Рискнет ли кабмин 20 апреля слукавить президенту о реальном положении дел с зарплатами бюджетников
Когда в середине февраля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов озвучить дату оглашения ежегодного Послания президента Федеральному собранию заявил, что «не было никаких планов на февраль, пока с датой еще не определились», эксперты «СП» предположили, что это событие с большой долей вероятности может произойти во второй половине весны — в апреле, а то и под майские праздники.
Эти временные рамки пресс-службы Кремля не подтвердила, однако все, кажется, идет к тому, что президентское Послание-2021 прозвучит именно в эти сроки.
Во-первых, 10 марта с.г. Дмитрий Песков в очередной раз сказал о том, что конкретная дата мероприятия до сих пор не определена. «Нет, пока [не определена] даже ориентировочная [дата]. Сдвигается, как вы видите, дата вправо. Точную дату пока не могу назвать», — привел слова функционера, в частности, «Интерфакс».
Во-вторых, в этот же день стало известно, что сам Владимир Путин поручил к 20 апреля подготовить доклад о системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, отражающий ее соответствие установленным ранее целевым показателям. Ответственность за это он возложил на главу кабинета министров Михаила Мишустина и высших должностных лиц субъектов страны.
Как уточнил «Коммерсантъ», в этот анализ должны войти полные сведения обо всех работниках, включая указание замещаемых ими должностей, конкретных условий замещения, общего трудового стажа, а также соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций к зарплатам остальных работников организаций.
Заметим, гарант Конституции обратил внимание на размер зарплат занятых в бюджетном секторе россиян после жалобы старшего научного сотрудника одного из институтов Сибирского отделения РАН.
Логично предположить, что без получения полной раскладки по зарплатам бюджетного сектора Послание президента Федеральному собранию едва ли прозвучит. Слишком уж болезненна эта тема для россиян, несмотря на то, что в период с 2012 по 2018 год регионы, в соответствии с первыми «майскими» указами президента, должны были не только довести зарплаты 12 категорий работников бюджетной сферы до уровня не ниже средней по региону (для преподавателей вузов, врачей и научных работников — не менее двух средних зарплат), но и удерживать их на достигнутом уровне.
Помнится, еще до пандемии Кремль получал бодрые рапорты о том, что эти указания выполнены, а кое-где даже и перевыполнены, хотя на местах все прекрасно видели, какими способами достигалась эта «идиллия».
На этом фоне «СП» поинтересовалась у экспертов прежде всего о том, какой отчет по зарплатам бюджетников может получить президент на этот раз? Ему наконец-то чистосердечно признаются в том, что по-честному выполнять пункты «майских указов» не получается, или же вновь прибегнут к статистической и кадровой «эквилибристике» ради получения красивых цифр к часу «икс» в апреле?
— Однозначно предположить, каков будет расклад на этот раз, не представляется возможным, — поделился с изданием своим видением ситуации аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Если опираться на прошлый опыт, то бывало по-разному — иногда предпринимались решительные меры, кого-то показательно снимая и наказывая, кому-то демонстративно вручая и добавляя, а иногда, действительно, занимались «бумажной эквилибристикой» в надежде тихой сапой спрятать дело под сукно.
Правда, с учетом того, что скоро важные выборы, рискну все же предположить, что на сей раз спустить ситуацию без шума и пыли на тормозах все-таки никто не рискнет, федеральный центр все требовательнее относится к качеству работы регионалов. Так что остается какой-то один из двух вариантов: либо радикальные фактические серьезные меры, но как они при этом будут реализовываться в масштабе страны — это отдельный вопрос, либо некие полумеры с «показательными порками» и демонстративными доплатами в надежде на то, что вышестоящее руководство закроет глаза на половинчатость найденных решений.
«СП»: — Раскрывая реальную статистическую картину по зарплатам бюджетников перед президентом, правительство Мишустина не распишется ли таким образом в своей несостоятельности?
— Анализируя по роду деятельности ситуацию в разных сферах экономики, я вижу, что какие-то меры им все же принимаются. Другое дело, что далеко не всегда это выходит настолько эффективно, как хотелось бы. У нас и социальная помощь должна была бы быть лучше, и в пенсионной сфере должны быть изменения, и помощь бизнесу должна бы быть более действенной. Но хоть что-то чиновники все же делают, так что, образно выражаясь, к стенке российское правительство ставить все-таки рановато.
«СП»: — Выходит, в том, что в реальной жизни зарплаты бюджетников бесконечно далеки от красивых цифр в правительственных статотчетах, более важна не экономическая, а политическая составляющая?
— На мой взгляд, одинаковое значение имеют оба этих фактора. С точки зрения экономики причины несоответствия реальных зарплат бюджетников в своей массе целевым показателям заключаются в том, что в стране нет денег, а правительство крайне неохотно и скупо тратит резервные фонды. Которые со времени пандемии, учитывая растущие цены на нефть на мировом рынке, не только не уменьшились, но даже и несколько подросли.
С точки зрения политики имеет место банальное разгильдяйство на местах. Региональные руководители очень часто используют сугубо формальный подход — на бумаге все показатели выполнены, а по факту реализация настолько «кривая», что, по сути, финансовой помощи так никто и не получил. Плюс непосредственные руководители предприятий химичат с этим. Например, отдельные главврачи в стремлении выполнить распоряжение «верхов» об увеличении средних зарплат врачей поувольняли весь младший медицинский персонал, добавив нагрузки оставшимся. В вузах та же самая история — у ректоров высокие зарплаты никуда не делись, а нижестоящий преподавательский состав повыбивали. Увы, это издержки действующей сейчас системы ручного управления отраслями, позволяющей подобные «маневры» и отчеты по повышению показателей сугубо в формальном режиме.
«СП»: — Учитывая, что во времена любых выборных предвыборных гонок как раз бюджетники становятся опорой для кандидатов от вертикали власти, можно ли предположить, что именно на «разруливании» ситуации с их зарплатами будет сделан основной акцент грядущего президентского Послания-2021? Ведь это, по идее, должно сильно поднять рейтинг властей.
— Здесь все зависит от того, что конкретно будет предложено и сказано в этом Послании, принимая во внимание тот факт, что, с одной стороны, в результате неких хитрых «маневров» государство имеет на руках статистику, свидетельствующую о выполнении «майских указов», а, с другой стороны, в реальности люди видят, что ничего не выполнено, потому как в условиях экономической стагнации отрасли банально, так сказать, «не вывозят», — предположил политолог Алексей Макаркин. — Речь ведь, скорее всего, пойдет не только о зарплатах бюджетников, но и в не меньшей степени о том, что делать с индексацией пенсий работающим пенсионерам, а также льготами тружеников Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Полагаю, все эти задачи [в Послании] будут решаться комплексно, исходя из того, какие возможности у государства есть. Сейчас-то цены за баррель нефть перевалили за 70 долларов, но что будет в конце нынешнего и начале следующего года — большой вопрос. А ведь тут речь не о какой-то разовой компенсации, речь о долгосрочных обязательствах, принятие которых подразумевает их обязательное выполнение, иначе это станет для власти очень серьезной проблемой.
Так что, думаю, и не спешат [с Посланием], потому что высчитывают, что же государство может себе позволить после пандемии на фоне продолжающегося с 2014 года падения доходов россиян. Ищут, видимо, ответ, как же дать обществу ответ если не на все, то на большинство имеющихся проблем. Причем оно не обязательно может с ним согласиться полностью, главное — чтобы его услышали и восприняли, что особенно важно накануне выборов, когда с властей повышенный спрос.
«СП»: — Соответственно, те обещания и гарантии, которые будут звучать в Послании, должны быть реализованы до начала избирательной кампании?
— На все, понятное дело, денег не хватит, тем более что экс-премьер нашего правительства Дмитрий Медведев еще до коронавируса высказывался в духе «денег нет, но вы держитесь». Так что здесь в полный рост встает проблема приоритета — что экстренно решать в первую очередь, а что потом. Но, по крайней мере, заявленные обещания должны бы как минимум приобрести формат законов. Например, по вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам это может быть отдельный документ, по льготникам Севера — поправки в действующее законодательство с перспективой их принятия в ускоренном режиме.
Что же касается «майских указов», то здесь, к сожалению, быстрых рецептов не видно. Документы-то уже есть, но законодательно обязать исполнять их нельзя, если нет достаточного количества средств, разве что сугубо теоретически. Так что здесь нужно будет смотреть не на то, что может быть провозглашено, а на то, что может быть реально сделано еще до сентября. Потому что на выборах история не заканчивается, и если до сентября что-то будет обещано, а в декабре не начнет исполняться, это будет сильным ударом.
«СП»: — На кого будет направлен этот удар? На парламент, на самого президента, на вертикаль власти?
— Наше общество устало от продолжающегося с 2014 года падения доходов, оно сильно обижено резким повышением пенсионного возраста в 2018 году и вымотано пандемией 2020 года. Так что если данные в Послании общения не будут выполняться, это будет серьезным ударом по государству. Так что гораздо правильнее в данной ситуации будет честно сказать — мы сделаем то-то и то-то, но то-то и то-то при нынешнем раскладе не сможем, чем пообещать «разрулить» все, а потом не выполнить. Люди, конечно, в восторг от этого не придут, но они хотя бы оценят честность.
Свежие комментарии