На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Чернышев
    Давить надо гадов. И нечего дикарей пускать в Россию.Звериная ярость: ...
  • Василий
    По Сталинскому варианту нам кое-что и перепало бы, а долбанный Хрущ отдал бесплатно, если ещё и не с доплатой.Как Хрущёв разруш...
  • Валерий
    Правильно и восстановить Прибалтийский военный округ !!!В МИД БЕЛОРУССИИ ...

Тайная война Великобритании против России в 1904-1905 гг. Часть 2

 

Уязвимость Японии со стороны моря — огромная береговая линия, зависимость от подвоза ресурсов — была хорошо известна русским политикам и военным задолго до 1904 года. Нарушив морские коммуникации Японии и нанося удары по её побережью (большинство городов могло быть подвергнуто обстрелу корабельных орудий), можно было довольно быстро принудить японцев к миру. Необходимо также учесть развитость рыболовной отрасли в Японию, которую также можно было нарушить крейсерской войной. В 1943-1945 гг. именно так будут действовать американские военные. Американские надводные корабли, субмарины и самолеты будут действовать по принципу «Топи их всех». Американцы топили все суда, идущие в Японию или из неё, невзирая на национальность.

Самое интересное, что Россия после поражения в Восточной войне интенсивно готовилась к крейсерской войне. Правда, готовилась наносить удары не по японским морским коммуникациям, а по английским. Англия также зависела от морских поставок, и её колониальная империя держалась на превосходстве в Мировом океане. Причём Англия была многократно более сильным противником, чем Япония. На русских верфях строили специальные броненосные крейсера, которые должны были громить морские коммуникации противника. На государственные средства и добровольные пожертвования в 1878 году создали так называемый Добровольческий флот. Первоначально у известной немецкой судоходной компании Гамбургско-американского акционерного общества приобрели три океанских грузопассажирских парохода: «Гользация», «Тюрингия» и «Гаммония». После прибытия в Кронштадт эти суда зачислили в список судов военного флота как крейсеры «Россия», «Москва» и «Петербург». Кроме того, был приобретён пароход «Саксония», ставший «Нижним Новгородом» в честь Нижегородской губернии, которая была на третьем месте по сбору средств после Петербурга и Москвы. Несколько ранее у фирмы Friedrich Krupp для этих кораблей была закуплена артиллерия — три 210-мм, шесть 170-мм и десять 150-мм орудий. Крейсеры Добровольческого флота были включены в состав Тихоокеанской эскадры. 

В мирное время корабли Добровольческого флота перевозили гражданские и военные грузы, пассажиров, а в военное должны были использоваться для переброски войск, военных материалов, а также как вспомогательные крейсеры (рейдеры) на вражеских коммуникациях. К концу 1903 года Добровольческий флот обладал довольно внушительной силой: 74 парохода водоизмещением от 900 до 15 тыс. тонн. Россия вполне могла переоборудовать часть пароходов Добровольческого флота в суда снабжения, угольщики. Имелась возможность зафрахтовать угольщики других стран, например, германские, создать тайные склады снабжения на многочисленных островах Тихого океана, которые в то время были по большей части безлюдными или малолюдными. Создать базы снабжения на Сахалине и Камчатке. К тому с учётом того, что Китай к 1904 году был полуколонией и сильно децентрализован, было очевидно, что местные китайские власти за хорошие деньги всегда будут рады снабдить русские корабли провиантом, водой и углем.

Кроме того, Россия имела достаточное число старых броненосцев и крейсеров, которые не могли вести бой в линейном сражении с современными японскими эскадренными броненосцами, но вполне годились для крейсерской войны. Это были броненосцы типа «Император Александр II» — «Император Александр II» и «Император Николай I». «Александр II» прибыл в Кронштадт после длительного Средиземноморского похода и к началу войны с Японией на нем шел ремонт. В декабре 1903 года заменили котлы, заменили большую часть артиллерии. Корабль был вполне боеспособен, мог вести крейсерские операции. «Император Николай I» был включен в Отдельный отряд кораблей под командованием контр-адмирала Николая Небогатова и во время Цусимского сражения капитулировал. Оба броненосца не могли вести бой с современными японскими эскадренными броненосцами, но могли потопить вражеский броненосный крейсер и гарантированно уничтожить японские корабли береговой обороны. 

На Балтике имелись и другие корабли, пригодные для крейсерской войны: броненосные крейсера типа «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» (оба крейсера погибли в Цусимском сражении); броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» (также погиб в «цусимском побоище»); бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов»; броненосный крейсер «Память Азова». Имелось и несколько судов меньшего тоннажа, которые можно было использовать как рейдеры. Крейсер «Алмаз», который также участвовал в Цусимском сражении и единственный из крейсеров прорвался во Владивосток. Императорская яхта «Полярная звезда»: она проектировалась как «яхта-крейсер» и по проекту после мобилизации могла нести артиллерийское вооружение, включая восемь 152-мм орудий. Императорская яхта «Штандарт»: её в 1930-е годы переоборудовали в минный заградитель.

Необходимо учесть и тот факт, что российская казна в 1904 году была полна, и империя могла себе позволить закупку десятков пароходов. Можно было резко усилить боевые возможности флота, и к тому же в короткие сроки. Ресурс для личного состава новых вспомогательных крейсеров имелся: Россия могла мобилизовать экипажи торговых судов, а также использовать тысячи хорошо подготовленных командиров и матросов со старых боевых кораблей Балтийского и Черноморского флота (броненосцы береговой обороны). Кроме того, Черноморский флот мог стать источником поставки десятков 152-, 120- и 70-мм пушек, сотен снарядов, торпедных аппаратов, торпед, мин и тысяч хорошо обученных матросов, артиллеристов и минеров. Российская империя имела все возможности для того, чтобы выйти из войны победителем и поставить Японию на колени. 

Однако все эти возможности были бездарно упущены. Правительство Николая II вообще можно назвать рекордсменом по упущенным возможностям и подрыву обороноспособности державы. Различные частные дельцы и высокопоставленные военные деятели, вроде наместника на Дальнем Востоке, адмирала Евгения Алексеева (внебрачный сын Александра II) сделали буквально всё, чтобы Россия проиграла войну 1904-1905 гг. 

Несколько десятков русских крейсеров и рейдеров могли привести Японию на грань экономической катастрофы (она к ней и так пришла, но к концу войны) ещё до похода 2-й Тихоокеанской эскадры и падения Порт-Артура. Силы японского флота должны были сторожить русскую эскадру в Порт-Артуре, причем выделив для этого главные силы, чтобы иметь возможность вести линейный бой с русскими кораблями, стеречь Отряд владивостокских крейсеров, а также обеспечивать коммуникации между Японией, Кореей и Маньчжурией, где находились японские армии. Поэтому японское командование не имело возможности выделить достаточные силы (как в качественном, так и количественном отношении) для противодействия русским крейсерам. Русские корабли могли не только уничтожать и захватывать суда, идущие из Японии и в Японию, но и наносить удары по портам, промышленным предприятиям, высаживать тактические десанты, диверсионные отряды, ставить минные заграждения на японских коммуникациях. 

Тайная война Великобритании против России в 1904-1905 гг. Часть 2

Крейсер «Дмитрий Донской».

Гулльский инцидент

Выход 2-й Тихоокеанской эскадры сопровождали слухи о том, что в Западную Европу неведомым образом пробрался отряд японских миноносцев, и японцы планируют атаковать русские корабли при прохождении Датских проливов или в Северном море. Замысел звучал довольно фантастично, но в него поверили. Это было настоящее бесструктурное управление, когда слухи заставляли государственные структуры реагировать в нужном противнику направлении. Источники этих слухов до сих пор неизвестны. Источниками дезинформации могла выступить японская разведка и британская разведывательная служба. Они хотели затянуть и осложнить выход эскадры Рожественского, выиграв время. К тому же ожидание нападения могло вызвать какие-то инциденты, сорвать поход русских кораблей.

Русское Морское ведомство уже в апреле 1904 года обратилось в МИД об организации с его помощью активной агентурной разведки при посредстве дипломатов в Швеции, Дании, Германии, Франции, Англии и других государствах. Однако Министерство иностранных дел отклонило просьбу флота, а запрошенные послы отказались взять на себя организацию агентурной разведывательной работы в «своих» странах. Тогда Морское министерство вступило в переговоры с Министерством внутренних дел и его Департаментом полиции. Глава Департамента полиции Лопухин поручил организацию охраны пути следования 2-й Тихоокеанской эскадры в датских, шведско-норвежских и германских водах заведующему берлинской политической русской агентурой коллежскому советнику Гартингу (Геккельману). Гартинг был бывшим революционером завербованным «охранкой». Гартинг сообщил, что организовал широкую сеть наблюдательных постов в Дании и Швеции, а для действий на море зафрахтовал яхту «Эллен» и другие суда. Гартинг сообщил об организации широкой агентурной сети на территории Дании, Швеции, Норвегии и Германии. На эти мероприятия он получил несколько сотен тысяч франков. На самом деле все эти мероприятия были «липой», Гартинг обманывал начальство. Фактически его деятельность дезинформировала морское командование. 

В результате командиры кораблей эскадры нервничали, им повсюду мерещились японские миноносцы. С учётом того факта, что Англия, не вступая в войну, поддерживала Японию, опасения казались реальными. Миноносцы, входившие в состав Второй Тихоокеанской эскадры, получили приказ ночью не позволять никакому судну пересекать путь эскадры и приближаться к ней расстояние меньше 4 кабельтовых; давать предупредительный выстрел под нос приближающемуся судну, указать ему курс выхода из запретной зоны или ждать, пока русские корабли не пройдут; в случае невыполнения судном этих требований, открывать огонь на поражение. Приказ открыть огонь мог дать и вахтенный начальник. В Северном море транспорт «Камчатка» из-за повреждений в механизмах отстал и открыл стрельбу по неизвестным судам. Флагманский эскадренный броненосец «Князь Суворов» получил донесение «Камчатки» об атаке «со всех сторон миноносцами». В ночь на 22 октября 1904 года в районе Доггер-банки на флагмане обнаружили силуэты малых судов, шедших без огней. Началась стрельба, причем орудиями обоих бортов. «Суворова» поддержали другие корабли. Под удар попали даже собственные крейсера — «Дмитрий Донской» и «Аврора», которые приняли за вражеские корабли. В «Аврору» попало 5 снарядов, был тяжело ранен судовой священник (вскоре скончался). 

Позднее выяснилось, что за вражеские миноносцы приняли английские рыболовные суда, которые по неизвестной причине шли без огней. Одно судно утопили, пять повредили, 2 рыбака было убито, 6 ранено. Рыбацкие суда имели порт приписки Гулль, поэтому вся эта история получила название Гулльского инцидента. Английские власти развязали истерическую кампанию в прессе и даже стали угрожать ответными мерами. Русскую эскадру Рожественского обозвали «эскадрой бешеной собаки», а само происшествие «актом открытого пиратства». Адмирала Рожественского требовали предать суду военного трибунала. Что интересно, когда 1894 году английский пароход «Коушинг» был уничтожен японским кораблем «Нанива», Англия промолчала. Хотя японцы потопили пароход английской судовладельческой компании «Жардан и Матчесон» под британским флагом ещё до объявления войны Китаю и капитан Того приказал расстреливать тонущих людей. 

Вопрос о таинственных миноносцах, которые видели рыбаки, так и остался загадкой. Русские миноносцы были далеко впереди эскадры. Британские власти угрожали собрать флот в 28 броненосцев и 18 крейсеров и уничтожить русскую эскадру. Но это была пустая угроза. Технически такой флот можно было собрать только за большой период времени, перебросив корабли из Атлантического и индийского океанов, Средиземного моря. Несколько английских крейсеров приблизились к русской эскадре. Адмирал Рожественский написал жене: «Англичане либо построили инцидент, либо вовлечены японцами в положение, из которого нет легкого исхода…». Ситуация была угрожающей. Но тут в конфликт вмешался Берлин, который в этот период явно склонялся в сторону Петербурга. Лондон резко сменил тон. Дело было урегулировано дипломатическим путем. Российское правительство уплатило английским рыбакам 65 тыс. фунтов стерлингов.

Англичане остались верными себе и подло отомстили. Для того чтобы возместить расход снарядов, за эскадрой послали транспорт с боеприпасами. Зафрахтовали английский пароход. Ждали его у Мадагаскара — не пришел, в Камранской бухте — не появился. В Маниле пароход окончательно застрял, так как японские агенты пообещали его уничтожить. В результате русская эскадра осталась без достаточного запаса снарядов и в бою должна была экономить боеприпасы. 

Финансовая поддержка

Япония не смогла бы выиграть войну, не опираясь на англо-американский капитал. Английские банкиры профинансировали военную подготовку Японии. На американский денежный рынок Япония вышла уже во время войны. До войны на него выйти не удавалось. Несмотря на поддержку американского президента и банкиров лондонского Сити. В апреле 1904 года еврейский банкир Шифф и крупный банковский дом «Кун, Леб и компания вместе с синдикатом британских банков, включая Гонконг-Шанхайский, представили Токио заем на сумму 50 млн. долларов. Половину займа разместили в Англии, другую — в США. 

В ноябре 1904 года Япония поместила новый заем в Англии и США — на 60 млн. долларов. В марте 1905 года последовал третий заем — уже на 150 млн. долларов. В июле 1905 года Япония поместила четвертый заем — снова на 150 млн. долларов. Эти внешние замы покрыли более 40% военных расходов Японской империи, которые достигли 1730 млн. иен. Без английских и американских денег Япония не смогла бы вести войну долгое время. Нельзя забывать, что без финансовой помощи Англии и США, военно-технической помощи исход войны был бы иной. Япония была лишь инструментом в более умелых руках.
 
Автор Самсонов Александр

Картина дня

наверх