Приблизительно пару недель назад, гуляя по питерскому Центральному военно-морскому музею в компании с Владиславом (известен на ВО как Коте пане Коханка), мы, стоя перед моделью крейсера пр. 68бис, обсуждали вооружение этого корабля. В ходе беседы я вспомнил про крейсер пр. 68бис «Дзержинский», впоследствии переделанный в пр. 70э и оснащенный зенитным ракетным комплексом средней дальности М-2 «Волхов».
По-хорошему, этому корабельному комплексу стоило посвятить отдельную статью в недавнем цикле про ЗРК семейства С-75, но, откровенно говоря, я про него забыл, и сегодня постараюсь исправить своё упущение.
Крейсер пр. 68бис «Дзержинский» и переделка его в пр. 70э
Корабли пр. 68бис от предыдущего проекта 68к отличались увеличенными размерами и водоизмещением, цельносварным корпусом, улучшенными условиями обитаемости, более мощной главной энергетической установкой, большим числом универсальной и зенитной артиллерии, наличием специальных артиллерийских радиолокационных станций, более современным навигационным и радиотехническим оборудованием и средствами связи, увеличенной автономностью и дальностью плавания.
Крейсер пр. 68бис «Дзержинский» был принят в состав Черноморского флота в августе 1952 года. Стандартное водоизмещение корабля составляло 13 230 т, полное – около 17 000 т. Длина – 210 м, ширина – 22,8 м. Энергетическая установка, состоявшая из шести водотрубных паровых котлов суммарной мощностью 118 100 л. с. обеспечивала скорость до 33 узлов. Дальность при ходе 16 узлов могла достигать 9 000 миль. Автономность – 30 суток. Экипаж – 1 270 человек.
Крейсер пр. 68бис «Дзержинский»
Основным вооружением считались двенадцать 152-мм орудий Б-38 с дальностью стрельбы 30 км, размещённые в четырёх башенных установках МК-5бис. Универсальной артиллерией являлись шесть спаренных 100-мм артустановкок СМ-5-1.
Противовоздушную оборону ближней зоны обеспечивали шестнадцать спаренных 37-мм автоматов В-11М. Помимо артиллерийского вооружения, имелись два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Также на борт можно было принять 132 морские мины. Толщина брони варьировалась от 10 до 130 мм.
Для обнаружения надводных и воздушных целей и идентификации их в режиме «свой-чужой» имелся радиолокатор метрового диапазона «Гюйс-2». Эта станция могла видеть надводные объекты на дистанции 20 км, воздушные – 80 км.
На крейсерах «Дмитрий Пожарский» и «Дзержинский» монтировалась мощная двухкоординатная РЛС дециметрового диапазона П-500 с дальностью по крупным высотным воздушным целям до 300 км.
Антенный пост РЛС П-500
Размещение громоздкого антенного поста РЛС П-500 потребовало значительно усилить прочность места его установки.
Для обнаружения надводных целей, выдачи целеуказания 152-мм корабельной артиллерии и навигационных задач имелась РЛС «Риф» сантиметрового диапазона с дальностью до 40 км. Измерение дистанции до надводных целей с точностью до 15 м осуществлялось при помощи радиодальномера «Штаг-Б», также работавшего в сантиметровом диапазоне.
Станция сантиметрового диапазона «Якорь-М» с дальностью действия по воздушным и надводным целям около 30 км предназначалась для наведения 100-мм универсальных артустановок.
Централизованное управление вооружением осуществлялось боевой информационно-управляющей системой «Звено».
По меркам середины 1950-х годов крейсера пр. 68бис считались вполне современными и эффективными боевыми кораблями. Всего планировалось построить 25 крейсеров этого проекта, но в реальности флот получил 14 единиц.
Проект 68бис явился «базовым» для последующих модификаций: пр. 70э, кораблей управления: пр. 68у-1 и 68у-2. Служба крейсеров пр. 68бис была продолжительной и в среднем длилась более 30 лет.
В первое послевоенное десятилетие системы вооружения и военная техника прогрессировали очень высокими темпами, и в конце 1950-х стало ясно, что крупные боевые корабли с чисто артиллерийским вооружением уже не в полной мере соответствуют современным требованиям. В связи с наступлением «реактивной эры» возможности боевой авиации потенциального противника резко возросли.
Командование ВМФ СССР, желая сохранить крейсера в составе флота, инициировало на базе пр. 68бис создание кораблей ПВО, способных действовать на значительном удалении от своих берегов в течение продолжительного периода времени.
Первоначально в рамках пр. 70 планировалось ликвидировать все башни с 152-мм орудиями, разместив на их месте ЗРК средней дальности М-2 с общим боекомплектом 44 зенитные ракеты. После детального рассмотрения проекта адмиралы решили оставить две передние башни, а пусковые установки с ЗУР разместить на месте кормовых 152-мм орудий.
Этот вариант, известный как пр. 71, считался компромиссным, но и он вызывал много вопросов у специалистов. В итоге для отработки технических решений и накопления опыта перед началом строительства кораблей пр. 71 выделили один крейсер пр. 68бис из состава флота для создания опытно-экспериментального корабля пр. 70э.
На этапе рассмотрения проекта планировалось монтировать аппаратуру наведения 10-см диапазона и ЗУР В-750, использовавшиеся в составе объектового ЗРК средней дальности СА-75М. Но к моменту начала работ уже появились более совершенные СНР-75, работавшие в 6-см диапазоне, и ракеты В-753 (13ДМ), предназначенные для ЗРК С-75. Для повышения помехозащищенности и увеличения дальности обнаружения целей без увеличения мощности передатчика использовались две параболические антенны зондирующего цель «узкого луча».
По этому проекту крейсер «Дзержинский» в период с 15 октября 1957 года по 24 декабря 1958 года переделали на Севастопольском морском заводе имени Серго Орджоникидзе. Можно предположить, что выбор «Дзержинского» для переоборудования в корабль ПВО был обусловлен тем, что на нём имелось более совершенное радиотехническое оборудование, чем на большинстве крейсеров пр. 68бис.
В ходе работ на «Дзержинском» демонтировали третью башню МК-5бис, кормовой командно-дальномерный пост, восемь 37-мм зенитных спарок В-11М и торпедный аппарат. На месте снятого вооружения и оборудования был установлен зенитный ракетный комплекс М-2 «Волхов», включавший в себя спаренную пусковую установку СМ-64, устройство хранения и заряжания ракет и систему управления «Корвет-Севан».
Корабельный зенитный ракетный комплекс М-2 «Волхов»
Корабельный ЗРК М-2 «Волхов» был создан усилиями НИИ-1, НИИ-49, ЦКБ-34. Работами руководили главные конструкторы: С. Т. Зайцев, П. Д. Грушин, А. С. Гринштейн, Е. Г. Рудяк.
Пусковая установка СМ-64 с ЗУР В-753
С учетом специфики морских условий и длительного хранения в погребе при постоянной заправке топливом (в состоянии промежуточной готовности) зенитная ракета 13ДМ была доработана применительно к использованию с пусковой установки СМ-64 с нижним подвесом. В отличие от сухопутных ПУ СМ-63 и СМ-90, на СМ-64 ракета подвешивалась на специальных бугелях.
На поворотной части и балках ПУ СМ-64 имелись площадки для обслуживания и проверок ЗУР.
Заправка окислителем в целях безопасности производилась непосредственно перед применением.
Изначально пороховые погреба крейсера не были приспособлены для хранения ЗУР В-753, имевших длину 10,4 м и диаметр по стабилизатору 2,6 м. Объемов бывших хранилищ артиллерийских боеприпасов для размещения в вертикальном положении 10 ракет (по 5 единиц в барабане) оказалось недостаточно. В связи с этим вынужденно пришлось увеличивать размеры погреба, для чего были прорезаны три палубы и сооружена надстройка высотой 3,3 м.
Понятно, что такое решение оказалось крайне неудачным в части обеспечения живучести корабля. Очень чувствительная к механическим воздействиям ракета, заправленная токсичным топливом и едким, воспламеняющим горючие вещества окислителем даже при небольшой утечке компонентов могла с большой вероятностью взорваться в хранилище, с последующей детонацией ЗУР, находящихся рядом.
По ряду причин специалистам ЦКБ-34, проектировавшим ПУ СМ-64, а также систему предстартовой подготовки, подачи и хранения ракет, не удалось создать систему автоматической заправки на стартовой установке, в связи с чем использовалась система ручной заправки, что не обеспечивало требований пожаро- и взрывобезопасности.
Хотя морской вариант комплекса С-75 первоначально планировалось ставить на боевых кораблях разных проектов, проблемы с эксплуатацией и снаряжением ЗУР, маршевый двигатель которых работал на двухкомпонентном топливе, явились причиной отказа от дальнейшего строительства кораблей, вооруженных ЗРК М-2, и «Дзержинский» стал единственным крейсером ПВО, построенным на базе пр. 68бис.
Кроме того, антенный пост станции наведения имел очень существенные габариты, и его можно было разместить на достаточно крупном корабле.
ЗРК М-2 «Волхов» на крейсере «Дзержинский», переделанном по проекту 70э
Испытания корабельного комплекса М-2 начались в феврале 1958 года. Уже первым пуском зенитной ракеты был сбит беспилотный радиоуправляемый Ил-28, использовавшийся в роли мишени, летящий на высоте 10 км. Это произвело большое впечатление на адмиралов, на тот момент в советском флоте не имелось средств противоздушной обороны, способных с высокой вероятностью уничтожать высотные цели.
Корабельный зенитный ракетный комплекс М-2 «Волхов» был одноканальным по цели, но при этом имелась возможность одновременного обстрела двумя ракетами. Максимальная дальность стрельбы составляла 34 км, минимальная – 3 км. Потолок – 22 км. Максимальная скорость обстреливаемой цели – до 640 м/с. Ряд источников утверждает, что в составе этого корабельного ЗРК могли использоваться усовершенствованные ЗУР В-755 (20Д), способные бороться с воздушными целями в диапазоне высот от 0,4 до 30 км, и на дальности до 40 км. Но так ли это на самом деле, выяснить не удалось.
Испытания продолжались до июля 1959 года. Официальное принятие на вооружение ЗРК М-2, установленного на крейсере «Дзержинский», было оформлено в 1962 году. Но ещё до этого, в связи с очевидностью недостатков комплекса, в котором использовались громоздкие жидкостные ЗУР, эксплуатация которых на корабле создавала предпосылки для аварий и катастроф, было выдано задание на разработку корабельных ЗРК различной дальности с гораздо более безопасными в использовании твердотопливными ракетами, пригодными для длительного хранения и не требующими сложных манипуляций перед применением.
Служба крейсера пр. 70э «Дзержинский»
После проведения испытаний и осознания того, что ЗРК М-2 «Волхов» по многим параметрам не соответствует флотским требованиям, 3 августа 1961 года (ещё до принятия комплекса М-2 на вооружение) крейсер пр. 70э «Дзержинский» был переклассифицирован в учебный.
Тем не менее в 1960–1970-е годы корабль активно эксплуатировался, участвовал в манёврах Черноморского флота, а также совершил серию зарубежных визитов.
Так 20–26 августа 1964 года крейсер посетил румынскую Констанцу. В апреле 1967 года нанёс визит в югославский порт Сплит. 10–14 июля 1967 года находился в египетском Порт-Саиде. 9–12 августа 1969 года – визит в болгарскую Варну. В октябре 1969 года крейсер побывал в египетской Александрии. 26–30 апреля 1971 года – визит во французский Гавр. 14–18 декабря 1971 года – швартовка в сирийской Латакии.
5–24 октября 1973 года во время Войны судного дня прикрывал со стороны моря египетскую территорию. В марте 1976 года крейсер швартовался в сирийском Тартусе. В 1976 году крейсер повторно посетил югославский Сплит. 30 июня – 4 июля 1977 года – визит в Тунис. 20–25 октября 1978 года корабль находился в греческом порту Пирей. 16–20 ноября 1978 года крейсер «Дзержинский» посещал Стамбул.
К началу 1980-х основные узлы и агрегаты корабля были сильно изношены. Кроме того, у командования флота имелись обоснованные сомнения в части боеспособности ЗРК М-2. В ходе проверки, проведённой в 1982 году, выяснилось, что на большей части зенитных ракет имеются протечки топлива, что делало их непригодными для использования.
После этого стало очевидно, что устаревший морально и физически крейсер не имеет смысла держать в боевом составе, и его вывели в резерв. 12 октября 1988 года крейсер пр. 70э «Дзержинский» был исключен из состава ВМФ СССР, а 9 декабря 1988 года предан для разделки на металл.
Свежие комментарии