На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Убогие псевдогосударства живущие на нашей земле!Победа Трампа выз...
  • Владимир Карпов
    Ммм-да ... Действительно - игры на острие бритвы уже порядком всем надоели и плохо заканчиваются ...Украинские ракеты...
  • Вячеслав Денисов
    У нас вообще нет власти! Та, что есть, озабочена набиванием карманов и сохранение места у кормушки.«Молятся где попа...

Танковая эволюция: вымирание классов

Первые французские и немецкие танки не оставили после себя четкого представления о надежной машине: ходовая и тех, и других была с дефектами, и они не могли уверенно двигаться по изрытому воронками полю боя. В то же время британские ромбовидные танки, созданные в конце 1915 года, дали устойчивую линию развития. Mark I и его «потомки» были выполнены в виде параллелограмма с гусеницами. Такая форма создавалась для повышения проходимости. Гусеницы, скошенные спереди, улучшали сцепление с грунтом, помогали преодолевать широкие траншеи и выбираться из глубоких воронок. Впрочем, конструкцию «Марков» нельзя назвать совершенной: гусеничные ленты были большими и полностью открытыми для вражеского огня, сам танк нещадно трясло из-за отсутствия рессор, а двигатель внутри корпуса создавал адские условия для экипажа. Все это привело к тому, что от ромбовидных танков со временем отказались.
Новый виток танковой эволюции начался во Франции. В 1917 году там создали Renault FT-17, который полностью изменил представление о том, как нужно строить танки. Это первый в истории пример классической компоновки: гусеницы по бокам корпуса, изолированный моторный отсек и вращающаяся башня.


Во время Первой мировой войны танки зарекомендовали себя грозным оружием. Они хорошо справлялись с уничтожением врага, однако их мобильность оставляла желать лучшего. Гусеничные ленты в то время были очень плохого качества, а перевозка боевых машин на грузовиках обходилась слишком дорого. Решением всех проблем стал класс колесно-гусеничной техники, берущий свое начало в США. Талантливый инженер У. Кристи предложил использовать комбинированный движитель для экономии ресурса гусениц. В результате его танки могли двигаться как на гусеницах, так и на колесах и не требовали много времени для переключения с одного на другое. С 1919 по 1937 годы У. Кристи создал несколько опытных машин, но ни одна из них не прижилась в Америке. Над этим типом техники также работали в Польше, Англии, Чехословакии, Швеции и даже в Новой Зеландии, однако дальше опытных образцов дело не шло.

Новый этап развития колесно-гусеничных танков произошел в Советском Союзе. Там придумали схему, позволяющую быстро и относительно дешево перебрасывать танковые подразделения на большие расстояния своим ходом. На основе прототипов Кристи создали целое семейство танков БТ. Они строились крупными сериями и принимали активное участие в боевых действиях. В списке полезных качеств этих машин также были скорость и маневренность. По документам они развивали скорость по шоссе до 70 км/ч, а на гусеницах разгонялись до 50 км/ч.


От колесно-гусеничного хода начали отказываться после разработки новых методов закалки стали, которые в разы увеличивали прочность траков. Кроме того, появилось много противотанковой артиллерии, из-за которой машинам срочно потребовалось нарастить броню. Строить танк с противоснарядным бронированием на базе сложного движителя колесно-гусеничной машины оказалось задачей не из простых, и к концу 1930-х годов время стремительных легких машин закончилось.

Тогда же исчезли и последние танкетки, которые были очень популярны, но недолго. Классическим представителем этого класса можно назвать британскую Carden-Loyd Mk VI, которую выпускали с 1929 года. На ее основе другие государства разрабатывали свои проекты. Как пример — советская Т-27.

Танкетки не стали основой бронетанковых сил по нескольким причинам: низкая проходимость, малый запас хода, слабая броня, отсутствие вращающейся башни. Эти и другие проблемы помогли им быстро стать частью истории. Многие из танкеток доживали свой век в качестве транспортеров боеприпасов или легких орудий.

В истории танкостроения был период царствования очень небольшого, но крайне эффектного класса техники — многобашенных танков. В теории они должны были стать «чистильщиками окопов» и стрельбой вдоль траншеи врага (в обе стороны) уничтожать засевшую пехоту. Эта идея привела к созданию семейства многобашенных машин различных «весовых категорий». Например, легкий британский «Виккерс 6-тонный» в модификации «А» нес две расположенные рядом пулеметные башни и считался очень достойным танком для своего времени. И хотя на родине его не оценили, он исправно шел на экспорт и служил в армиях Польши, Финляндии и даже Китая. На основе «Виккерса» разрабатывались и ранние модели советского Т-26 с двумя башнями и пулеметным вооружением.

Примеры средней «весовой категории» — американский танк M1 Medium, британский Cruiser Mk. I, а также опытный «Виккерс 16-тонный». С последнего в буквальном смысле был срисован советский Т-28. В то время целью командования разных стран было создание машин, вооруженных как можно большим количеством пушек и пулеметов. Тогда же немцы построили три тяжелых Neubaufahrzeug. Эти танки не применялись в бою, но на пропагандистских фото смотрелись очень эффектно. Впрочем, даже они не дотягивали до советского Т-35, у которого было целых 5 башен. Этот танк выглядел очень мощно, но уже к середине 1930-х из-за массового распространения средств противотанковой обороны устарел и стал больше парадным, нежели боевым.


Многобашенные танки, несмотря на свою грозность, отличались массой изъянов: сложная конструкция, огромный вес (хотя броня была тонкой), а также большие проблемы с управлением огнем. Последним из этого класса техники можно назвать M3 Lee. Его разработали в 1940-м году и вооружили двумя орудиями — в башне и спонсоне.

В ходе Второй мировой появилась новая разновидность бронетанковой техники — штурмовые САУ, разработанные для поддержки пехоты. Первые из них создали в Германии в 1940-м году. Самоходки были проще и дешевле танков, а вооружались довольно мощными пушками. В числе их целей была не только пехота врага, но и бронетехника, а также полевые укрепления. Типичный представитель этого класса — немецкий StuG III. Шасси машины такое же, как у танка Pz.Kpfw. III, вместо башни — боевая рубка, а в качестве орудия — 75-мм пушка.


Штурмовые САУ применялись до конца войны и сыграли заметную роль на полях сражений. Они исчезли в 1950-х годах вместе с массовым распространением нового противотанкового оружия — управляемых противотанковых ракет, гранатометов и т.д.

В послевоенное время в мире танков произошло массовое вымирание классов. Остался лишь один. Средние и тяжелые танки объединились в одном универсальном типе под названием основной боевой танк. Такая машина сочетает в себе мобильность среднего танка с броней и вооружением тяжелого.

Больше подробностей об эволюции танковых классов смотрите в видео от компании Wargaming.


Автор:
Wargaming
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх