Однако настоящий смысл закона в другом: "такое положение не применяется к президенту России, который занимает этот пост на момент вступления в силу поправки к Конституции, устанавливающей соответствующее ограничение".
То есть логика законодателя такова: когда Владимир Путин избирался на свой пост в 2012 году, новых поправок в Конституцию не существовало ещё даже в проекте, он о них не знал. Поэтому ограничивать его с помощью этих поправок неправильно – раз в стране теперь, по сути, новая Конституция, и кандидат в президенты – он же действующий президент – может идти на выборы "с чистого листа".
Никакой сенсации в этом нет: что после принятия поправок к Конституции Путин сможет в 2024 году избираться на новый срок, мы узнали ещё в марте 2020 года, когда такую поправку предложила в Государственной Думе Валентина Терешкова. Великая "Чайка" тогда решила для страны проблему "кто будет после Путина" простейшим способом: после Путина будет Путин. Волноваться не о чём. С 2020 до 2036 год можно больше не интересоваться "транзитом власти" – никакого транзита никуда не предполагается, власть в России будет стабильной на срок дольше, чем мы умеем планировать изменения в экономике и социальной сфере.
https://vk.com/video-75679763_456254263
Внесение нового закона в Думу 17 ноября – и вовсе юридическая формальность: в Конституции уже всё сказано, но отдельный закон, тем не менее, нужен. Ну так вот он, этот закон.
Но его обсуждение таит важнейший смысл
Однако внесение этого закона в Государственную Думу и его обсуждение – всё-таки важнейшее политическое событие. Во-первых, потому, что завершение законотворческого процесса важно само по себе. Одно дело, что "все знают", что у Владимира Путина на посту президента не последний срок. Другое дело, когда закон окончательно закрепляет это положение вещей, снимая последние формальные вопросы.
Во-вторых, потому, что очень интересно посмотреть, кто в Государственной Думе всё-таки проголосует против законопроекта. Нет, шансов торпедировать закон у оппозиции нет – "Единая Россия" имеет конституционное большинство, закон будет принят в любом случае. Но накануне выборов депутатов Государственной Думы – до них осталось меньше года – заявить о себе как о ярком противнике "вечного Путина" может быть очень выгодно для популистов, прежде всего из фракции КПРФ и, возможно, для некоторых "справедливороссов" (что "против" будут голосовать жириновцы, я не в силах себе представить) Тут, собственно, важно не "против Путина", а "за демократию" и даже "против власти". Если за депутата голосуют из протеста, то он должен время от времени генерировать какой-нибудь протест. Доказывать избирателям, что он в самом деле борец. Это особенно приятно делать, когда протестовать совершенно безопасно – всё равно ничего не изменится.
https://vk.com/video-75679763_456254287
Правда, именно в данном случае голосовать против закона – это и в самом деле голосовать против Путина и даже против единства страны. Об этом депутатам напомнил представитель президента в Государственной Думе Гарри Минх, который, как сообщает ТАСС, "призвал депутатов, которые не согласны с изменениями в Конституции сложить свои полномочия". Случилось это при обсуждении другого нового закона во исполнение конституционных изменений – о неприкосновенности экс-президентов. Представитель президента высказался невероятно жёстко, даже, наверное, непарламентски:
Я вам предлагаю, не нравится Конституция – закрывайте вы эту работу, идите на улицы, там вы найдёте себе соратников, только это уже совсем другие люди будут. Я не говорю о выборах, я говорю о добровольном сложении полномочий.
Помните крылатую фразу "парламент – не место для дискуссий"? Не думаю, что представитель президента в Думе собирался её перефразировать. Дело в другом: по его мнению, очевидно, есть вопросы, дискуссия по которым уже закрыта и, более того, дискуссия по которым разрушительна. Обновлённая Конституция и роль президента в России – именно такие вопросы.
Потому что президент в России – это больше, чем глава исполнительной власти. Это "гарант Конституции" – то есть средоточие власти и закона страны. И даже олицетворение страны. И это не лесть в адрес человека по имени Владимир Путин. Это легитимное, корректное описание его должности и её смысла.
Кстати, о должности. Кто её будет занимать после 2024 года, пока, как ни странно, неизвестно. И законопроект Клишаса – Крашенинникова ничего к нашему знанию об этом не добавляет. Да, Путин МОЖЕТ снова пойти на выборы в 2024 году, и понятно, что если пойдёт, снова будет избран президентом. Но он НЕ ОБЯЗАН идти на эти выборы. Имеет полное право принять другое решение. Подобрать себе преемника. Или предоставить дело случаю. Удалиться в частную жизнь. Или занять позицию "могущественного гражданина". Если кому-то нужно волноваться о "транзите власти", поводов для волнений не стало меньше – волнуйтесь на здоровье.
Свежие комментарии