На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    Диаспоры узаконили когда произвели регистрацию национально-религиозных сообществ, придав им тем самым официальный ста...Механизм противод...
  • Виктор Онегин
    Мало похоже на быль,скорее мечта старого патриота."Мама, мы вернули...
  • Виктор Онегин
    Все валюты договорённостью привязаны к американскому доллару. А речь идёт как о России которая с рублём не мало раз о...Элита готовит нев...

Операционная пауза грозит перерасти в позиционный тупик


Операционная пауза в действиях союзных войск на Украине затягивается: несмотря на недавние заявления о наращивании действий группировок на всех операционных направлениях на Украине, пока никаких изменений не наблюдается, никаких серьезных наступательных операций ВС РФ и НМ ЛДНР не проводят. Сложившееся положение на украинском фронте все больше начинает напоминать ситуацию на Западном фронте 1915–1916 годов, т. е. «войну на истощение».

Почему оперативная пауза грозит перерасти в позиционный тупик? Попробуем ответить на этот вопрос.

Итоги первого и второго этапов СВО


Если говорить о первом этапе специальной военной операции на Украине, то можно констатировать, что завершился он не совсем удачно, несмотря на бравурные заявления политиков о его успешном завершении. И это не только мое мнение – такого же взгляда на ситуацию придерживается, например, известный российский политолог Сергей Марков.

«Первый этап СВО на Украине заключался в том, что армия России осуществила прорыв по ключевым направлениям и подошла к крупным городам – Киеву, Харькову, Чернигову, Полтаве, Николаеву, Херсону. Предполагалось, что завязавшиеся в этих городах бои приведут к коллапсу системы госвласти Украины, образуется вакуум власти, который будет заполнен бывшими украинскими политиками, которые после 2014 года были вынуждены уехать в Россию, вроде Олега Царева, репрессированными украинскими политиками типа людей из команды Виктора Медведчука, перешедшими на сторону новой власти беспринципными людьми из команды Зеленского, и генералами, силовиками. Однако первый этап оказался неуспешным, он был выполнен только процентов на двадцать – удалось выйти к крупным городам и даже взять Херсон. Но коллапса украинской государственной власти не случилось – она продолжила свое функционирование, силовики остались лояльными киевскому режиму. Более того, шедшие рывком вперед группы российского спецназа оказались под жесткими фланговыми ударами и понесли существенные потери»,

 отмечает Сергей Марков.

Всеобщая мобилизация в ЛНР и ДНР, под которую, как я уже не раз отмечал в предыдущих материалах, попали и преподаватели, и студенты, и шахтеры и т. д., проводилась в первую очередь для того, чтобы сковывать боями основные силы ВСУ на Донбассе, чтобы противник не перебрасывал их под Киев. Однако добиться поставленных целей не удалось. Поэтому приоритеты СВО несколько изменились, и политики вместо демилитаризации и денацификации Украины заговорили об освобождении Донбасса как о приоритетной цели.

Собственно второй этап военной операции (которая, как верно подмечают некоторые эксперты, после провала первого этапа, по сути, переросла в настоящую войну) проходил под этим лозунгом. Однако, несмотря на освобождение всей территории ЛНР и достижение тактических успехов, добиться разгрома основных сил ВСУ на Донбассе не удалось. Более того – противник продолжает подвергать регулярным обстрелам ДНР, особенно сильно достается Донецку и Горловке, т. к. позиции ВСУ, как и раньше, находятся фактически на окраине города.

Тактика ВС РФ заключалась в продвижении через укрепрайоны противника путем создания «огневого вала», концентрации большого количества артиллерии на узком участке фронта и наступления после массовой артподготовки. Кураторы Украины из США и Британии ответили на это поставками ВСУ РСЗО HIMARS, которые стали наносить болезненные удары по складам боеприпасов и базам снабжения, чтобы лишить ВС РФ этого преимущества. И частично им удалось достигнуть поставленной цели.

Почему союзным войскам грозит позиционный тупик?


Россия пытается вести войну, имея меньшее, чем у Украины, количество живой силы и рассчитывая на преимущество в артиллерии. Примерно ту же тактику использовал немецкий генерал Эрих фон Фалькенгайн на Западном фронте в период Первой мировой войны, о чем я недавно писал в своем материале «Эрих фон Фалькенгайн и его стратегия войны ограниченными силами с решительной целью», кому интересно, может почитать. Могу лишь подчеркнуть, что тактика эта ни к чему хорошему германскую армию не привела.

Пытаясь «перемолоть» украинскую армию и взять ее «на измор», можно попасть в ловушку, потому что «перемалывание» всегда является обоюдным. Собственно, уже сейчас ситуация такова, что вести наступательные действия ВС РФ и НМ ЛДНР весьма проблематично по причине нехватки пехоты.

Это отмечает и полковник ФСБ в запасе Игорь Стрелков, который пишет, что «с нашей стороны фронта – нам, увы, наступать почти совсем уже нечем. Во всех отношениях». Можно списать это на пессимизм полковника (хотя его прогнозы, как показывает практика, часто имеют привычку сбываться), но мы действительно видим, что никаких наступательных действий союзные силы больше не проводят. Взятие Северска, о котором объявляли уже два раза, все затягивается, по причине того, что ВСУ оттуда не отступают, а наоборот – подтягивают резервы и укрепляют свои позиции.

Политолог Сергей Марков, который достаточно взвешенно подходит к прогнозам относительно военной операции на Украине, не уверен в утверждениях некоторых экспертов о том, что военный потенциал ВСУ подорван, и фронт скоро посыпется.

«Существует две позиции, одна – то, что кадровый потенциал ВСУ во многом подорван, и Украина вынуждена бросать в бой плохо подготовленных резервистов. Вторая точка зрения заключается в том, что недавно мобилизованных резервистов кидают на поле боя, чтобы, напротив, сохранить кадровую армию Украины, которая преимущественно находится на западе, где проходит переоснащение западным оружием и переподготовку. И цель этого – подготовка контрнаступления примерно в августе-сентябре, после значительного истощения российской армии в кровопролитных боях. Тогда якобы случится один или два контрудара украинской армии, оснащенной новейшими системами западного вооружения, при поддержке западных ЧВК».

Второй вариант, о котором говорит Марков, вполне вероятен. Опираться только на преимущество в артиллерии, имея меньшее, чем у ВСУ, количество пехоты, чрезвычайно опасно. Какое-то время это может работать, но рано или поздно возникнет ситуация, когда наступать такими силами станет попросту невозможно. Де-факто она уже возникла. США, Великобритания и их союзники поставляют Киеву столько вооружения, сколько нужно для того, чтобы ВС РФ не могли проводить серьезные наступательные операции без проведения мобилизации.

Есть мнение, что Россия способна добиться победы и без мобилизации и перевода промышленности на военные рельсы, однако оно не выдерживает столкновения с реальностью. Пока союзные силы даже не могут освободить Донбасс, а военный конфликт близок к «горячей заморозке». ВСУ, в свою очередь, готовятся к контратакам, под кураторством западных «партнеров». Даже если предположить, что все они будут успешно отбиты, при текущем раскладе сил война может окончательно принять характер позиционной, а линия фронта стабилизируется в текущей конфигурации.
Автор:
Виктор Бирюков
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх