«Клементине Огилви, баронессе Спенсер-Черчилль от жителей города Ростова-на-Дону с искренней благодарностью за милосердие и помощь в годы совместной борьбы с фашизмом и в память визита в Ростов-на-Дону 22 апреля 1945 г.», - такую мемориальную доску можно увидеть в самом центре донской столице, на улице Большой Садовой, 106/46.
Сегодня здесь располагается городская поликлиника № 10. А в середине прошлого века в этом здании жила жена одного из самых успешных, известных и влиятельных политиков прошлого века Уинстона Черчилля. Что привело её в Ростов и какую роль в мировой истории сыграла эта удивительная женщина? Об этом наш сегодняшний рассказ.
"Моя Клемми", так называл супругу Уинстон. И она, действительно, была его другом, соратником и родственной душой. 57 лет они прожили в любви и верности. Наверное, как и в любой семье, у них были непростые времена. Однако Клемми хватало мудрости принимать мужа таким, каков он есть, а Уинстону хватало ума, чтобы оценить, сколько делает для него супруга.
Отпрыски ветреных дам
Первое их знакомство ни к чему не привело. Клементина была слишком хороша собой, слишком умна, слишком воспитана и, не привыкший к галантному обращению с дамами, молодой политик Уинстон, не знал, как к ней подступиться. Поэтому не рискнул. Спустя четыре года на одном из приёмов судьба свела их вновь. Черчилль к тому времени немного поднаторел в вопросах обольщения, потому... задал красавице несколько ничего не значащих вопросов. Клементина оказалась умной и приятной собеседницей. Она говорила на двух языках (немецком и французском), была из знатного рода и младше Уинстона на одиннадцать лет.
Начались не очень долгие, но мучительные для Уинстона ухаживания. В конце-концов, он пригласил возлюбленную в родовое поместье герцогов Мальборо, Бленхеймский дворец. Два дня искал слова для того, чтобы сделать предложение, а на третий отчаялся и спрятался в комнате. Клементина засобиралась в Лондон. Поворот в этой истории произошёл благодаря герцогу Мальборо, который чуть ли не силком заставил Уинстона признаться девушке в своих чувствах и попросить её руки.
С трудом, но всё свершилось. 15 августа 1908 года заместитель министра Черчилль объявил о своей свадьбе. На этом романтические мучения его закончились. Клементина приняла новоиспечённого мужа со всеми его особенностями: эгоистичным, взрывным, с оригинальными привычками и недостатками. Они были очень не похожи друг на друга и внешне, и внутренне. У них были разные ритмы жизни, хобби и вкусы.
«Просто феноменально, что Уинстон и Клементина, эти отпрыски ветреных дам, создали один из самых знаменитых в мировой истории брачных союзов, известный как своим счастьем, так и своей верностью», писал об этом браке британский государственный деятель Рой Дженкинс.
Управлять нацией проще, чем воспитывать детей
Уинстон был совой, а Клементина жаворонком. Но оба воспринимали это как благо. "Мы с женой за последние годы дважды или трижды пытались позавтракать вместе, но это было столь тягостно, что пришлось прекратить", - по своему обыкновению, метко шутил Черчилль. И она не настаивала на завтраках, совместных путешествиях и приёмах. Они были вместе, но каждый проживал свою, наполненную событиями жизнь.
Уинстон делал тысячу странных и рисковых поступков, но она не останавливала его. При этом заслужила такое доверие, что стала его соратником и советчиком в самых сложных вопросах.
Поскольку Черчилль много говорил и мало слушал собеседника, Клементина стала писать ему письма. Около двух тысяч посланий остались в семейной истории и младшая дочь Мари (а у четы было четверо детей) издала трогательную эпистолярную историю родителей. В ней она делает ссылки на то, что Клементина была в первую очередь женой, а уже во вторую матерью. Сам же Уинстон Черчилль считал, что управлять нацией проще, чем воспитывать собственных детей. Поэтому бразду правления в семейных вопросах он отдал супруге.
Во время одной из встреч со студентками Клементина сказала: "Никогда не заставляйте мужей соглашаться с вами. Вы добьётесь большего, продолжая спокойно придерживаться своих убеждений, и через какое-то время увидите, как ваш супруг незаметно придёт к выводу, что вы правы".
Стоит думать, что именно так она и поступала.
Мы должны немедленно помочь России
Как пишут энциклопедии, в период Второй мировой войны Клементина Черчилль стала президентом «Фонда Красного Креста помощи России», действовавшего с 1941 по 1946 год. И ещё пишут, что беду, которая случилась с нашей страной, она пронесла через своё сердце: собирала для СССР пожертвования, занималась подборкой оборудования для госпиталей, закупала медикаменты, вещи и продукты.
Глядя на активность супруги, Уинстон Черчиль, шутя жаловался послу СССР Ивану Михайловичу Майскому, что его жена слишком быстро "советизировалась", и даже намекал, что её пора бы "принять в какой-нибудь советский совет".
«Меня страшно волновала та великая драма, которая разыгралась в вашей стране сразу после нападения Гитлера, – цитирует миссис Черчилль в своих мемуарах посол СССР в Великобритании Иван Майский. – Я всё думала, чем бы мы могли вам помочь. В то время широко обсуждался в Англии вопрос о втором фронте. Как-то я получила письмо от группы женщин, мужья и сыновья которых служили в английской армии. Они настаивали на открытии второго фронта. Я тогда подумала: «Если эти женщины требуют второго фронта, то есть готовы рисковать жизнью своих любимых, – значит, мы должны немедленно помочь России».
Я показала полученное письмо моему мужу. Он ответил, что до второго фронта еще очень далеко. Это меня сильно встревожило, и я стала думать, что бы такое можно было сделать теперь же, немедленно для помощи вашей стране? Тут мне пришла в голову мысль о фонде Красного Креста».
Именно для того, чтобы помочь нашей стране, в апреле 1945 года Клементина Черчилль приехала в Ростов. Она решила внести свой вклад в Победу и создать объект, который бы символизировал совместную борьбу двух стран против нацизма. Такими объектами стали два госпиталя в Ростове-на-Дону, по 750 коек каждый.
Туда привезли лучшие английские медикаменты, оборудование, мебель, инструменты. Да и вся отделка - от гвоздей до сантехники - тоже были привезены из Лондона. В тех же поездах в Ростов прибыли и швейные машинки, телефоны, письменные столы, кухонное оборудование, готовые прачечные. Весь подарок обошелся Клеменетине, а вернее Англии, в 400 тысяч фунтов стерлингов. Часть из оборудования сохранилась по сей день. К примеру, стеклянные шкафы для хранения медикаментов, баночки, скляночки. Долгое время острые на язык ростовчане называли все привезенные вещи "черчелихиными". Причём, слово это было знаком качества.
Во время визита в Ростов Клементина поселилась на пересечении улиц Большой Садовой и Чехова. И местные мальчишки караулили её у входа - они хотели увидеть киношную буржуйку в мехах. Но вышла миловидная строго одетая женщина. Местная шантрапа даже не поняла, что она иностранка.
Есть в Ростове ещё одна легенда, связанная Клементиной Черчилль. Говорят, что во время того визита она посетила легендарный туалет на Газетном, 46. Легендарный он потому, что после революции в этом подвальном помещении было богемное кафе «Подвал поэтов» - там выступали многие представители Серебряного века, проходили встречи и поэтические вечера. Но после войны власти решили сделать в этом подвале первый в городе общественный туалет.
Ростов стоял в развалинах, а это, одно из немногих, уцелевшее место, не только работало, но и содержалось в образцовой чистоте. Баронесса была удивлена этим фактом и сделала комплимент городу. После этого в судьбе общественного туалета были еще несколько взлетов ( в 80-х там проходили выставки художников и встречи поэтов). Но сегодня судьба этого заведения не ясна. Подвал уже многие годы закрыт.
Однако, вернёмся к Клементине. Победу она встретила в столице наше Родины. Её пригласили на радио. И она выступила с посланием своего мужа, Уинстона Черчилля.
"Я шлю Вам сердечные приветствия по случаю блестящей победы, которую вы одержали, изгнав захватчиков из вашей страны и разгромив нацистскую тиранию. Я твёрдо верю, что от дружбы и взаимопонимания между британским и русским народами зависит будущее человечества, " - читала в тот день она.
Длинную и очень счастливую жизнь прожили супруги Черчилль. "Часто беды приходят к нам одновременно с силами, которые мы можем противопоставить им", - как-то сказал Черчилль, и, как всегда, оказался прав. После его смерти Клементина нашла силы, чтобы продолжить жить она стала членом палаты лордов и пером в качестве баронессы Спенсер-Черчилль- Чартвелльской. Умерла эта удивительная женщина 12 декабря 1977 года, не дожив несколько месяцев до 93 лет.
«Моя дорогая Клемми, в своем последнем письме ты написала несколько слов, которые стали очень дороги для меня. Они обогатили мою жизнь. Я всегда буду перед тобой в неоплатном долгу, - писал спустя сорок лет совместной жизни Уинстон Черчилль. - Ты подарила мне неземное удовольствие от жизни. И если любовь существует, то знай, что у нас она самая настоящая».
Автор: Светлана Хлыстун
Свежие комментарии