Есть темы, которые не исчезают после очередных публикаций, а периодически возникают после каких-то событий. Как, к примеру, тема Второй мировой войны перед очередной годовщиной, тема Победы в Великой Отечественной перед 9 Мая. При этом темы сохраняют свою актуальность и интерес читателей. Сегодня именно такая тема.
Речь пойдет о маскировке. Точнее, о маскировке боевой техники и вооружения. Дело в том, что даже среди военнослужащих бытует несколько неверное представление о маскировке как таковой. Не говоря о гражданских читателях. Охватить тему целиком сложно. Поэтому раскрою только наиболее существенные и важные аспекты и расскажу о некоторых видах маскировки. И начнем с азов.
Что такое маскировка
Прежде всего о самом понятии маскировки. В самом примитивном понимании маскировка — это процесс сокрытия от противника собственных сил и средств. На самом деле маскировка — это не только «игра в прятки», но и имитация состава собственных сил, вооружения, фортификационных сооружений, мостов, трубопроводов, аэродромов и прочего. Это система введения противника в заблуждение.
Классические примеры такой маскировки знают все. Москва и Ленинград в период осады. Когда с помощью определенных мероприятий города становились практически неизвестными вражеским летчикам и артиллеристам. На карте одно, на деле другое. Либо менее известный факт — использование псевдотанков и псевдосамолетов в битве на Курской дуге советской стороной. Когда на передовой внезапно появилось ниоткуда более 500 танков и 200 самолетов.
Мероприятия по маскировке проводятся на различных уровнях. По масштабу мероприятия маскировка бывает стратегической, оперативной и тактической. Естественно, при этом проводятся различные инженерные, технические и организационные мероприятия.
Понятно, что маскировка не может быть абсолютной. Невозможно практически замаскировать объект от всего сразу. Теоретически это возможно, но практически… В реальной обстановке успех может быть гарантирован только 100%-ным знанием средств разведки противника.
Отсюда и другое деление маскировки, по средствам разведки противника. От «классики» вроде оптической, тепловой и звуковой до экзотики типа акустической, гидроакустической, радиотехнической и прочей. Эффективной является только комплексная маскировка.
Некоторые виды эффективной маскировки. Маскировочная сеть
Наиболее известный способ замаскировать технику и вооружение известен всем по фильмам и собственной службе. Этой маскировке уже более ста лет. Маскировочная сеть впервые использовалась в Первую мировую войну для прикрытия артиллерийских батарей и штабов от авиации и разведки противника. А по мере увеличения количества сетей маскировать стали и позиции пехоты и даже целые укрепрайоны.
Главное требование к маскировочной сетке — это её полная идентичность с окружающей местностью. А установка такой защиты от любопытного глаза не занимает много времени. Правда, эффективно такая сеть может работать только на определенном расстоянии. От визуального наблюдения разведки противника она редко спасает.
Есть и ещё один важный недостаток этого способа маскировки техники и вооружения. Классическая сетка не может защитить от тепловизора или радиолокации. Сегодня классическая сетка — больше вспомогательный камуфляж, чем самостоятельная маскировка. Точнее, один из элементов маскировки.
Правда, в настоящее время есть сети, которые способны защитить не только от визуальной, но и других видов разведки — вроде радиолокации и тепловизоров. Они применяются для прикрытия шахт стратегических ракет, штабов и других важных объектов. Более того, маскировочные сети используются для полной блокировки радиоволн в обеих направлениях.
Несмотря на простоту конструкции и всемирную известность, маскировочная сеть остается одним из наиболее часто используемых камуфляжей. Причем для использования сети нет ограничений. Ею можно прикрыть отдельно стоящую машину, орудие или замаскировать огневую позицию отделения, взвода, роты.
Можно заставить «исчезнуть» лесную дорогу, полевой аэродром, полевой госпиталь или склад боеприпасов. Известен случай, когда «внезапно исчезла» часть большого шоссе в Африке. Сетка может работать даже в движении! Автомобили и другая боевая техника при движении по полевым дорогам, особенно в лесу, прекрасно прячутся под этим камуфляжем. Авиация их просто не видит.
В целом же возможности маскировочных сетей ещё полностью не раскрыты. Новые технологии производства рождают новые возможности для их использования.
Аэрозольная маскировка
Под этим научным термином скрывается другое известное бытовое название, которое пришло в армию из древности. Дымовая завеса. Правда, в новое время несколько изменилась боевая задача аэрозольной маскировки.
В древности дымы маскировали позиции для сокрытия численности или расположения войск. А начиная с Первой мировой войны дымы стали применяться для дезориентации работы артиллерии. Согласитесь, во время ведения огня прямой наводкой артиллеристам достаточно сложно вести огонь по то появляющемуся, то исчезающему противнику.
Почему-то считается, что дымы малоэффективны и работают короткое время. А между тем использование такого вида маскировки бывает достаточно масштабным. Наиболее грандиозно выглядят дымы во флоте. Площади, скрываемые от противника, там измеряются десятками квадратных километров! Дымы, способные спрятать эскадру!
На суше такую маскировку тоже используют довольно часто и масштабно. Помните кинофильмы, где танкисты имитируют подбитие машины с помощью ведра с соляркой и тряпки. Это классический киношный трюк, реально используемый во время Второй мировой войны.
Но были в истории войны и дымы «флотского масштаба». Даже специальный приказ был об использовании дымов (приказ по Западному фронту от 26 октября 1943 года «О массовом и повседневном использовании маскировочных дымов»).
При форсировании Днепра химики создали маскировочный дым протяженностью в 30 км! А при взятии Берлина, точнее, при форсировании войсками маршала Конева Нейсе, реку просто спрятали дымами. Артиллерия нанесла мощный удар по второй линии обороны, подняла огромные клубы пыли, а войска форсировали реку под дымовой завесой. Сколько десятков тысяч жизней тогда было сохранено, неизвестно. Но сохранено точно.
Но дымы используются и «наоборот». Существует великое множество боеприпасов, которые мешают эффективно работать противнику прямо на его позициях. Это и артиллерийские снаряды, и авиабомбы, и другие способы перемещения дымов в сторону позиций противника (в частности, специальные машины, которые создают мощную дымовую завесу при попутном ветре).
В целом же аэрозольная маскировка остается актуальной и сегодня. Появление новых веществ, которые используют военные химики, делает такую маскировку достаточно длительной по времени и устойчивой к капризам погоды. Так, во время учений был случай, когда дымы прикрывали группировку войск двое суток непрерывно!
Ослепляющий камуфляж
К сожалению, этот вид камуфляжа сегодня используется достаточно мало. Причина проста: появление множества приборов, позволяющих увидеть то, что есть в реальности. Наверное, поэтому об этом виде маскировки мало кто задумывается. Даже тогда, когда находится в метрах от объекта, маскирующегося таким способом. Суть данной маскировки не в полном слиянии с местностью, а в искажении реального изображения объекта. Для чего это нужно?
Ответ на этот вопрос надо искать в истории Первой мировой войны. Британский флот тогда понес огромные потери от германских подводных лодок. Спрятать корабли от перископов подводников невозможно. А вот сделать так, чтобы германские торпеды не попадали по кораблям, оказалось возможно. Задача состояла в том, чтобы создать у командира подводной лодки иллюзию. Именно так, иллюзию. По величине корабля, по дальности…
Проблема была решена с помощью… раскраски военных кораблей. Придумал специальную раскраску для кораблей британский морской офицер Норман Уилкинсон. Он предложил раскрасить военные корабли в стиле… кубизма. Причем раскраска должна быть достаточно яркой.
Те, кто хоть однажды видел картины художников-кубистов начала 20 века, помнят странность этого стиля живописи. Картины воспринимаются разными людьми по-разному. И даже минимальное изменение освещения картины полностью меняет это восприятие. Картины-призраки, или «живые» картины.
Первым кораблем, который в новой раскраске вышел в боевой поход, стал HMS Alsatian. Произошло это в 1917 году. Зрители на берегу были поражены тем, что корабль на небольшом расстоянии от берега вдруг превратился в груду каких-то непонятных разновеликих частей.
Более того, корабль стал больше. Но главное, зрители не могли определить даже такую простую вещь, как то, где находится корма, а где нос корабля. С помощью специальной раскраски боевой корабль превратился в призрак!
Кстати, советские бронепоезда и броневагоны времен Великой Отечественной войны иногда раскрашивались именно по технологии ослепляющего камуфляжа! Размытость габаритов поезда существенно снижала эффективность работы вражеской авиации. Один из таких броневагонов в желто-зеленой раскраске сегодня стоит в музее в Петербурге.
Сегодня такая раскраска используется мало. Точнее, она модернизирована. Вспомните морские боевые катера и малые корабли с их раскраской. Идея Уилкинсона в современном исполнении. Камуфляж, который соединяет в себе эффект маскировочной сетки и исчезновение габаритов, размывание внешнего вида ослепляющего камуфляжа.
Кстати, идея моряка была подхвачена армией Британии. Британцы по этой же схеме раскрасили несколько своих танков. Для пехоты же была предложена новая раскраска каски. Визуально такой солдат производил жуткое впечатление: некий аналог «всадника без головы»…
В целом ослепляющий камуфляж уходит в прошлое. Сегодня применение вооружения, особенно на флоте, мало связано с визуальным восприятием объекта. Командир сегодня мало ориентируется на собственное восприятие вражеского корабля. Этим занимаются умные приборы, которые на зрительные спецэффекты не реагируют.
Имитация боевой техники и вооружения
Наверное, нет среди читателей человека, который бы не знал поговорку об иголке в стоге сена. Действительно, найти маленькую иголку в куче сухой травы сложно. Но есть ещё более сложная и невыполнимая задача. Найти иголку в куче других иголок!
Следующий вид маскировки как раз и есть та самая иголка в куче других иголок. Речь пойдет о бутафорской технике и вооружении, которые вводят противника в заблуждение относительно противостоящих сил и средств.
Вообще, способы «увеличить» собственную мощь и тем самым напугать противника использовались на войне всегда. Помните знаменитые костры, которые по приказу Македонского, Суворова, Кутузова и многих других полководцев жгли солдаты перед решающими битвами? Чисто визуально количество костров увеличивало численность войск в разы и сеяло неуверенность в рядах противника.
Еще раньше примерно ту же маскировку использовали рыцари. Огромные доспехи, различные крылья, рога и тому подобное, широкие плащи создавали у противника иллюзию мощи рыцаря. Огромный всадник против маленького пехотинца.
Современный вариант рыцарских крыльев — надувные макеты вооружения. Сомнительно, что летчик, заметивший комплекс С-300, не среагирует на эту установку. Особенно тогда, когда приборы подтвердят, что это реальная машина.
Началом использования «воздушных шариков» считается Вторая мировая война. Именно тогда американцы впервые применили надувные макеты танка «Шерман». Кстати, макет был сделан очень качественно. Отличить «надувательство» от настоящего танка было сложно.
Кстати, несколько таких «машин» американцы передали СССР. Эффект порадовал наше командование, и производство надувных танков наладили в СССР в промышленных масштабах. Были созданы даже специальные бригады художников, которые раскрашивали макеты максимально приближенно к тем машинам, которые использовались на данном участке фронта.
С одной стороны, производить надувные макеты просто и не особенно дорого. Но с другой стороны, в условиях войны считают каждую копейку. И вот тут-то на выручку советским солдатам пришла смекалка.
Помните недавний фильм «28 панфиловцев»? Эпизод с имитацией немецкого танка, который надо уничтожить, и эпизод с артиллерийской батареей из бревен на пару сотен метров впереди реальных позиций. Это реальные эпизоды, не раз описанные в мемуарах солдат-фронтовиков.
Точно так же поступали и советские командиры во время войны. Из подручного материала строили артиллерийские батареи, танковые подразделения в районах ожидания, штабы и даже аэродромы. Были даже саперные подразделения, которые этим занимались постоянно.
В старом советском фильме о солдате-недотепе Огурцове и матером старшине Семибабе под названием «Беспокойное хозяйство» как раз и показан один из таких аэродромов. Деревянные макеты самолетов, которые принимают на себя удары вражеской авиации.
Но уйдем от истории в современность. Сегодня, при наличии большого количества приборов идентификации, обмануть противника деревянными или даже надувными макетами сложно. Необходимо максимально приблизить макет к реальности по многим параметрам.
Те макеты пусковых установок С-300 или самолетов разных модификаций, которые иногда мелькают на экранах телевизоров, для приборов создают полную картину реальности. Радары фиксируют макеты как реальные машины (используется специальная ткань), тепловизоры «видят» горячие моторы (специальные имитаторы) и так далее.
Наверное, единственным недостатком макетов сегодня является их ограниченный «ассортимент». В российской армии «воюют» танки Т-72 и Т-80, самолеты Су-27 и МиГ-31, ЗРК С-300.
Перспективы развития современных средств маскировки
Многое из того, что используется сегодня для эффективной маскировки войск в российской армии, осталось за кадром. Формат статьи не позволяет затронуть все аспекты этой деятельности российских военных. Да и работа специалистов по маскировке требует держать рот на замке.
Соперничество разведки и тех, кто ей противостоит, было и будет продолжаться всегда. Ценность информации из стана противника на войне определяется тысячами жизней собственных солдат. Если рассматривать опыт Великой Отечественной войны, то надо заметить: есть много примеров именно таких ошибок.
Выше был упомянут эпизод форсирования реки Нейсе войсками маршала Конева. Но был и ещё один эпизод, который мало озвучивается нашими историками. Форсирование реки войсками маршала Жукова. И этот эпизод имеет непосредственное отношение к теме этого материала. Когда немецкие маскировщики превзошли наших разведчиков и вместо реальных войск подставили под удар макеты.
Понимая, что русские будут наступать большими силами, немцы создали на первой линии обороны множество имитаций огневых позиций. И непосредственно перед началом наступления отвели войска на вторую линию. Мощнейший огневой налет пришелся по макетам. А наши солдаты наступали с подсветкой сзади зенитными прожекторами на поднятую пыль. А немцы видели наступающих как на ладони.
Появление новых систем обнаружения, нового вооружения, новых способов ведения боя всегда будет приводить к появлению систем противодействия. А значит, искусство маскировки будет не просто жить, но и постоянно развиваться. Это взаимосвязанные процессы.
- Автор:
- Александр Ставер
Свежие комментарии