Борьба между социализмом и капитализмом возвращается в мировую политику
Известный немецкий левый политик Сара Вагенкнехт покидает «Левую партию», чтобы создать свою собственную политическую силу.
Пока представлен новый политический союз, который со временем ляжет в основу новой партии. Его полное название — BSW — Fuer Vernunft und Gerechtigkeit e. V. («За разум и справедливость»). Аббревиатура BSW расшифровывает как «Альянс Сары Вагенкнехт».«Мы живем во времена мировых кризисов, — цитируют Вагенкнехт СМИ. — Всё больше конфликтов и войн с опасным потенциалом на эскалацию. И как раз в эти времена у Федеративной Республики (Германии) одно из, пожалуй, худших правительств в её истории — правительство, действующее без плана, близоруко и местами совершенно некомпетентно».
Вагенкнехт раскритиковала стремление правительства Шольца присоединиться к одному из формирующихся геополитических блоков, а также «грозящую пальцем» внешнюю политику страны, приводящую к её изоляции. В то время как Германия обязана своим воссоединением именно политике разрядки.
Немцам и стране, по ее мнению, нужна партия, выступающая за дипломатию и решение конфликтов за столом переговоров, которая порвёт с действующим представлением о том, «будто военный конфликт можно решить всё большими поставками оружия». При этом она упомянула конфликты на Украине и Ближнем Востоке.
Вагенкнехт критикует экономические санкции против РФ, а также миграционную политику правительства ФРГ, лояльную иностранцам. Кроме того, она выступает против «зеленой» энергетической политики действующих властей (Германия остановила все АЭС), так как обязательный перевод отопления на экологически чистые источники энергии ударит по доходам населения.
Уже десять депутатов Бундестага заявили о переходе в лагерь Вагенкнехт. Согласно опросу, проведенным социологическим институтом Insa, сразу же после создания партию Вагенкнехт поддержит примерно 15% немцев. В дальнейшем рейтинг может подняться до 25−27% в среднем по Германии, а на территориях бывшей ГДР ей пророчат до 42%.
Сейчас немцы, недовольные линией Шольца, вынуждены из чувства протеста голосовать за правую партию «Альтернатива для Германии», что не устраивает Вагенкнехт. Представитель «Левой партии» Грегор Гизи сформулировал ее политические взгляды таким образом: «Она хочет смешать социальную политику левых и миграционную политику правых».
В качестве доказательства своей правоты Вагенкнехт и ее соратники напоминают о крупнейшем митинге за последние почти 20 лет «Восстание за мир» в феврале 2023 года. Десятки тысяч людей собрались перед Бранденбургскими воротами. Хотя половина немцев отвергает военный курс правительства, весь политический истеблишмент страны выступил против.
«Мы не хотим, чтобы немецкие танки стреляли в правнуков тех русских женщин и мужчин, чьи прадедушки и прабабушки миллионами были убиты вермахтом самым жестоким образом. Мы не хотим, чтобы в их правнуков снова стреляли из немецкого оружия. Вот почему мы здесь. Это полное забвение истории. Неужели они забыли, какой была история Германии?», — кричала тогда с трибуны Сара.
Какая будет новая партия? «Левая экономика. Правая внутренняя политика. Пацифистская внешняя политика. Консервативная культура и семейные ценности. Антилиберализм. Русофилия. Антимигрантские установки. Опора на „осси“, немцев из бывшей ГДР. Эта именно та партия которую мы ждали. Это именно та Германия которую мы любим», — пишет политактивист Евгений Николаев.
Обозреватели издания Bild уже назвали политическую силу Вагенкнехт «новой пропутинской партией». Следует ожидать мощнейшего противодействия новой инициативе. Однако, упавший до исторического минимума (34%) рейтинг «светофорной» коалиции Шольца делает ожидание появления новой силы все более волнующим.
Ведущий научный сотрудник Центра Германских исследований института Европы РАН Александр Камкин видит в происходящем определенные возможности для России.
— По поводу новой партии Сары Вагенкнехт существует два мнения. Первое состоит в том, что она в целом создавалась вокруг ее основательницы и это партия одного пункта — они выступают за прекращение поддержки Украины и невступление Германии в конфликт. Пока у них есть потенциал подбирать протестные голоса тех, кто недоволен нынешней ситуацией в Германии. По сути, они ярко действующая партия нового типа.
Вторая версия состоит в том, что новая структура может быть проектом ведомства федерального канцлера по перетаскиванию голосов от партии «Альтернатива для Германии». Потому что по различным социологическим исследованиям, Сара Вагенкнехт и ее соратники могут рассчитывать на электорат именно «АдГ». Ближайшие выборы (федеральные земли Саксония, Тюрингия и Бранденбург) покажут полную картину.
«СП»: Даже если Шольц ни при чем, «светофорная» коалиция действительно может оказаться в выигрыше, расколов противостоящий ей электорат на правых и левых. Такое не раз случалось, например, во Франции…
— Да, такое возможно. Но тут уместна оговорка. Традиционное разделение на левых и правых уже не совсем работает. В новых реалиях и правые, и левые выступают за социальную справедливость и национальный суверенитет, а центр — за глобалистскую повестку. Поэтому европейские избиратели сейчас разрываются между левыми и правыми. Экономическая стагнация играет им на руку.
«СП»: В свое время Вагенкнехт в связи с «АдГ» даже попрекали якобы близостью к национал-социализму, хотя исторически, наверное, более уместно говорить о национал-большевизме?..
— Исторически национал-большевизм как концепция появился в Германии. Его автором был Эрнст Никиш, который в 1920-х годах политически разошелся с будущими нацистами, и даже был вынужден эмигрировать. Также национал-большевиками неоднократно называли братьев Штрассеров. Поэтому противники Вагенкнехт пытаются ее упрекать этими призраками прошлого.
«СП»: России стоит питать надежды на изменения политической линии Берлина?
— Нужно не надеяться, а использовать эту ситуацию. Каким-то образом способствовать формированию тех партий и движений, которые занимают евроцентристскую позицию — противников брюссельского диктата. И Сара Вагенкнехт и Алис Вайдель (АдГ) одинаково последовательно критикуют Брюссель.
Историк Александр Колпакиди связывает с новой структурой Сары Вагенкнехт надежды с возрождением левого движения во всемирном масштабе.
— Это единственное спасение для левых. Иначе левое движение будет смято, раздавлено. Оно и сейчас находится в кризисе.
В Германии левые теряют. В Польше только что завершились выборы, где левые, потеряв голоса, выступали подголосками либеральной сволочи. В Латинской Америке все шатается. В Аргентине во второй тур президентских выборов вышел олигарх. Его противник тоже не левый. Во Франции, расколов электорат, не дали победить левому Меланшону и по сути провели Макрона.
«СП»: Чем вы объясняете все эти неудачи левых?
— На мой взгляд, левое движение в значительной степени контролируют спецслужбы США и НАТО. Думаю, их взяли под контроль еще в период перестройки, когда СССР их бросил, а они бесхозными быть не могут. Фактически они выступают левой ногой либерализма. Их повестка — экологическая, гендерная, пусть и радикальнее, чем у либералов, совершенно не дает им своего лица.
Поэтому то, что так смело предлагает Сара Вагенкнехт, возврат к традициям левого движения — упор на социально-экономическую борьбу в интересах трудящихся, причем своих, а не живущих на пособие иностранцев, дает левому движению перспективу. Еще Маркс и Энгельс в своем учении подчеркивали, что не обязательно все рабочие хорошие, есть и другие, кого не за что уважать.
Сейчас главное — превратить левое движение в альтернативу либерально-консервативному тренду. Мы видим, как народам везде навязали выбор между либералами и консервативными авторитарными режимами вроде Болсанару, Орбана, Натаньяху, Трампа, аятолл. Но это ложный путь, он народу ничего не дает. Поэтому нужно вернуть старую линию фронта между социализмом и капитализмом.
Свежие комментарии