Словенские БТР BOV на пути к Украине. Фото 24ur.com
С 2022 г. Украина получает бронетехнику от разных иностранных государств, и одним из поставщиков стала Словения. Недавно она передала украинским формированиям свои списанные и больше не нужные бронетранспортёры BOV. Теперь украинские формирования отправили эти машины в бой, и сразу понесли первые потери.
В порядке помощи
Словения начала поставки вооружений и бронетехники на Украину ещё в 2022 г. Из-за ограниченных возможностей страна передавала только небольшое количество старых машин, которые достались ей при выходе из состава Югославии. Некоторые поставки были официально освещены, тогда как другие осуществлялись тайно.
В середине июня стало известно об очередной такой поставке. Словенское интернет-издание 24ur.com сообщило, что несколькими месяцами ранее правительство страны тайно передало Украине бронетранспортёры типа BOV.
Точные сроки поставки не были названы. Однако издание отметило, что Словения поделилась с Киевом бронетехникой в тот сложный период, когда США не могли утвердить очередной пакет помощи. Вероятно, имелась в виду зима-весна 2023-2024 гг., когда в Вашингтоне шли споры по поводу бюджета на следующий год.
24ur.com опубликовало несколько фотографий процесса транспортировки техники. Бронемашины были перевезены военно-транспортным самолётом из Словении в одну из стран вблизи Украины и затем доставлены получателям на тралах-танковозах.
Поражённый БТР BOV в Курской области, 20 августа 2024 г. Кадр из видео от LostArmour.info
По данным 24ur.com, Словения отгрузила 26 бронемашин семейства BOV. Основную их массу составили бронетранспортёры базовой версии — 20 единиц. По другим данным, это были BOV-М, принадлежавшие военной полиции. Оставшиеся 6 относились к модификации BOV-3 и отличались вооружением.
К моменту публикации в 24ur.com Украина, вероятно, уже успела освоить новую технику и распределить её между своими подразделениями. БТР BOV пополнили и без того разнообразный и разунифицированный парк бронетехники, что вряд ли обрадовало лиц, отвечающих за его эксплуатацию.
Неудачное применение
До недавнего времени словенские бронетранспортёры BOV оставались в тылу и не использовались в зоне боевых действий. Нельзя исключать, что подразделения на такой технике все же появлялись вблизи фронта. Однако иностранные бронетранспортеры не были замечены до недавнего времени.
Первый известный случай применения BOV украинскими военными произошёл во время вторжения в Курскую область России. Примечательно, что о наличии у противника такой техники стало известно только после уничтожения первого БТР.
20 августа в районе н.п. Ольговка Курской области российские войска подбили очередную бронемашину противника. На следующий день в интернете появился короткий видеоролик, показывающий эту атаку.
БТР горит и разваливается на ходу. Кадр из видео от LostArmour.info
Сам момент поражения, предположительно, FPV-беспилотником, в кадр не попал. Видео начинается с того, что по дороге движется горящая бронемашина. Она оставляет за собой шлейф чёрного дыма и теряет некие горящие детали. Затем экипаж решает остановиться и покинуть машину.
Качество видео позволяет рассмотреть обводы горящего бронеобъекта и определить его колесную формулу. Характерная форма носовой части машины указывает на то, что это был образец семейства BOV, вероятно, в базовой модификации.
Таким образом, первая или одна из первых попыток боевого применения словенского БТР закончилась для украинских военных провалом. Российские операторы БПЛА вовремя заметили машину и атаковали её. Масштабы пожара на борту позволяют предположить, что БТР теперь не подлежит восстановлению.
Очевидно, что уничтоженный BOV не был единственным в своём роде, задействованным в приграничной авантюре. Это означает, что подразделение, укомплектованное такими машинами, вскоре вновь попытается использовать их и опять понесёт потери. Вопрос только в том, когда будет уничтожен весь имеющийся парк этого подразделения, а также все БТР из Словении.
Устаревший образец
Бронетранспортёр BOV («Борбено оклопно возило» — «Боевая бронированная машина») был разработан в Югославии в первой половине восьмидесятых годов. В середине десятилетия он дошёл до серийного производства и начал поступать в войска.
Вскоре создали несколько модификций базового BOV с разным оснащением и вооружением для выполнения различных задач. К началу девяностых было построено не менее 550–560 единиц этой техники.
Машина остановилась, экипаж решил бежать. Кадр из видео от LostArmour.info
Единственным заказчиком БТР BOV были вооружённые силы Югославии. После распада страны парк техники был разделён между новыми государствами. В частности, Словения получила несколько десятков бронемашин различных модификаций.
В прошлом сухопутные войска Словении отказались от использования своих BOV по причине морального устаревания и отправили их на хранение. Небольшое количество таких машин в версии BOV-M осталось на вооружении военной полиции, но, вероятно, к настоящему времени и от них отказались.
Как недавно стало известно, ранее снятые с вооружения БТР не были проданы или утилизированы. В рамках помощи их передали Украине. Может ли Словения отправить ещё одну партию устаревших BOV, неизвестно.
Технический облик
BOV — это двухосная боевая бронированная машина, предназначенная для перевозки личного состава и/или установки и применения различного вооружения. Она была создана в соответствии со стандартами начала восьмидесятых годов, что отразилось на её техническом облике и характеристиках.
Бронекорпус машины сварен из листов толщиной до 10–15 мм. Он обеспечивает защиту лобовой проекции от винтовочных бронебойных пуль и осколков с близкой энергией. Защита других частей корпуса слабее, а противоминная защита фактически отсутствует.
Корпус имеет заднемоторную компоновку. Носовая и центральная части корпуса отличаются большей высотой и вмещают обитаемый отсек. Доступ внутрь осуществляется через бортовые двери.
BOV-M словенской военной полиции. Фото Wikimedia Commons
Общая длина BOV составляет 5,1 м, а ширина — 2,5 м. Высота, в зависимости от модификации и вооружения, может превышать 2,5–2,7 м. Боевая масса машины — не менее 9,1 т.
Бронемашина оснащена дизельным двигателем Deutz F6L413 мощностью 150 л.с. Механическая трансмиссия распределяет момент на оба ведущих моста. Максимальная скорость на шоссе составляет 95 км/ч, а запас хода — 450–500 км.
В базовой версии бронетранспортёр BOV имеет экипаж из двух человек и может перевозить восемь десантников. На крыше находится открытая турель с крупнокалиберным пулемётом. Путем незначительных доработок на базе БТР выполнили полицейские бронемашины, санитарный вариант и т.д.
Также выпускался самоходный противотанковый ракетный комплекс BOV-1 с шестью боеготовыми ракетами 9М14 «Малютка». Модификация BOV-3 получила турель с трёхствольной 20-мм пушкой M55 для борьбы с воздушными целями. Кроме того, разрабатывалась зенитная самоходная установка с 30-мм орудием и т.п. образцы.
Предсказуемый результат
На момент своего появления БТР BOV был вполне современным образцом. Однако за 40 лет требования к подобной технике изменились, и к настоящему времени югославское изделие безнадёжно устарело. Его использование в современных конфликтах против развитого противника связано с очевидными рисками.
Зенитная модификация BOV-3 в музее. Фото Wikimedia Commons
Главной проблемой BOV всех модификациях является слабая, по нынешним стандартам, броня. Она выдерживает только пули нормального калибра и не может выдержать более серьёзное вооружение. Например, недавний эпизод в Курской области показывает, что любые взрывные устройства представляют большую опасность для БТР.
Украинские боевики могут оснастить свои BOV дополнительной защитой в виде различных экранов, сеток и т. д. Это снизит вероятность поражения и уничтожения, но не предотвратит их полностью.
Переданные Украине БТР BOV оснащены крупнокалиберными пулемётами и 20-мм пушками. Этого явно недостаточно для борьбы даже с лёгкой бронетехникой российской армии. Наши БМП, не говоря уже о танках, защищены от таких вооружений. При этом любая БМП гарантированно поражает BOV со всех реальных дистанций.
Впрочем, чтобы попасть под огонь БМП или танка, украинский БТР должен приблизиться к ним. Для этого ему придётся пройти через зону ответственности разведывательных и ударных БПЛА. Чем может закончиться даже одна атака беспилотника, уже хорошо известно.
Бесполезная помощь
Таким образом, щё один иностранный «союзник» передал Украине устаревшую и давно списанную технику с, мягко говоря, ограниченным потенциалом. Её попытались использовать в бою, и практически сразу же лишились одной из машин.
Подобная ситуация характерна для нынешнего конфликта. Многие страны, по собственной инициативе или под давлением извне, решили помочь Киеву. Однако значительная их част не имеют достаточных возможностей для оказания полноценной помощи, которая могла бы повлиять на общую ситуацию. В результате эта «помощь» не достигает поставленных целей и только затягивает разрешение нынешнего кризиса.
Свежие комментарии