В Минфине России озвучили идею масштабной реформы государственного управления, которая будет заключаться в сокращении числа госслужащих разного уровня. Предполагается, что это позволит проиндексировать зарплаты в госаппарате, не выделяя на это средства из бюджета.
В чём угрозы этой инициативы?Кучер Егор
Вопрос о раздутом штате госслужащих в России – один из самых обсуждаемых в последние годы. Несмотря на все разговоры, правительство пока не предпринимало каких-либо решительных шагов в данной области. Точнее, предпринимало, но тогда, год назад, речь шла вовсе не о сокращениях. Госслужащие – это такие же рабочие люди, уверяют в кабмине. Следовательно, им тоже необходимо повышать зарплаты сообразно темпам роста инфляции, а также вообще повышать их доходы.
При этом в вопросе, который условно можно назвать «о госслужащих», нет единого мнения: правительство официально молчит, глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы, а ряд экономистов полагают, что профессии госслужащего необходимо поднимать престиж, устраняя неравенство в доходах между служащими разного уровня.
Глава Счётной палаты Алексей Кудрин предлагал привязать зарплату госслужащих к показателям эффективности их работы. Фото: State Duma Russia / Globallookpress
Несмотря на новое предложение, прозвучавшее из стен Минфина, кабмин не торопится давать ход инициативе о сокращении штата, потому что просто не решил, что следует делать с госаппаратом, его доходами и численностью. Идей и мнений по-прежнему звучит очень много.
Зачем это нужно?
Ответ на вопрос о том, зачем необходимо сокращать армию чиновников в России, казалось бы, очевиден. Это и бюджетная экономия (прежде всего), и вероятное повышение «чистоты» профессии, в которой останутся только профессионалы, которые будут получать хорошие деньги за реальную, сложную и эффективную работу на благо страны и её граждан.
Однако Россия – большая страна, в каждом регионе которой есть свой достаточно широкий чиновничий аппарат. При разности уровня жизни в регионах нужны и разные критерии отбора чиновников для разделения их на эффективных и «неугодных».
В интервью «РИА Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что реформа назрела уже давно, и Минфин предлагает действовать. Чиновница отметила, что если штат чиновников не будет сокращён, то в будущем служащие смогут рассчитывать только на индексацию на уровень инфляции, а роста зарплаты до конкурентного уровня не будет. Или будет, но ценой дополнительных 100 млрд рублей в год.
Экономия – не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь,
– сказала Нестеренко.
В Минфине предложили провести реформу в два этапа. Первый – автоматический, предполагающий простое сокращение численности центрального госаппарата на 10%, территориальных органов – на пять процентов, а в регионах к 2021 году – на все 15%.
Это станет первой волной. Вторая волна – структурное совершенствование госаппарата. Оно должно заключаться в масштабных преобразованиях территориальных представительств министерств и ведомств. Из отделений с большой численностью служащих должны получиться компактные офисы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», – сказала Нестеренко.
На первый взгляд, идея очень хорошая, ведь любой профессии избыток кадров вредит не в меньшей степени, чем недостаток. При раздутых штатах падает эффективность работы, так как служащие часто «отбывают номер», занимаются бюрократией или работой, которая ничего не значит и ни к чему не приводит.
Фото: Elnur/Shutterstock.com
Именно поэтому вопрос сокращения штата госслужащих – это не вопрос увольнения, а вопрос отладки работы госаппарата. И вряд ли кто-то будет спорить с тем, что такая отладка пошла бы этому аппарату на пользу. Однако в этом ли истинная цель и только ли в размер штата упирается неэффективность работы?
Увольнять нельзя премировать
На самом деле кабмин уже разрабатывал инициативы, которые должны пойти на пользу госслужащим. В 2018 году в проект федерального бюджета закладывалось 138,6 млрд рублей в 2019 году и 208,9 млрд рублей в 2020 году на «материальную мотивацию» чиновников.
Армия чиновников разного ранга в нашей стране насчитывает порядка 2,5 млн человек. Однако было бы неверно полагать, что все эти 2,5 млн человек живут на широкую ногу. В аппарате госслужбы есть своя дифференциация по статусу, и зарплаты неначальствующего состава в регионах не так высоки.
Правительство также предложило выделить 375 млн рублей из общей суммы в 2019 году исключительно на поддержку госслужащих, которые участвуют в реализации федеральных и нацпроектов. 493 млрд рублей в 2020–2021 годах должны быть выделены чиновникам с формулировкой о повышении «гарантированной части денежного содержания», то есть зарплаты. По задумке, сюда же должно войти то самое «материальное стимулирование» и пенсионное обеспечение. Суммарно к 2021 году на все эти цели будет истрачено более полутриллиона рублей.
Получается что после разговоров о том, что госслужащим необходимо повышать престиж профессии, спустя всего год (и, кстати, после разработки соответствующих бюджетных параметров) в правительстве уже говорят о том, что «денег нет, и вы уйдите». При этом следует напомнить указ президента России Владимира Путина от 2016 года, в котором он ясно давал понять – рядовой небогатый госслужащий должен получать достойную зарплату.
До 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания,
– сказано в указе «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы России на 2016–2018 годы».
Именно подобные «чертыхания» сегодня вызывают большие вопросы. Правительству, вероятно, необходимо, наконец, определиться – следует ли в рамках реформы госаппарата просто увольнять одних и поднимать зарплаты другим или нужно истратить более полутриллиона рублей из бюджета на тотальное премирование служащих, либо же проводить «вдумчивую люстрацию» на основании показателей эффективности работы, которых никто никогда не видел.
Хотя к последнему утверждению всё же следует добавить прошлогоднее заявление Алексея Кудрина, который предложил ставить госслужащим оценки за их работу, то есть ввести KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности).
Фото: Atstock Productions / Shutterstock.com
Согласно этой системе, которая работает во многих корпорациях, регулярный оклад или бонусы сотрудника зависят от того, насколько эффективно он работал. Кудрин даже включил положение о KPI для служащих в новую стратегию Счётной палаты, желая лично выставлять оценки чиновникам за их работу.
К чему это приведёт
Экономисты уже начали обсуждать новую идею Минфина о сокращении штата госслужащих. Доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН Олег Сухарев в интервью Царьграду заявил, что Россия «болтается в хаосе», пока Минфин занимается сокращениями.
Вот так вот вякнуть: административная реформа, давай сократим кого-то – это проще всего. Но в каком объёме, кого ты будешь сокращать? Выявил ли ты эти избыточные функции, нужны ли они, какова их полезность? Ведь они же играли какую-то роль в управлении. Или не играли?
– заявил экономист, обратив внимание на отсутствие критериев для сокращения штата.
Такие критерии, по его мнению, выполняли бы роль плана, что необходимо, так как плана этого у России сейчас нет. Главное, по его мнению, состоит в том, что старые проверенные профессионалы, которые могли бы что-то подсказать, уже в принципе не работают.
«И вот это катастрофа для страны. Потому что если бы профессионалы были, вам было бы к кому приткнуться и к кому обратиться. А теперь вы ковыряетесь с таким реформированием, кого-то сократить, кого-то усмирить, кого-то убедить», – считает он.
«В плане полушутки я бы сократил, прежде всего, правительство, которое принимает такие решения. Потому что провинностей много: это и непродуманные налоговые изменения, и пенсионная реформа, и сдерживание роста вместе с аккумулированием ресурсов в ФНБ в профицитном бюджете и так далее», – заявил экономист.
Новая реформа госаппарата также вызвала много вопросов и у экономиста Михаила Делягина. В беседе с ИА Rengum он отметил, что сокращение госчиновников на 10% «замечательно только с точки зрения классовой ненависти». По его мнению, ряд министерств и ведомств уже могут работать оптимально, и сокращения им только навредят. Другие же учреждения, напротив, не захотят терять ценные кадры и специально нарастят штат на 20%, чтобы не пострадать в результате реформы.
И в итоге оказывается, что при применении сокращения на 10% одни ведомства станут просто хуже работать, потому что там будут уволены необходимые люди, а другие будут по-прежнему работать неэффективно,
– сказал Делягин.
Из этих мнений, а также инициатив самого правительства следует несколько выводов. Во-первых, если штат госслужащих раздут, то его сокращение пойдёт на благо. Во-вторых, любое сокращение не должно быть механическим или, как выражаются в Минфине, автоматическим урезанием штата.
Автоматизм – не критерий, а способ произведения действия. Под раздачу могут попасть госслужащие низшего звена, которые вовсе не имеют никакой заоблачной зарплаты. Их увольнение не только лишит учреждения «базовой рабочей силы», но и снизит эффективность, одновременно этим обогатив чиновников высшего ранга, которые и сейчас нередко обеспечены вполне хорошо.
Фото: Vanilllla / Shutterstock.com
В-третьих, если брать за основу требование Путина о поднятии престижа профессии, то разве такая профессия станет более престижной, если в ней пройдут масштабные сокращения? Или же если представителям этой профессии выписать высокие бонусы? Отнюдь нет.
Именно поэтому в правительстве крайне сдержанно реагируют на инициативу госпожи Нестеренко.
«Заявление коллег из Министерства финансов РФ несколько преждевременно», – сказал пресс-секретарь премьер-министра России Олег Осипов (цитата по «Интерфаксу»).
Очевидно, что настоящая реформа госаппарата должна быть многоуровневой и хорошо продуманной. Производиться она должна только на основании равных для всех служащих критериев оценки работы на должности конкретного уровня.
Беспорядочная реформа, конечно, сократит штат, высвободит средства, но и нанесёт удар по аппарату, престиж которого либо нуждается в повышении (если смотреть на низы), либо наоборот (если смотреть на верхушку). Так что пока заявления Минфина являются не более чем теоретическим предложением с перспективой дальнейшей проработки, но никак не поводом для оптимизма или инструкцией к действию.
Свежие комментарии