Подлодка Surcouf в море, середина 30-х. Фото Wikimedia Commons
В 1934 г. в состав ВМС Франции вошла новейшая крейсерская подводная лодка Surcouf (N N 3) – на тот момент самый крупный корабль своего класса в мире, несший самое мощное вооружение. Подлодка оставалась в боевом составе в течение нескольких лет, но за это время так и не смогла раскрыть свой потенциал.
По условиям договоров
Вашингтонское морское соглашение 1922 г. ограничивало строительство крупных надводных кораблей, но никак не затрагивало подводный флот. Вследствие этого в разных странах начались работы по созданию т.н. крейсерских подлодок – субмарин с развитым артиллерийским вооружением крупных калибров. Вместе с другими этим направлением занялась Франция.
1 июля 1927 г. на верфи в Шербуре была заложена головная «артиллерийская подлодка» нового проекта, названная в честь известного капера Робера Сюркуфа. В обозримом будущем планировалось построить два однотипных корабля. Три подводных крейсера создавались для рейдов на коммуникациях вероятного противника – самостоятельных и в составе корабельных групп. Именно с этим был связан специфический состав вооружения на борту.
Подлодка в конфигурации и окраски 1932 г. Рисунок Wikimedia Commons
Лодку Surcouf спустили на воду в ноябре 1929 г. и вскоре вывели на испытания. Однако на этом этапе проект столкнулся с трудностями военно-дипломатического характера. В январе 1930-го в Лондоне открылась конференция, по результатам которой появилось новое ограничивающее соглашение. Лондонский морской договор вводил максимальное водоизмещение подлодок и допустимые калибры орудий.
Париж смог отстоять уже готовый «Сюркуф», но строительство двух следующих подлодок отменялось. Командованию ВМС пришлось пересматривать свои планы и стратегии.
Испытания подлодки и исправление выявленных недочетов заняли достаточно много времени. От большей части проблем успешно избавились, но отдельные недостатки оказались принципиально неустранимы. В таком виде флот принял подлодку в апреле 1934 г.
Особенности конструкции
Surcouf представляла собой дизель-электрическую подлодку однокорпусной конструкции с рядом необычных черт. В первую очередь, это рекордные размеры и водоизмещение. Длина составляла 110 м при ширине до 9 м. Водоизмещение в надводном положении – 3,3 тыс.т, в подводном – почти 4,4 тыс.т. Более крупные подлодки появились только к середине сороковых годов.
Архитектура корабля. Рисунок Hisutton.com
Корабль получил два дизельных двигателя фирмы Sulzer общей мощностью 7600 л.с., использовавшиеся для движения на поверхности и для зарядки аккумуляторов. Подводный ход обеспечивался двумя электромоторами суммарной мощностью 3400 л.с. Такая энергоустановка обеспечивала надводную скорость более 18 узлов и подводную до 10 узлов. Дальность плавания – 10 тыс. миль в надводном положении или 60-70 миль под водой. Глубина погружения – 80 м.
Лодкой управлял экипаж из 118 человек, в т.ч. 8 офицеров. Члены экипажа отвечали за управление всеми системами, имелись артиллеристы, авиационная группа и т.д. Из матросов при необходимости формировалась досмотровая группа. Автономность по запасам достигала 90 суток, что позволяло совершать длительные походы и работать в океанской зоне. Предусматривалось помещение для 40 пассажиров или пленных.
Особый интерес представляет комплекс вооружений. В носу разместили четыре торпедных аппарата калибра 550 мм. В корме, под палубой, предусматривались два подвижных блока, каждый из которых включал один 550-мм и пару 400-мм аппаратов. Таким образом, на борту имелось 10 торпедных аппаратов двух калибров. Общий боекомплект – 22 торпеды.
Модель лодки - надстройка с башней крупным планом. Фото Wikimedia Commons
Вместо традиционной малогабаритной рубки «Сюркуф» получил крупную герметичную надстройку с частичным бронированием. Носовой агрегат надстройки представлял собой башню с двумя орудиями 203mm/50 Modèle 1924. Обеспечивалась горизонтальная наводка в небольшом секторе. Внутри имелись магазины на 14 снарядов и укладки на 60 выстрелов.
За башней на надстройке помещался оптический дальномер с базой 5 м. Из-за его положения дальность обзора, измерений и стрельбы ограничивалась 11 км. При использовании перископа дальность огня увеличивалась до 16 км. Однако на кораблях с более удачными средствами управления пушка Mle 1924 била на 31 км.
По проекту, основная часть подготовки к стрельбе могла осуществляться на перископной глубине. После всплытия требовались только тонкая наводка и некоторые другие процедуры. На производство первого выстрела после всплытия требовалось всего несколько минут. После стрельбы в минимальное время лодка могла уйти под воду.
Построение экипажа на палубе. Любопытно, что на башне отсутствует обтекатель. Фото Survincity.com
На надстройке установили зенитное вооружение. Его состав дорабатывался, и в итоге подлодка получила пару 37-мм зенитных пушек Mle 1925 и четыре крупнокалиберных пулемета Hotchkiss M1929.
Под палубой предусматривался отсек для катера. Кормовая часть надстройки представляла собой герметичный ангар для гидросамолета Besson MB.411. Его предлагалось использовать для поиска целей и корректировки огня.
Жалобы и предложения
Испытания подлодки Surcouf продолжались с 1929 по 1934 г., и за это время выявили ряд проблем разного рода. Исправить удалось далеко не все. Так, до самого конца эксплуатации имелась проблема со снабжением запчастями и деталями. «Сюркуф» имел минимальную унификацию с другими подлодками, и потому необходимые изделия, вплоть до элементов крепежа, нередко приходилось делать «по индивидуальному заказу».
Демонстрация поворота башни. Кадр из кинохроники
Выяснилось, что подлодка недостаточно остойчива. В надводном положении тяжелая надстройка с пушками и ангаром приводили к раскачиванию. В подводном положении приходилось прилагать усилия, чтобы удержать корабль на ровном киле. Погружение занимало несколько минут, что давало противнику шанс на удачный ответный залп.
Несовершенные средства управления огнем не позволяли реализовать весь потенциал 203-мм пушек – дальность стрельбы была далека от максимальной, углы обстрела серьезно ограничивались, а применение орудий ночью оказывалось невозможным. Наводка орудия на перископной глубине приводила к разгерметизации соединений и угрожала лодке. Точная стрельба при волнении затруднялась. При этом бортовая качка с креном более 8° исключала возможность поворота башни.
Лодка на службе
Первые годы службы «Сюркуфа», несмотря на все проблемы, прошли достаточно спокойно. Экипаж осваивал технику и учился бороться с ее недостатками. Подлодка регулярно участвовала в учениях, в т.ч. с торпедной и артиллерийской стрельбой. Постоянно совершались выходы в море и дальние походы.
Интерьер одного из отсеков. Фото Lasegundaguerra.com
Крейсерская подлодка с уникальным вооружением достаточно быстро стала символом военно-морской мощи Франции. Ее с удовольствием демонстрировали в прессе, а также организовывали дружеские визиты в зарубежные порты.
В середине 1939 г. Surcouf совершила переход через Атлантику, на Ямайку. В сентябре поступил приказ готовиться к возвращению домой в составе эскортных сил одного из конвоев. Через несколько недель лодка прибыла на базу в Шербуре, где оставалась до весны. В мае, почти одновременно с нападением Германии, корабль отправили в Брест для ремонта в условиях сухого дока.
Работы еще не были закончены, но германская армия приближалась, что могло привести к потере корабля. Экипаж решился на настоящую авантюру: с одним работающим дизелем и нерабочим рулем лодка пересекла Ла-Манш и пришла в Плимут.
3 июля французская подлодка стала одной из целей британской операции «Катапульта». Попытка вооруженного захвата «Сюркуфа» завершилась успехом, но в перестрелке погибли трое англичан и один французский моряк. Подводникам предложили присоединиться к «Свободной Франции», однако такое желание выразили лишь 14 человек. Остальных отправили в лагерь для интернированных лиц. Перед уходом с корабля они успели уничтожить документацию и повредить часть систем.
Самолет-разведчик Besson MB.411. Фото Airwar.ru
В августе был завершен ремонт и сформирован новый экипаж. Из-за дефицита специалистов в него вошло немало моряков с гражданских судов без какого-либо опыта службы в подводном флоте. Серьезной проблемой стали политические разногласия, связанные с организацией ВМС «Свободной Франции», с боевой службы и т.д. Обстановка на борту постепенно накалялась, росло число нарушений, а боевой дух падал. Видя все это, командование британского КМВФ начало сомневаться в необходимости сохранения «Сюркуфа» в строю.
К концу 1940 г. Surcouf перебросили в канадский Галифакс, откуда лодка должна была выходить на сопровождение атлантических конвоев. Подобная служба продолжалась до июля 1941-го, когда корабль отправили в американский Портсмут для проведения ремонта. Технические трудности привели к затягиванию работ, и новый поход удалось начать только в конце ноября. На этот раз подлодку включили в корабельную группу, которой предстояло взять под контроль острова Сен-Пьер и Микелон.
Последний поход
Новый 1942 г. экипаж встретил в Галифаксе. В это время командование «Свободной Франции» и КВМФ обсуждали его дальнейшую службу. Было принято решение перевести «Сюркуф» на Тихий океан для усиления корабельной группировки союзников.
Работа с самолетом на палубе. Фото Airwar.ru
2 февраля подлодка вышла из Галифакса и направилась к Бермудским островам. 12 февраля вышли на следующую часть маршрута, проложенную через Панамский канал. Далее следовало прибыть на о. Таити и оттуда взять курс на австралийский Сидней. Последний должен был стать новой базой для подводников.
В ночь на 19 февраля подлодка со всем экипажем пропала без вести. В тот же день транспорт SS Thompson Lykes сообщил о столкновении с неопознанным объектом. Версия о столкновении подлодки с судном стала основной. Однако высказывались и другие. Подводный крейсер мог погибнуть в результате ошибочной атаки американских противолодочных сил, на борту мог произойти бунт и т.д.
Итоги службы
Крейсерская подводная лодка Surcouf (N N 3) была в строю с 1934 по 1942 г. и за это время не показала никаких особых результатов – но успела проявить себя не с самой лучшей стороны. Корабль регулярно привлекали к учениям, а с 1940 г. ему приходилось выходить в море в рамках реальных операций.
Подлодка "Сюркуф" в порту. Фото Survincity.com
При строительстве подводного крейсера основное внимание уделялось наращиванию огневой мощи артиллерийских систем. Эту задачу удалось решить далеко не в полной мере. Подлодка получила две 203-мм пушки, но их использование по задуманным методам оказалось невозможным из-за ограничений по характеристикам и рисков затопления.
За все время службы на боевом счету крупнейшей французской подлодки были только различные мишени. Ни одной победы в реальном бою – с применением торпед или пушек – добиться не удалось. В первую очередь, это связано с тем, что «Сюркуф» ни разу не использовался по прямому назначению – для нарушения морских коммуникаций противника. Впрочем, участие в эскорте конвоев, даже без поражения вражеских кораблей и подлодок, само по себе приносило серьезную пользу.
Таким образом, уникальная, но неоднозначная подлодка, обладавшая специфическим соотношением характеристик, лишь ограничено помогла в борьбе с противником. Возможно, ситуация могла бы измениться, но в ночь на 19 февраля 1942 г. в ее истории была поставлена точка. Самая интересная и многообещающая боевая единица Франции погибла при невыясненных обстоятельствах.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии