На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Долгополов
    Надо понимать что без добрых,старых люлей понимание и любовь не при ходятПочему казахские ...
  • Ингерман Ланская
    деточка, про "не мало раз" - это тебе мамка рассказывала? а она не уточняла - когда это "не мало раз" было?Элита готовит нев...
  • Alex Nемо
    Каким образом? В России цены растут когда доллар падает, потому что нужно компенсировать потери продавца. Вот сейчас ...Элита готовит нев...

И.Ф. Александровский создал первую русскую торпеду

И.Ф. Александровский создал первую русскую торпеду
Известно, что именно Иван Федорович Александровский (художник-фотограф и изобретатель) создал первую русскую торпеду.

И.Ф. Александровский родился в 1817 году в Курляндской губернии в г. Митава. Будучи молодым человеком, он проявлял незаурядную любознательность к живописи и изобретательству. По окончании технического училища г. Митава Иван Федорович переехал в Петербург, где стал посещать академию художеств, после чего его работы вскоре приобрели популярность.

В то время вся Европа бурно интересовалась развитием фотографии. Это веяние захватило в свои сети и молодого Ивана Федоровича, который с головой погрузился в увлекательное и интересное для него дело. Врожденное чувство художественного вкуса в совокупности с научным интересом поспособствовали созданию многочисленных шедевров. И достаточно стремительно Ателье И.Ф. Александровского стало высокодоходным предприятием, а, кроме того, ему была дарована честь занять должность придворного фотографа.

Помимо живописи и фото Ивана Федоровича притягивало изобретательство и техника. И, пожалуй, самым крупным его изобретением можно считать подлодку с механическим двигателем, строительство которой было завершено к 1865 году. В следующем году судно посетил царь Александр II, после чего Александровского наградили орденом Владимира четвертой степени, с последующим зачислением на службу в должности вольного механика (чин - титулярный советник), чье годовое содержание составляло 5000 рублей. Именно с этого дня И.Ф. Александровский и становится полноценным востребованным изобретателем, которому впоследствии будет суждено изобрести торпеды как оружие для его подлодок.

Стоит отметить, что изначально изобретатель планировал вооружить свою подлодку двумя минами, которые намеревался связать между собой. Они должны были всплывать под кораблем противника, при этом обхватывая с обеих сторон его корпус. После этого лодка должна была отойти на определенное расстояние и взорвать выпущенные мины, используя провода с электротоком. Желая упростить и обезопасить атаки подлодки, И.Ф. Александровский, наконец, разработал первый самодвижущийся снаряд, работающий на сжатом воздухе, проект которого и был представлен в 1865 году адмиралу Н.К. Краббе (управляющий морским министерством), который в свою очередь нашел его преждевременным, потому как подлодка находилась еще на стадии строительства.

Патент на изобретение Александровский получил в 1865 году, тогда как в 1866 такой же патент получил Р. Уайтхед (англичанин).

В 1868 году И.Ф. Александровский повторно предоставляет свой проект торпед, решение по которому было принято только в 1869. Оно гласило: «Дабы не стеснять автора в исполнении, мы разрешаем изобретателю создать торпеду, используя собственные средства, которые позже возместим». Из-за занятости подлодкой, Иван приступил к постройке своих торпед только в 1873 году, которые изготовили вручную в слесарных мастерских, расположенных на Казанской улице. И в начале 1874 года были готовы два опытных образца.

Кстати говоря, сами торпеды являлись сигарообразными продолговатыми снарядами, у которых была слегка притуплена передняя головная часть. Для изготовления применялось листовое железо, чья толщина составляла 3,2 мм. Диаметр и длина торпед были разными: 610 мм и 5,82 метра, а также 560 мм и 7,34 метра. Вес их не превышал 1100 кг. В движение их приводил сжатый воздух, который помещался в резервуар, чей объем составлял 0,2 м3 (диаметр 330 мм, длина 2,4 метра), рабочее давление 60 атмосфер, и пребывал он в чреве корпуса. Торпедным двигателем была одноцилиндровая машина с прямой передачей на вал. Регулировка глубины хода осуществлялась при помощи водяного балласта, а точность по направлению хода обеспечивалась специальным вертикальным стабилизатором.

В 1874 году начались торпедные испытания, которые проходили в присутствии контр-адмирала К.П. Пилкина (начальник минного отряда) на Восточном Кронштадтском рейде. По записям самого И.Ф. Александровского, торпеды несколько раз подряд с точностью выполняли намеченный для них план (глубина 6 футов, расстояние 2500 футов), двигаясь со скоростью 8 узлов (под конец 5 узлов). Единственным минусом по окончании испытаний была названа их небольшая скорость (6-8 узлов).

В отчете о торпедных испытаниях 1874 года было сказано: «Из-за неудовлетворительного технического выполнения, торпеды непригодны для употребления на практике. Они намного уступают торпедам Уайтхеда (к тому времени его торпеды стали общеизвестны) по весу, скорости и размеру». После этого заключения министерство поручает Александровскому изготовить новую самодвижущую мину лучшего качества. И, по намеченному плану, ее требуют создать до 15 марта 1875 года, в специально отведенной для этого слесарной мастерской Нового Адмиралтейства.

Прежде чем приступить к разработке новейшей улучшенной торпеды, И.Ф. Александровский, пользуясь содействием Пилкина, заказывает у пароходного завода некоторые детали для «исправлений в старой мине» и проводит новые испытания. В 1875 году по окончании стрельб изобретатель смог добиться увеличения скоростных характеристик, что теперь составляли 10-12 узлов, а также опробовать все усовершенствования, которые предназначались для новой торпеды. Новейшая торпеда была закончена позже намеченного срока – глубокой осенью. А ее испытания были отложены.

Новая торпеда Александровского внешне почти никак не отличалась от предыдущих образцов. Ее длина составляла 6,1 метра, а объем 610 мм. Относительно ее систем и механизмов, самым существенным изменением являлась замена прежнего двигателя на более мощный – двухцилиндровый. Кроме того, было еще заменено устройство регулировки глубины (прежде - водяной балласт), которое работало от гидростатов. В состав торпеды входило четыре части: зарядная камера, отсек гидростатического носового аппарата, имеющий собственные горизонтальные рули, воздушный резервуар с редуктором и кормовой отсек с гидростатическим аппаратом и двигателем, имеющий горизонтальные кормовые рули.

По оценкам предыдущих стрельб (признаны малообнадеживающими), Морское министерство отказалось от испытаний новейших торпед Александровского и обратило свое внимание на предложение Р. Уайтхеда о поставке его изобретений, которое было получено еще в 1873 году.

И в 1876 году на завод, что был расположен на территории тогда существовавшей страны, именуемой Австро-Венгрия, выехала правительственная российская делегация, в состав которой входил и И.Ф. Александровский. После этого изобретатель написал: «Мина Уайтхеда, как оказалось, имеет то же устройство, что и моя, с единственной разницей, что его механизмы отличаются очень высокой и тщательной отделкой. Впрочем, в его распоряжении огромный завод, а я изготовил свою торпеду руками обычного слесаря на Казанской улице». Заметим, что на финальном акте комиссии о рекомендациях торпеды Уайтхеда присутствует подпись Александровского.

После покупки торпед Уайтхеда Александровский вносит ряд усовершенствований в собственные творения. В 1878 году на испытаниях ему удается увеличить их скорость до 18 узлов (на 2 узла меньше, чем у англичанина). Чуть позже Александровский добивается сравнительных испытаний торпед (Уайтхеда и своей торпеды), выполненных в одних габаритах. Поле этого комиссия, рассматривающая этот вопрос, заключила, что обе показанные торпеды имеют одно начало, а их незначительные различия не принципиальны. Также они утвердили, что дальнейшие подобные испытания могут быть очень полезны.

И все же решение по поводу вооружения флота уайтхедскими торпедами было уже принято. И их не только купили за границей, но и запустили в массовое производство на российских заводах. И изменение этого решения было абсолютно невозможным. Вследствие чего дальнейшие опыты и изыскания в этой области для изобретателя были закрыты, а в просьбах о новых отказано. В 1880 году И.Ф. Александровский почти отошел от дел по работе над своими торпедами, а через два года был уволен с должности и службы.

И.Ф. Александровский полностью разорился, забросил свои изобретения и так любимую им фотографию. Он катастрофически нуждался в деньгах и множество раз обращался и писал в Морское министерство, излагая свою просьбу о выплате ему суммы, которую ему задолжали. Однако все его прошения остались так и не услышанными и, конечно, без каких-либо ответов или выплат. Некоторое время спустя изобретатель и художник-фотограф тяжело заболел. Его поместили в одну из больниц для бедных в Петербурге. И в 1894 году в возрасте 77 лет, всеми забытый и покинутый, Иван Федорович Александровский ушел из жизни.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх