Почему российская авиация жмётся к земле?
Этот вопрос был подробно рассмотрен в материале «Неудобные вопросы: господство в воздухе над Украиной и его последствия».
Если вкратце, то основной проблемой являются самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) стран НАТО, патрулирующие небо вблизи украинских границ. Неясно, удалось обеспечить сопряжение зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) советского производства с самолётами ДРЛО стран НАТО задолго до начала конфликта или этот вопрос оперативно решили уже после 24 февраля, но результат налицо.
Расчёты украинских ЗРК не включают радиолокационные станции (РЛС) обнаружения ЗРК, а используют для обнаружения цели информацию о перемещении российских самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и крылатых ракет, предоставляемую вышеупомянутыми самолётами ДРЛО стран НАТО. Не включена РЛС – нельзя её обнаружить, нельзя применить противорадиолокационные ракеты (ПРР). Отсюда и «высотобоязнь» – использование малых и сверхмалых высот для полёта.
Самолёты ДРЛО стран НАТО – это «головная боль» российской авиации в небе над Украиной. Изображение wikipedia.org
Этот вопрос актуален и для вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ), о чём мы ранее говорили в материале «Взаимодействие наземных ЗРК и самолётов ВВС».
Но почему украинские ЗРК не могут сбивать низколетящие российские самолёты и вертолёты, ведь самолёт ДРЛО в любом случае их видит? Могут, но на очень ограниченной дальности, из-за кривизны земной поверхности и некоторых конструктивных ограничений, имеющихся у используемых вооружёнными силами Украины (ВСУ) ЗРК советского производства.
Конструктивные ограничения
Самыми дальнобойными ЗРК, используемыми ВСУ, являются комплексы средней/большой дальности «Бук-М1» и С-300ПС/ПМУ. Как и все ЗРК советского производства, они обладают отличными характеристиками, позволяющими им и по сей день эффективно бороться с современными воздушными угрозами.
ЗРК «Бук-М1» и ЗРК С-300ПС вооружённых сил Украины. Изображение wikipedia.org
Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М38М1 и 48Н6E, которые применяются соответственно ЗРК 9К37 «Бук-М1» и ЗРК С-300ПС/ПМУ, имеют полуактивную головку самонаведения (ГСН), что означает, что им требуется подсвет цели РЛС на всём протяжении полёта, вплоть до момента её поражения. А как мы уже говорили ранее, здесь появляется фактор кривизны земной поверхности – чем ниже цель, тем на меньшей дальности видит её РЛС сопровождения и наведения ЗУР.
ЗУР 9М38 с полуактивной ГСН для ЗРК типа «Бук». Изображение wikipedia.org
Ранее эта проблема рассматривалась в материале «Обеспечение работы ЗРК по низколетящим целям без привлечения авиации ВВС». Однако рассмотренные меры требуют длительной проработки и вряд ли будут реализованы в ходе конфликта на Украине.
Поднимающаяся на значительную высоту станция обнаружения и целеуказания 9С36М, входящая в состав ЗРК «Бук-М3», обеспечивает сопровождение целей на дальности от 2,5 до 70 километров при высоте их полёта от пяти метров до 35 километров. Изображение wikipedia.org
Крайне сомнительно, что удастся обеспечить наведение ЗУР с полуактивной ГСН с самолёта ДРЛО стран НАТО. Одно дело – выдать ЗРК координаты цели, выполнив роль РЛС обнаружения, другое – перехватить управление ЗУР в роли РЛС сопровождения и наведения – это уже совсем другой уровень взаимодействия, на порядок более сложный, если вообще возможный. В любом случае вряд ли это реально и целесообразно.
Преодолеть конструктивное ограничение ЗУР с полуактивным наведением можно, используя ЗУР с активным радиолокационным самонаведением (АРЛГСН), однако такие ракеты, которые можно было бы потенциально приспособить для украинских ЗРК «Бук-М1» и ЗРК С-300, появились относительно недавно, они разработаны и производятся в России, и на Украину никогда не поставлялись (у нас самих их мало).
Зенитно-ракетные комплексы «Бук-М3» и С-350 «Витязь» способны применять ЗУР с АРЛГСН. Изображение wikipedia.org
Но даже без ЗУР с АРЛГСН украинские ЗРК в связке с самолётами ДРЛО НАТО значительно осложняют работу российских военно-воздушных сил (ВВС). Без натовских самолётов ДРЛО ВВС РФ или давно повыбивали бы все украинские ЗРК, которые были бы вынуждены постоянно включать РЛС обнаружения. Кроме того, российские бомбардировщики беспрепятственно висели бы в небе над территорией Украины, не давая ВСУ «поднять голову».
Конечно, невозможность спокойно работать на больших высотах – это плохо, но и оперируя на малых высотах, ВВС могут многого добиться, что они и делают, пусть и с оговорками (иногда возникает ощущение, что российские вооружённые силы кто-то сдерживает, может быть, это «пятая колонна», какая-то «партия мира»).
Так что же, российская авиация так и будет работать на малых высотах относительно беспрепятственно? И тут на сцене появляется ЗРК NASAMS...
ЗРК NASAMS
ЗРК NASAM-I был разработан норвежской фирмой Kongsberg Defence & Aerospace совместно с американской фирмой Raytheon и принят на вооружение ВС Норвегии в 1994 году. Его отличительной особенностью является использование в качестве ЗУР ракет американских ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, оснащённых АРЛГСН.
Пусковая установка ЗРК NASAMS-I. Изображение wikipedia.org
В обновлённой версии ЗРК NASAMS-II, поступившей на вооружение в 2006 году, был добавлен унифицированный канал связи НАТО Link 16, обеспечивающий сетецентрическое взаимодействие между различными типами средств вооружённой борьбы.
Помимо добавления канала связи Link 16, были улучшены возможности РЛС, добавлена оптоэлектронная станция MSP500 с лазерным дальномером, ТВ-камерой и тепловизором, обеспечивающая применение ЗУР без включения РЛС, а также возможность как связи модулей ЗРК с помощью кабелей, так и их установки на различные шасси.
Пусковая установка ЗРК NASAMS-II финских вооружённых сил. Изображение wikipedia.org
В 2019 году на вооружение ВС Норвегии поступил ЗРК NASAMS-III, обладающий ещё более впечатляющими сетевыми возможностями и способный применять ракеты малой дальности AIM-9X Sidewinder Block II с инфракрасной (ИК) ГСН и ракеты AMRAAM-ER с увеличенной до 50 километров дальностью поражения целей.
Потенциально зона поражения ЗРК типа NASAMS может быть значительно увеличена, поскольку уже существует ракета «воздух-воздух» AIM-120D с дальностью стрельбы до 180 километров.
Пусковая установка M1152A1 ЗРК NASAMS-III с четырьмя ракетами AIM-120 AMRAAM и двумя ракетами AIM-9X Sidewinder. Изображение wikipedia.org
Весной 2022 года компания Raytheon продемонстрировала возможность интеграции ЗРК NASAMS-III с системой высокоэнергетического лазерного оружия (HELWS), предназначенной для уничтожения БПЛА.
NASAMS на Украине и последствия
О поставках Украине ЗРК NASAMS страны НАТО говорят уже давно, скорее всего, это уже неизбежно – слишком затянулась спецоперация, американцы и европейцы обнаглели, позволяют себе то, о чём раньше даже и не помышляли. Но что будет, когда ВСУ получат ЗРК NASAMS?
Если уж ВСУ при помощи специалистов стран НАТО смогли обеспечить выдачу целеуказания для ЗРК советской разработки, то можно не сомневаться, что возможности взаимодействия самолётов ДРЛО стран НАТО и ЗРК NASAMS будут задействованы по полной.
Это означает, что обнаруженные самолётами ДРЛО стран НАТО российские самолёты, вертолёты, БПЛА и крылатые ракеты будут атаковать не только без включения РЛС обнаружения, но и без включения РЛС сопровождения и наведения – у ЗРК NASAMS их просто нет, поскольку используемые ЗУР оснащены АРЛГСН. Это означает, что об уничтожении ЗРК NASAMS с помощью противорадиолокационных ракет можно будет забыть.
Если вблизи линии фронта ЗРК NASAMS так или иначе будут обнаруживаться и уничтожаться другими силами и средствами, то в глубине украинской территории это будет крайне проблематично, причём, чем ближе к границе со странами НАТО, тем лучше будут «видеть» самолёты ДРЛО, тем сложнее будет нам обнаружить и уничтожить ЗРК NASAMS. Кратно упадёт эффективность применения высокоточного оружия большой дальности, а пилотируем боевым самолётам будет лучше вообще там не появляться.
Соответственно, на территории Западной Украины, которую мы почему-то так бережём, будет беспрепятственно ремонтироваться боевая техника, будут вооружаться и подготавливаться бойцы ВСУ, организовываться склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Выводы
Если экстраполировать ситуацию в целом, то можно с высокой уверенностью утверждать, что в среднесрочной перспективе авиации на низких высотах будет неуютно – ЗРК с ЗУР с АРЛ и ИК ГСН, которые будут дешеветь и которых будет всё больше, лазерные комплексы противовоздушной обороны (ПВО), БПЛА «камикадзе», способные атаковать воздушные цели, снаряды для малокалиберных автоматических пушек с дистанционным подрывом на траектории.
Вопрос ухода авиации с малых высот ранее рассматривался в материале «Куда уйдёт боевая авиация: прижмётся к земле или наберёт высоту». Впрочем, это вопрос завтрашнего дня, а сейчас в ходе проведения спецоперации на Украине малые высоты стали спасением для российской авиации. Но теперь это «окно возможностей» может быть закрыто.
Что же делать?
В своё время очень много говорилось, что российские средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способны эффективно подавлять самолёты ДРЛО противника, но что-то пока этого не видно.
Ждём «последний и решительный бой»? Если это так, и использование средств РЭБ ограничивается в расчёте на войну с США и НАТО, то пора с этим завязывать и использовать их на максимуме возможностей уже сейчас, а то можно этой самой войны с НАТО как раз и дождаться, и тогда уже будут работать не средства РЭБ, а тактические и стратегические ядерные заряды.
Подавить самолёты ДРЛО мы не можем в принципе? Тогда надо сбивать. Да, это самолёты стран НАТО, да, они будут сбиты над территорией стран НАТО. Ну и что будет, они нам войну объявят? Маловероятно, особенно, если чётко и однозначно предупредить их, что в случае любой эскалации будет применено тактическое ядерное оружие. Вначале против стран Восточной Европы, и не один-два заряда, а двести-триста. А затем, если не уймутся, то и против стран Западной Европы.
Чем жестче и наглее будем действовать мы, тем скромнее будут они – по закону сохранения... а то, судя по всему, кое-кто в российских элитах хочет и конфликт на Украине выиграть, и задницу американцам лизнуть...
Если же сбивать самолёты НАТО мы всё-таки пока ещё не готовы, то необходимо остановить поток оружия, который идёт на Украину.
И сделать это можно, только максимально разрушив железнодорожную, транспортную и энергетическую инфраструктуру Украины – железные дороги, мосты, электростанции и электроподстанции, узлы связи, склады ГСМ и прочее, что позволит провести декомпозицию Украины на слабовзаимодействующие между собой районы, одновременно ликвидировав её военно-политическое руководство.
Скорее всего, это не позволит нам победить быстро, одним ударом, но даст отсрочку, необходимую для осмысления ситуации и концентрации сил для победы. Если же этого не сделать, то риски поражения или как минимум угрозы значительного увеличения потерь в ходе проведения российской спецоперации на Украине значительно возрастут.
- Автор:
- Андрей Митрофанов
Свежие комментарии