Не секрет, что Россия активно спонсирует дружественные государства через их кредитование – с льготными процентами, комфортными сроками возврата, а то и невозврата. Главный кассир России больше не хочет отвечать за проблемы иностранцев.
Михаил Мельников
Бедным не давать. А богатые сами не просят
Департамент государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов России подготовил любопытный документ – проект постановления правительства. Смысл создания этого постановления – привести ряд правил выдачи государственных кредитов в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса. Суть проекта – формулирование общих правил для тех государств и организаций, которые могут стать нашими заёмщиками, причём эти правила будут строже, чем действующие ныне. Отдельно оговаривается, что обновление не повлияет на уже выданные кредиты, а также кредиты, по которым уже идут предметные переговоры. Это очень важное уточнение, ведь Россия планирует в 2020 году выдать кредитов на 4 миллиарда долларов, прекрасно понимая, что далеко не все эти деньги мы получим обратно. Такие суммы страна не ссужала со времён приснопамятных 3 миллиардов для гибнущего Януковича, и тот кредит не принёс нам ничего, кроме головной боли.
Венесуэла, одна из заёмщиков, признала независимость двух бывших грузинских территорий – Абхазии и Южной Осетии. Фото: Pedro Rances Mattey/Global Look Press
Так вот, новые правила прямо запрещают давать деньги государствам с долгосрочным кредитным рейтингом ниже B- или B3 по рейтингам "большой тройки" международных агентств. А кто у нас проживает на дне рейтингового океана? Ой, знакомые всё лица – например, Куба и Венесуэла. Ещё один запрет – кредитовать страны с шестым и ниже уровнями платежеспособности по оценке ОЭСР. Добавляем сюда Белоруссию, Сирию, Иран, Армению, КНДР, Молдавию... В общем, всех, кто регулярно звонит в Москву по поводу взаимовыгодного сотрудничества и заодно денег.
Понятно, что в таком виде у документа нет шансов на принятие, поэтому в нём осталась важная оговорка: могут быть сделаны исключения "с учётом стратегического характера политических отношений Российской Федерации с государством-заёмщиком". И запрос на эти исключения должно оформлять Министерство иностранных дел. А Минфин одобрит. Или нет. Как президент скажет – он в проекте не упомянут, но все понимают, на каком уровне принимаются подобные решения.
Государства и люди
С министром финансов Силуановым всё понятно. Потеряв часть власти в виде первого вице-премьерства, Антон Германович пытается подстраховаться на случай более тяжёлых последствий своей оригинальной финансовой политики – поднимать налоги в период кризисов. Если постановление будет подписано Михаилом Мишустиным, вся ответственность за результаты выдачи безвозвратных, в общем-то, кредитов ляжет на премьер-министра и ведомство Сергея Лаврова. И в Минфине искренне надеются, что после такого перераспределения "крайних" наша страна станет менее щедрой по отношению к своим так называемым союзникам.
Поясню, почему "так называемым".
Потеряв часть власти в виде первого вице-премьерства, Антон Германович пытается подстраховаться на случай более тяжёлых последствий своей оригинальной финансовой политики – поднимать налоги в период кризисов. Фото: Александр Авилов/АГН "Москва"
Вам случалось давать людям деньги в долг? Наверняка большинство взрослых людей это когда-то делали. У договора займа, пусть даже устного, есть две традиции – формальная и неформальная. Первая предполагает, что деньги будут возвращены в нужном объёме в точный срок, вторая – что заёмщик, которому оказана финансовая услуга, будет испытывать нечто вроде благодарности, тем более что между физическими лицами речь о процентах чаще всего не идёт. Если человек по-хамски относится к тому, кто помог ему в трудный момент, это позволяет сделать определённые выводы – например, вычеркнуть такого гражданина из числа своих знакомых.
Государство – не человек, его характер и повадки сильно меняются в зависимости от текущего руководства: сравните, например, Украину Кравчука и Порошенко, Грузию Шеварднадзе и Саакашвили, Китай Мао и Си. А вот Турция, которой мы фактически подарили "Турецкий поток", вообще при одном и том же президенте мечется под политическими ветрами бешеным флюгером. Так что тут никогда не надо говорить "никогда", но в то же время попытки покупки дружбы за деньги выглядят ещё более низко, чем на межличностном уровне: человек даёт взаймы собственные деньги, государство же – деньги налогоплательщиков. И нам нужно понимать, что мы получим в обмен на ущерб собственному бюджету.
Зачем давать кредиты
Бо́льшая часть внешних кредитов, выдаваемых Россией, засекречена по совокупности причин. Так, считается, что раскрытие этой информации ослабляет позиции нашей страны на международных переговорах. На самом деле, думается, причина в другом: мы оставляем руководителям дружественных государств маневренность во внутренней политике, помогаем им скрывать от населения, что живут эти страны, и особенно их руководство, фактически за счёт России. Ибо в этом случае любой антиправительственный бунт будет и антироссийским. Отсюда и имитация независимой внешней политики со стороны руководителей, например, Белоруссии или Армении, причём имитация, будем честны, периодически выходящая за рамки приличия. Зато недавний полупереворот в Армении фактически не отразился на лояльности этой страны к России.
https://vk.com/video-75679763_456254965
В быту кредиты делятся на целевые и "потребительские наличными". Заметная часть кредитов, которые выдаёт Россия и государственные банки, – это именно целевые кредиты, а не просто раздача денег. Скажем, поставляют российские предприятия на Кубу подвижной состав железной дороги. Чтобы заплатить за этот недешёвый по карибским меркам товар, Куба кредитуется в той же России. В итоге:
- Наш производитель загружен работой и своевременно получает за неё оплату.
- Куба получает тепловозы.
- Банк ждёт выплаты кредита с процентами, и он, скорее всего, будет выплачен, но благодаря рефинансированию через другое кредитование – иных денег ни у Венесуэлы, ни у Кубы, ни у Белоруссии, ни у Армении практически нет.
Но денег нет по разным причинам. Латиноамериканские государства находятся под тяжёлыми несправедливыми "международными", то есть американскими, санкциями. Армения живёт в режиме транспортной, а отчасти и торговой изоляции из-за исключительно плохих отношений с двумя из четырёх соседей, на которых к тому же приходится 4/5 её границы, в том числе и из-за негибкой позиции Еревана (здесь не место выяснять, кто прав в затяжных конфликтах). И только у Белоруссии после снятия основных санкций нет "уважительных причин" – впрочем, эта страна экономически стабильнее других упомянутых, даже в дни протестов.
И нашим, и вашим
Хорошо, мы загружаем работой российских экспортёров. Что ещё? Ещё хотелось бы иметь определённую политическую поддержку – причём не только в форме мало что значащего голосования на Генассамблее ООН. К сожалению, из указанных заёмщиков чем-то бо́льшим помогает России только Венесуэла: эта страна вслед за Россией признала независимость двух бывших грузинских территорий – Абхазии и Южной Осетии, а также (вместе с Кубой) переход суверенитета над Крымом. Минские же политики поддерживают Россию исключительно на словах, и в соответствии с белорусскими законами карты, например сервиса Yandex.by, в этих трёх пунктах отличаются от российских. Впрочем, Белоруссия активно ищет возможность кредитоваться и на Западе, и в Китае, чтобы позиция "над схваткой" была хоть как-то поддержана финансово. К слову, всё тот же Антон Силуанов – не стоит представлять его каким-то абсолютным злом, он вполне относителен – осенью 2019 года совершенно справедливо увязал перспективы дальнейшего кредитования Минска с реальными шагами в сторону интеграции двух государств.
Похоже, подготовленное Минфином Постановление направлено в первую очередь на ограничение финансовой помощи именно Белоруссии – причём безотносительно к текущей политической ситуации. Это не антибелорусский и не антилукашенковский документ, а действительно попытка рачительно использовать столь серьёзный инструмент влияния, как деньги, ограничить их рекордную раздачу на фоне собственных проблем. Плюс, безусловно, "делегирование" ответственности за выдачу спорных кредитов, но какой же чиновник доберётся до министерского поста без десятого дана по переводу стрелок?
Выдавая кому-то деньги, Россия должна очень чётко понимать, что она за них получит. Это, кстати, относится не только к внешним партнёрам, но и к доходам собственных чиновников, депутатов, топ-менеджеров, на которых бюджет тратит куда больше, чем на кредитование ветреных союзников. И вот здесь, правда, есть что и кого сокращать.
Свежие комментарии