На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • вера
    как же они омерзительны!   кто вы такие,твари,обгаживающие свою родину,да-да,она для вас с маленькой буквы.ущербные н...У иноагентов из Р...
  • Бендер Задунайский
    Что ей стоит" переобуться " ? Пиндосы , что флюгеры !Чистку американск...
  • Раиса Мелькумова
    Храни вас Всевышний!🙏🙏🙏🙏🙏На вас надежда!ЧВК "Вагнер" возв...

История пейнтбола



Любители пейнтбола наверняка знают, что, помимо спортивно-развлекательного существует и тактический аспект. А тренировочное направление тактического пейнтбола используется в качестве учебного средства для проведения занятий по тактической и огневой подготовке в силовых и охранных структурах. Среди первых стран, которые стали применять пейнтбольное оборудование для совершенствования навыков бойцов спецназа, были США и Израиль. Позже этот опыт переняли Германия и Великобритания. В РФ подобное оборудование также используется с конца 90-х годов, и среди первых были бойцы спецподразделений “Альфа”, “Вымпел” и “Рысь”.

Оружие для пейнтбола. Называется «маркер», от английского mark — маркировать, помечать, отмечать. Основные части пейнтбольного маркера — это ствол, баллон для сжатого газа, ёмкость для боеприпасов, подающий и заряжающий механизмы.

Боеприпасы для пейнтбола. Называются “пейнтбольные шары”. Оболочка шаров выполнена на основе желатина, а в качестве наполнителя содержат краску. Особой популярностью пользуются маркеры под шары калибром 0,68 дюйма (17,27 мм).

Первая игра в пейнтбол. Или, вернее, дуэль один на один. Состоялась в июне 1981 года между биржевым трейдером по имени Хейс Ноэль и его другом, писателем по имени Чарльз Гейнс. Это произошло в США, в пригороде города Саттона (штат Нью-Гэмпшир). Толчком к поединку послужило путешествие писателя в Африку и яркие впечатления, оставшиеся от охоты на буйволов. Попивая джин, Чарльз Гейнс делился с другом африканскими впечатлениями и вдруг сказал, что желает почувствовать ещё раз всплеск адреналина. Обсудив прочитанную ими книгу “Самая опасная игра” писателя Ричарда Коннела, друзья решили придумать игру, в которой они бы выслеживали и охотились друг на друга. Ну захотелось взрослым дядькам поиграть в войнушку, почувствовать себя солдатами или охотниками. Развить атрофированные цивилизацией инстинкты охотника, следопыта и выживальщика, отвлечься от мирской суеты.

Разговор состоялся весной 1977 года. В течение некоторого времени друзья возвращались к нему, обсуждали правила будущей игры, экипировку и оружие. С выбором экипировки им помог владелец местного магазина для зимних видов спорта Боб Гернси. Он же помог разработать и правила для первого состязания. С выбором оружия им помог их другой приятель — Джордж Батлер. Он принёс будущим дуэлянтам сельскохозяйственный каталог. А в том каталоге — маркер под названием Nel-Spot 007. Маркер был выполнен в виде пистолета. Стрелял он шариками, наполненными масляными красками. Маркер испытали на добровольце: им вызвался стать сын писателя Чарльза Гейнса по имени Шелби. После импровизированного расстрела Шелби сказал что больно, но терпимо. В результате Nel-Spot 007 сочли годным, и он был принят на вооружение. Благодаря энтузиазму этих людей состоялась первая игра в пейнтбол с участием всего двух игроков.


Основатели игры в пейнтбол Хейс Ноэль, Чарльз Гейнс и Боб Гернси


Игра увлекла друзей и привлекала всё больше и больше болельщиков. О ней сначала заговорили в округе, а затем весть разошлась по всему штату. Со временем среди болельщиков нашлись желающие поиграть в войнушку. В игре стали принимать участие по несколько человек с каждой стороны. Пришлось разрабатывать правила для командной игры. В мае 1981 года Хейнс, Боб и Чарльз объявили о приёме заявок на участие в командной игре. Всем желающим раздали для изучения правила и сообщили, что игра состоится на коммерческой основе. Каждый участник вносит по USD 175. Собранные деньги пойдут на покупку маркеров, экипировки, еды и напитков. Вызов 3-х организаторов приняло 9 человек, и общее количество составило 12 игроков.

Уже через месяц (в мае 1981 года) состоялась первая в мире командная игра при участии 12 игроков. Призом в игре стал ящик пива, который получила выигравшая команда. Командные игры происходили и ранее, но данная игра знаменательна тем, что она впервые была проведена на коммерческой основе. Действие происходило на пересечённой местности площадью 80 акров (32 гектара) по сценарию “захват флага”. Всего было 4 станции с флагами, на каждой по 12 флагов одного цвета: по одному на каждого игрока. На каждой станции находился рефери со свистком, который постоянно подавал свистки с интервалом в 15 минут. Звуковые сигналы подавались для тех игроков, у которых не было навыков обращения с топографическими картами. Кто победил, спросите вы? Ричи Уайт, лесник из Нью-Гэмпшира! За всё время игры никто не видел Ричи и он не произвёл ни единого выстрела. Но он незаметно подкрадывался к каждой из станций и собирал флаги так же легко, как школьница собирает цветы. По сравнению с предыдущими эта игра была менее впечатляющей. Но и сама игра, и командный дух сделали своё дело. Игра стала набирать популярность.

После той игры один из участников (писатель Боб Джонс) написал для спортивного еженедельника Sports Illustrated статью. В ней писатель в красках описал замечательную командную игру, которая имела место в штате Нью-Гэмпшир. Не забыл упомянуть и о невероятном приливе адреналина во время охоты за флагами. Журнал опубликовал статью 19 октября 1981 года. Статью перепечатали в журнале для любителей охоты и приключений Sports Afield и даже в престижном TIME. Каждый раз после выхода статьи в том или ином журнале читатели стали засыпать организаторов письмами с просьбой выслать правила игры. Те стали продавать желающим стартовый комплект игрока, который состоял из маркера, защитных очков, компаса и свода правил. Так как у игры ещё не было названия, организаторы окрестили её National Survival Game (NSG) и зарегистрировали одноимённую компанию в г. Нью-Лондон, штат Нью-Гэмпшир.

История пейнтбола

Памятное панно в честь первой коммерческой игры


В октябре 1981 года была организована вторая официальная игра. Она прошла в штате Алабама. По словам Боба Гэрнси из NSG, это была первая игра для широкой публики. Она была намного масштабней, и количество участников утроилось.

Несколько месяцев спустя (в марте 1982 года) Боб Гэрнси открыл в Нью-Гэмпшире первое в мире коммерческое поле для пейнтбола. Но тогда она ещё называлась National Survival Game или просто The Survival Game: «Игра на выживание». К тому времени NSG заключила с компанией «Нельсон» эксклюзивный договор на дистрибуцию маркеров по всей территории США. Практически сразу ребята из NSG разработали франшизу. Франшизу на продажу маркеров, шаров и защитных очков продавали не только в США, но и в других государствах. В результате монополисты на оборудование для пейнтбола стали получать сверхприбыль уже через 6 месяцев.

Дело пошло так хорошо и с таким масштабом, что один из первых 12 игроков (Лайонел Этуилл) принялся за составление учебника по игре на выживание. Первый тираж мануала вышел в июне 1983 года.


Учебник по игре на выживание



Флаг с зарегистрированной торговой маркой игры


Первая модель маркера для лесного хозяйства и животноводства. Маркер Nel-Spot 007 продавался под маркой Nelson Paint Company. Эта компания была основана в 1940-м году членами семьи Нельсонов: Чарльзом и Эваном.



Фирма Nelson специализировалась на решениях для лесного хозяйства и лесозаготовок. Она разрабатывала и производила краски разных цветов и приспособления для нанесения красок на деревья. Ими помечали деревья под вырубку и маркировали пиломатериалы разного качества. Стоит отметить, что Чарльз Нельсон запатентовал ряд изделий, с помощью которых лесники, работники лесных и лесозаготовительных хозяйств помечали деревья и пиломатериалы. Одним из таких изделий был пистолет для распыления краски. Но окрасочный пистолет был не совсем удобным и эффективным. Проблема заключалась в том, что лесникам ежедневно приходилось обследовать большие территории. А подходить вплотную к каждому отобранному для спиливания дереву и помечать его краской было долго и неэффективно. Сложнее всего приходилось лесникам, если нужное дерево располагалось на противоположной стороне ручья или среди зарослей густого кустарника. Не перепрыгивать же целыми днями через ручейки туда-сюда! А каждый раз пробираться сквозь кустарник? Какая же тогда будет производительность?


Лесник помечает дерево распылителем


Так как компания Nelson была признанным лидером в этой области, то Федеральная лесная служба США поручила компании разработать устройство, которое было бы способно помечать деревья на расстоянии. Это произошло в середине 1960-х годов. После некоторых размышлений над поставленной задачей изобретатель и совладелец компании Чарльз Нельсон решил, что это должно быть пневматическое оружие. А стрелять оно должно шариками, наполненными лучшей в мире масляной краской родной фирмы Nelson.

Существует байка, что пробную партию шариков изготовил собственноручно Чарльз Нельсон. В качестве основы для будущего боеприпаса господин Нельсон выбрал желатиновые капсулы круглой формы диаметром 0,68 дюйма (17,27 мм). Данные капсулы применялись в ветеринарии. А если быть точным, до тех пор в данных капсулах содержалось лекарство для лечения лошадей. А мистер Нельсон решил наполнять мягкие желатиновые шарики масляной краской разных цветов. Такими были первые шары для первого маркера: на основе лошадиных таблеток!

Из Википедии мне известно, что по способу применения капсулы бывают орального, вагинального и анального типа. Способ применения капсул при лечении лошадей мне неизвестен. За подробностями можете обратиться к бывшему министру обороны Республики Молдова Анатолу (Анатолию) Шалару. По счастливому стечению обстоятельств, сей государственный муж по образованию ветеринар. Поэтому он должен быть в теме.

После того как метательный снаряд с краской был разработан, а общая концепция будущего устройства созрела в голове господина Нельсона, он обратился в компанию Crosman, которая специализировалась на производстве пневматическом оружии. В результате сотрудничества на фирме «Кросман» разработали пневматический пистолет под боеприпас Нельсона. По взаимной договорённости права на оружие оставались за его производителем, фирмой «Кросман». Это было справедливо, так как, между нами говоря, фирма «Кросман» адаптировала один из своих пистолетов для стрельбы “шарами” господина Нельсона. Речь идёт о пистолете Crosman 150 Pellgun, который производился с 1954 по 1967 годы. Это был однозарядный пневматический пистолет, стреляющий свинцовыми 5,5-мм пульками (.22 cal). Для метания пулек использовался углекислый газ (СО2) в 12-граммовых баллонах.

Массовое производство “красящих капсул” было налажено на мощностях фармацевтической компании R. P. Scherer GmbH с филиалами в Германии и США. Именно этой компании принадлежали права на метод маркировки. Метод основывался на использовании снаряда в виде капсулы из мягкой пластифицированной смеси желатина, глицерина и сорбита (протезный желатин). Капсула содержала красящую смесь. Автором изобретения был Норманн Грейнджер. Закреплено британским патентом (дата приоритета 25 апреля 1968 года) и американским (заявлен 27 января 1972 года).


R. P. Scherer: мы красим весь мир!


Я считаю, что заслуга Чарльза Нельсона в его организаторских навыках. Он в отсутствие современных средств доступа к информации и связи был в курсе всего передового, что было на тот момент. Получив заказ от Лесной службы США, он обнаружил скрытый потенциал в пистолете Crosman 150. Зная о британском методе маркировки, он предложил правообладателю наполнять желатиновые “своей красочкой”. Со всеми договорился и скоординировал запуск массового производства изделия и расходных материалов к нему.

С лёгкой руки Нельсона метательный снаряд получил крылатое название “Ball” (Шар), а стреляющее им оружие — не менее крылатое название “Marker” (Маркер). Так как концепция изделия принадлежала фирме Нельсона, которая специализировалась на красящих материалах (Paint — краска, покрасить), то шарик вскоре получил ещё одно название: Paintball (красящий шарик).

В разное время первый в мире пейнтбольный маркер, разработанный для Нельсон Пейнт Компани, именовали по-разному. Мне встречались аж три названия: Crosman 707, позже Nelson 707 и затем Nel-Spot 707. Третье название произошло от сокращения Nelson и слова Spot (пятно, капля). От своего донора (Crosman 150) маркер отличался более длинным стволом, адаптированного под “пейнтболы”. Новый образец получил ёмкость для шаров и соответствующий механизм запирания. Перезаряжание пистолета производилось вручную, с помощью небольшого рычажка (досылателя). Движение очень напоминало работу оконного шпингалета.


На фото сверху Nel-Spot 707, снизу Crosman 150



На фото слева Nel-Spot 707, справа Crosman 150



На фото сверху Nel-Spot 707, снизу Crosman 150


На одном из форумов я нашёл несколько фото маркера Nel-Spot 707. Вдобавок его нынешний владелец, помимо фото, предложил и короткую историю данного маркера. Первым владельцем этого маркера был крупный торговец скотом из города Уинона (штат Миннесота). Он его купил в середине 60-х и пользовался им на протяжении более чем 20-и лет. Маркером он метил скот, который присматривал для покупки. Неизвестно, чем занимался сын торговца, но маркер достался по наследству его внуку. Внук занимался чем-то более интеллектуальным, чем торговля скотом, и использовал маркер токмо забавы для: то на заднем дворе постреляет по мишеням, то напугает кролика в саду. В конце концов внук торговца продал семейную реликвию человеку, который и разместил фото, которые я привожу ниже.

* К слову сказать, не только скотопромышленники, но и фермеры используют по сей день маркеры всевозможных конструкций. Ими они отпугивают койотов, волков, медведей и даже людей. Бесшумное и гуманное средство от непрошеных гостей.


Маркер Nel-Spot 707 в оригинальной кобуре.



Первый в мире маркер Nel-Spot 707 вид слева. Обратите на трубку с 2-мя боковыми отверстиями


Трубка с отверстиями, прикреплённая параллельно стволу, — ёмкость для шаров. В неё насыпают горсть шаров (6 шт.) и навинчивают резьбовой колпачок. В стенке ёмкости для шаров, которая примыкает к стволу предусмотрено отверстие, через которое шары по одному закатываются в канал ствола. В казённой части располагается запирающий механизм, который не позволяет шарам произвольно закатываться или выкатываться из канала ствола.


Первый в мире маркер Nel-Spot 707 вид справа. Обратите внимание на форму спусковой скобы и угол наклона рукояти


На пистолетной рамке, под стволом, расположен канал для баллона с газом. Его вставляют со стороны дульного среза и тоже навинчивают резьбовой колпачок. Газа из одного баллона хватает примерно на 25-35 выстрелов, но не стоит забывать, что после каждого выстрела давление в нём падает.


Прицельные приспособления Nel-Spot 707


Стрельба из маркера Nel-Spot 707 — дело муторное и требует определённой сноровки. Для того, чтобы подготовить маркер Nel-Spot 707 к стрельбе, требуется произвести множество манипуляций. При этом отпирать и запирать затвор следует осторожно, дабы не расплющить закатывающийся в стол шар. Я пытался описать процесс перезаряжания, но вышло на полстраницы. Поэтому я лучше выложу видео.


Стрельба из маркера Nel-Spot 707


После первого нажатия на спуск ничего не происходит (parking position). После второго нажатия шар вылетает со скоростью 190 FPS, а после третьего — со скоростью 290 FPS.

Любопытный вывод. Помните, я просил обратить внимание на спусковую скобу и угол наклона рукояти на Nel-Spot 707? Углубившись в историю создания пистолета Crosman 150 выпуска 1954 года, я обнаружил несколько похожих пистолетов, которые можно считать его предшественниками. И пришёл к выводу, что его пращуром вполне мог быть пистолет Георга Люгера. Поищите в Интернете фото пистолетов Benjamin 250 (1952 год) и Schimel AP-22/GP-22 (1948 год), а выводы делайте сами.

Маркер Nel-Spot 707 не пользовался особой популярностью. Основной причиной была сложность его применения. Продажи шли ни шатко ни валко. После 3-х лет скудных продаж господа из фирмы «Кросман» решили, что им невыгодно производить революционный маркер, который мало кто оценил. Маркер сняли с производства. Некоторое время распродавали остатки и больше его производство не возобновляли. Несмотря на незначительную партию, даже 40 лет спустя встречаются хорошо сохранившиеся и рабочие экземпляры.

Вторая модель маркера для лесного хозяйства и животноводства. После провала с маркером Nel-Spot 707 Чарльз Нельсон не стал отказываться от соей концепции. Так как права на Nel-Spot 707 оставались за фирмой Кросман, г-н Нельсон обратился в компанию Daisy air rifles (партнёр Winchester). Daisy было предложено, опираясь на горький опыт 707-й модели, разработать новый маркер. Предложение было принято, работа пошла. Разработку поручили специалисту по имени Джеймс Хейл из Victor Comptometer Corp. (Victor Comptometer является материнской компанией, основавшей Daisy.) Материнская компания производила, начиная с 1918 года, суммирующие машины, а со временем — кассовые аппараты, электронные калькуляторы, матричные принтеры и даже персональные компьютеры Victor/Sirius 9000. Работая в материнской Victor Corp., Джеймс Хейл изобрёл для дочерней компании Daisy газобаллонный пистолет с разобщителем ударника. Заявка на патент была подана 19 июня 1972 года. Автором изобретения значился Джеймс Хейл, но патентообладателем была компания Victor Corp.


Патент US3788298 A от 19 июня 1972 года



Джеймс Хейл демонстрирует своё изобретение


В том же 1972 году была выпущена первая партия маркера, который вначале называли Daisy Model 8007, затем он носил имя Daisy Splotchmarker (splotch — забрызгивать, marker — маркер). Позже эта же модель называлась Quick Splotch (quick — быстро, splotch — забрызгивать). Но известным он стал под именем Nel-Spot 007. Именно этот маркер был выбран в качестве оружия для первой игры в пейнтбол.









Как видно из чертежа и фото, новый маркер получился более эргономичным. В отличие от предыдущей модели, баллон с газом разместили в рукоятке маркера, а ёмкость для шаров располагалась над стволом. В маркерах Nel-Spot 007 первых партий ёмкость вмещала 6 шаров, поэтому она была значительно короче ствола.


Ранняя модель Nel-Spot 007 с ёмкостью на 6 шаров


Позже ёмкость увеличили до 10 шаров, и длина ёмкости для шаров сравнялась с длиной ствола. Для удобства заряжания предусмотрели спидлоадер. : Он был выполнен в виде пробирки (вначале металлической, позже - пластиковой). В целях безопасности обращения маркер оснащался предохранителем. Кнопка предохранителя располагалась на рукоятке, за спусковым крючком.





Так как пейнтбол очень быстро распространился по всему миру, данная игра не обошла и Германию. Немцы массово стали играть “на выживание”. Чувствуя новый рынок сбыта, германская компания Umarex наладила импорт маркера Nel-Spot 007 и расходников для них. По другим данным, Umarex производил данные маркеры по лицензии у себя, в Германии.

Первый маркер для пейнтбола. В 1984 году “Игра на выживание” завоевала Австралию. Там она получила новое название — Skirmish Games. В том же году компания NSG выпустила на мировой рынок первую модель маркера, разработанного специально для игры. Модель получила название SplatMaster. И до этого компании и частные лица пытались предложить пользователям свои переделки или разработки. Но среди них только маркер SplatMaster завоевал популярность и получил признание у игроков.


Обратите внимание: на корпусе указана торговая марка National Survival Games


Первая модель маркера для пейнтбола получила пластиковый корпус и ствол. Поэтому он был лёгким и не был подвержен коррозии. Маркер состоял из минимального количества деталей, поэтому был прост в обслуживании.



Для стрельбы использовались шары такого же диаметра в пластиковых пробирках-спидлоадерах и те же баллоны с газом. От “болтовой” схемы отказались в пользу нажимного механизма. Заряжающий механизм срабатывал при нажатии опорной частью ладони на деталь в тыльной части маркера. Автором изобретения является Роберт Шеперд, что подтверждается патентом US4531503 A. Заявлен 21 февраля 1984, опубликован 30 июля 1985.



В поиске дополнительных картинок по теме я обнаружил фото маркера SplatMaster с торговой маркой ICON. По неподтверждённым данным, бренд ICON также принадлежал компании National Survival Games (NSG) как и SplatMaster. Говорят, что под брендом ICON компания NSG продавала маркеры для подготовки сотрудников полиции и охранных структур.


Обратите внимание: на корпусе указана торговая марка ICON


В первоисточнике написано, что маркер ICON SplatMaster продавали на протяжении 3-х лет (1985-1988) только LEO (Law Enforcement Officer). Возможно, Боб Гернси сделал маркетинговый ход конём и зарегистрировал новый бренд для того, чтобы разделить спортивно-развлекательный пейнтбол от тактического. Тот же источник сообщает, что существовала и версия SplatMaster “Gurn-Z” в калибре 0,55 (14 мм). Модель под шары меньшего калибра предлагали как менее травмоопасную альтернативу базовой модели.

Краска для пейнтбольных шаров. В это же время шла работа над новым составом красящей жидкости для пейнтбольных шаров. Разработкой занимался Джордж Скогг, сотрудник компании Нельсон Пейнт (производитель маркеров для лесного хозяйства). Наконец, цель была достигнута, и 09 октября 1985 года была подана заявка, а 06 января 1987 года был опубликован патент US4634606 A. В патенте говорится: снаряды, изготовленные из мягких желатиновых капсул, содержащих такую моющуюся маркировочную жидкость, обладают идеальными реологическими свойствами желаемой однородности и стабильности в полёте. Жидкость в мягких желатиновых капсулах делает снаряды более точными и стабильными. Вдобавок жидкость делает яркие, хорошо видимые пятна, которые легко смываются водой и / или моющим средством. Таким образом, идеально подходят для использования в спортивных играх.

Такой или почти такой была история происхождения пейнтбола. Надеюсь, из моей статьи вы узнали кое-что новое и интересное. Я не претендую на полноту материала. Данная статья не содержит данные о других маркерах, которые стали производить конкуренты. Не упомянул я и о параллельных движениях, которые были основаны вскоре после того, как пейнтболом увлёкся весь мир. Но и задачу я себе поставил более скромную: собрать и обнародовать малоизвестные факты из истории создания пейнтбола. Может быть, данная информация никогда не пригодится, а может быть, как раз наоборот. Например, вы развлечёте заскучавшую компанию или произведете впечатление на своего потенциального работодателя, любителя пейнтбола.

Удачи и спасибо за внимание!

КОНЕЦ

Источники информации:
http://www.pbnation.com/showthread.php?t=4217345
http://psu-rebot.org/paintball-blog.php/2011/05/27/history-o...
http://paintland.eu/kto-izobrel-paintball/
http://inventors.about.com/library/inventors/blpaintball.htm
http://www.ody.ca/~cwells/history.htm
http://www.muzzle.de/N6/CO2/Daisy_8007__Quick_Splotch_/daisy...
http://www.pbnation.com/showthread.php?t=3800720
https://www.instructables.com/answers/Paintball-gun-SplatMas...
http://www.vintagerex.com/museum/NSG%20-%20National%20Surviv...

Компании-производители:
Nelson Paint Co http://www.nelsonpaint.com
Crosman Corp http://www.crosman.com
Daisy air rifles https://www.daisy.com/

Патенты:
Marking method https://www.google.ch/patents/US3861943
Compressed gas gun https://www.google.com/patents/US3788298
Fluid pressure repeating pistol with unitary barrel and hammer assembly https://www.google.ch/patents/US4531503
Washable marking fluid formulation for soft gelatin capsules and use thereof https://www.google.ch/patents/US4634606

Видео в тему





Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх