На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Мария
    Ну-ну! Кошка бросила котят -это Путин виноват!Не только Абхазия...
  • Иосиф Калинин
    Что значит - "выкресты"? Они католики. А что касается Екатерины 2, то она приняла православие! Это общеизвестно.1 : 0 в пользу Аб...
  • Русский Россиянин
    Те кто забывает историю, тот обязательно теряет страну,Не только Абхазия...

«Шахеды» над Россией: как с ними бороться


Для начала: у авторов не было сомнений в том, что рано или поздно (а скорее рано) в сторону России полетят «приветы» с Украины. И происшедшее в Севастополе это подтвердило, так что теперь стоит еще глубже проработать этот вопрос.

Сейчас, когда выплыли материалы о том, что иранские разработки в области БПЛА основаны на украинских материалах, переданных в обход всех санкций, наложенных на Иран, что тоже не вызывает особых сомнений, так как украинцы за соответствующую денежку что угодно продадут, как-то не приходится сомневаться в том, что украинские инженеры смогут в своего «Шахеда», которого в прошлой статье (ссылка) мы назвали «Барвинком».

Украинцы смогут, а Европа им в очередной раз поможет. Немцы без сомнений дадут двигателей, с которых копировали китайцы и иранцы свои движки для БПЛА. Системы ПВО и гаубицы дают, а уж такую мелочь…


Так что к нам полетит, можно не сомневаться. И полетит явно дальше городов Курской и Белгородской областей, благо, есть цели и пожирнее. Мы тут у себя понимаем, что дрон-бомба, способный пролететь по координатам 400 км – и он у нас с гарантией, потому что от границы до центра Воронежа около 300 км.

И здесь возникает сложный по сути вопрос: а как обнаружить эту гадость, учитывая, что единственное, что может дать хоть какую-то зацепку – это двигатель размером 30х30х40 см с соответствующей тепловой картинкой?


На фото можно понять размеры того самого Limbach L550E, родоначальника иранских и китайских двигателей для беспилотников.

РЛС. Очень непросто. Пластик и минимум металла в конструкции БПЛА делают его практически невидимым в радиодиапазоне. Конечно, при четком попадании луча двигатель даст ответ, но тут вопрос избирательной чувствительности радара, который запросто может принять такой слабый сигнал за помеху. Тем более, что помех при работе РЛС более чем достаточно.

Визуальное наблюдение. Оно хорошо только на заключительной фазе полета ударного БПЛА, когда он снижается при подлете к цели. Как показывает практика Украины, стрелять в этот момент по беспилотнику бесполезно, поскольку даже сбитый, он наносит приличные повреждения гражданской инфраструктуре, расположенной по соседству с объектом поражения.

А на протяжении почти всего полета БПЛА идет на высоте, недоступной для визуального обнаружения. Конечно, если использовать сильную оптику и огромную удачу, то обнаружить получится, примерно так же можно обнаружить летящий аппарат с вертолета и самолета. Но вероятность крайне мала.

Тепловизор. Здесь интереснее, потому что воздух на высоте 2-4 тысячи метров холоднее, чем у земли и тепловизионная картинка может вполне себе и выйти четкой. Вопрос чувствительности и дальности действия тепловизора.


Те, что стоят на танках и вертолетах, в принципе, могут засветить БПЛА, вопрос, наверное, в том, на какой дистанции они уверенно это смогут сделать. Думаем, около километра, не более того. Все действительно будет зависеть от температуры и влажности воздуха.

Естественно, мы ведем речь о стационарных системах, размещаемых на мобильных платформах (автомобиль, вертолет, бронебаза) с принудительным охлаждением матрицы. Но даже такая система не может работать постоянно, ей требуется отключение на 1 час на каждые 6 часов работы. Кроме того, такой тепловизор не может быть приведен в боевой режим работы мгновенно, ему требуется 8-10 минут на «разогрев».

Получается, что тепловизор хорош как точная система наведения на близких дистанциях. Но у нас стоит вопрос о том, чтобы обнаружить беспилотники не в упор, когда стрелять можно только из личного оружия, а на подходе.

И здесь у нас в головах (сразу в трех, что исключает вариант помрачения рассудка) родился план, согласно которому стоит посмотреть назад, в опыт Второй Мировой войны.


Да, ВНОС. Та самая система воздушного наблюдения, оповещения и связи, которая довольно успешно работала в начальный период Великой Отечественной в плане борьбы с налетами Люфтваффе.

Идем в историю, без нее никак.

Главным элементом службы ВНОС независимо от ее боевого применения являлся НП, наблюдательный пост, расчет которого состоял из семи человек: командира, заместителя и нескольких наблюдателей. В качестве технических средств наблюдения до появления РЛС служили бинокли и… да, мы об этом и намекали. Звукоулавливатели.

Ведь судите сами, конструкция БПЛА дошла до того, что его реально сложно засечь что радаром, что тепловизором. Но звук работающего мотора никто не отменял! Да, это не такой двигатель, как стоявшие на «Юнкерсах», но он, работая, издает звук, который, кстати, легко идентифицировать. «Мопед».

А современные средства улавливания звука как бы слегка совсем, но опережают технику почти вековой давности. Есть от чего оттолкнуться.

Современный пост ВНОС однозначно будет отличаться от того, вековой давности. Тогда все вооружение поста состояло из звукоулавливателя и полуэлектронного корректора, позволявшего обрабатывать получаемый звуковой сигнал и выдавать на основе полученных данных некоторое установки.

Вообще с помощью этих рупоров и ящиков с индикаторами бойцы поста ВНОС могли творить чудеса, которые назывались боевыми обязанностями:

- обнаружение в небе самолетов по звуку;
- опознавание (опытный боец по звуку мог определить даже марку самолета);
- определение количества самолетов (очень приблизительно 1-2-10, но могли);
- определение направления полета;
- определение высоты полета.

По звуку, с помощью всего этого примитива, который мы видим на старых фото. Направление и высоту определяли с помощью тех самых электронных устройств, которые просто делали замеры по силе звука.

Посты ВНОС были эффективны не то чтобы условно, но приблизительно эффективны. Наблюдатель по звуку моторов мог обнаружить самолет при хорошей погоде и отсутствии дополнительных источников шума на расстоянии до 10 км. Понятно, что в случае ненастья и шума того же дождя дистанция обнаружения резко падала.

Если говорить об оптических способах обнаружения (бинокль или стереотруба), они могли в лучшем случае обеспечить дистанцию обнаружения до 5 км.


Так что когда мы говорим о начальном этапе Великой Отечественной войны, то да, пока не появились более-менее приличные радары, обнаружить вражеские самолеты ночью или при низкой облачности и тумане можно было только на звук.

Но даже при самой тщательной выучке и натренированности личного состава НП ВНОС, ему (личному составу) требовалось при благоприятных условиях, относительно небольшой скорости пролета (до 450 км/ч) и средней высоте (менее 7000 метров) около 2-3 минут на то, чтобы определить все параметры цели. А в ночное время, при тумане или низкой облачности, в случае пролета самолетов на большой высоте, расчет НП в лучшем случае мог только приблизительно указать, что в такое-то врем над НП ВНОС был пролет нескольких самолетов.

В наше время технические средства, которые можно использовать для прослушивания значительно превосходят то, что было в распоряжении бойцов ВНОС 80 лет тому назад. Это ясно и понятно, остается только посадить инженеров за тему и дать им возможность решить ее. Звукоулавливающая аппаратура на мобильной базе – это не так уж и сложно.

Причем, тут можно даже дать подсказку из современности.

Одна из частей НМ ЛНР реализовала при помощи волонтеров очень интересный проект: связь между всеми подразделениями полка при помощи ретрансляторов. Что тут нового, скажете вы? Новое то, что ретрансляторы были сделаны «из навоза и палок», как это принято говорить, то есть, из подручных материалов, которые можно было добыть. Изюминка размещения состояла в том, что сами ретрансляторы были подняты на высоту 200-300 метров над землей при помощи шаров от метеозондов.

Один из авторов тоже немного поучаствовал в разработке этого проекта, на самом деле получилось весьма прилично. Лучше даже, чем ожидалось. Шар, кстати, на такой высоте практически незаметен с расстояния уже в пару километров, так что система работает без потерь. Остальные подробности опустим, потому что они здесь излишни.

Но сам принцип поднятия чувствительной аппаратуры наверх, подальше от земли с ее шумами, в нем что-то есть такое, разумное. Тем более, что существующие беспроводные системы передачи данных позволяют обойтись без громоздких катушек с проводами.

Системы звукоулавливания, подключённые к современным компьютерам, с программами, способными «запомнить» звук БПЛА и выделить его из общего звукового фона – это на самом деле не так сложно. Это все уже есть и изобретать танк не придется.

Задача по созданию таких комплексов прослушки – это не сверхзадача для нормальных современных инженеров, если такие у нас еще есть. Это просто задача, не более того.

Придется подумать над тем, чем сбивать.

Здесь основная проблема в том, что по маршруту любой ударный БПЛА идет не на бреющем, а на комфортной и безопасной высоте в 2-3 км, где его не видно и толком не слышно. А на меньшую высоту спускается уже перед самой атакой цели.

Когда речь идет о финальной части полёта БПЛА, когда высота позволяет использовать МЗА (малокалиберную зенитную артиллерию), то тут все понятно. Украинцы сбивали беспилотники и с помощью ЗСУ-23-2, и при помощи стрелкового вооружения.

В нашем случае просто прекрасны старые добрые «Шилки» с их способностью засеять пространство 23-мм огурцами. Весьма неплохо могут смотреться морские АК-630. Суть одна – засевание снарядами района, где засекли БПЛА.

Однако снаряд калибром 20-30-мм имеет ряд недостатков, как то, что он не имеет дистанционного взрывателя раз и взрывается при контакте с целью раз и два – такой снаряд явно великоват для столь малой по размерам цели.

И вот тогда есть прямой смысл вспомнить о том, как вообще ПВО разных стран боролись с авиацией противника. Речь, понятно, не идет о США, а вот в СССР, Германии и Великобритании ПВО пришлось поработать от души.

Как сбить бомбардировщик времен Второй мировой войны? Конечно, истребитель или зенитное орудие. Как работали зенитные пушки системы ПВО той же Германии, когда на страну налетали армады союзных бомберов в количестве от 500 до 1000 штук? Да еще и на высоте от 8 км и выше?


Естественно, ориентируясь на данные радаров, немецкие зенитчики ставили заслон на пути бомбардировщиков. Сотни стволов выстреливали тысячи снарядов туда, куда летели самолеты. Именно так, не по самолетам, а туда, куда они летели. Приблизительно в ту точку, которая рассчитывалась и примерно на той высоте.

Никто не вел речь о том, что зенитным снарядом можно попасть в самолет, летящий на высоте 8 000 метров со скоростью 500 км/ч. Это случалось, но редко. В основном экипажи несли потери, а оборудование самолетов выходило из строя из-за осколков, которые пробивали обшивку, рвали провода и трубопроводы с топливом, выводили из строя гидравлические системы и так далее.


Так что действительно, осколки и поражающие элементы типа стрел или шрапнели. Стрелы не так хорошо себя зарекомендовали, сегодня это метод борьбы с современными самолетами, а вот старая проверенная шрапнель – это тема, на наш взгляд.

Посмотрим на шрапнельный снаряд 76,2х558R для зенитного орудия образца 1931/38 годов, которое «3-К».


Снаряд массой 6,3-6,5 кг поднимался на высоту от 1 до 9 км и там разрывался, образуя около сотни стальных или чугунных осколков от оболочки весом более 5 граммов и выбрасывая вместе с осколками 260 стальных шрапнельных пуль весом 10,7 граммов каждая. 458 грамм взрывчатого вещества обеспечивали разлет осколков и шрапнели в радиусе до 100 метров и более.

То, что высоту разрыва снаряда можно было установить, пусть и приблизительно, все знают. Та самая «трубка …», которая обеспечивала подрыв снаряда на заданной высоте.

Древность? Вполне да. Но радиовзрыватель, который получал сигнал отраженный от атакуемой цели и взрывается максимально близко к ней, тут не годится. Отражать особо нечего.

А вот примитивный снаряд периода начала Второй Мировой войны тут вполне будет интересно смотреться.

Что известно? Приблизительная высота и скорость полета цели. Известна начальная скорость снаряда, есть таблицы, согласно которым задается время задержки взрывателя снаряда. Поворотом специального ключа на корпусе снаряда устанавливалась высота разрыва (кольцо установочное крутили) боевой части. В донной части снаряда было что-то типа канавки, заполненной горючим составом, который, собственно, своим горением и замедлял разрыв снаряда.

Поворот кольца задавал место поджога огнесмеси после выстрела, то есть, сколько эта дорожка будет гореть, от секунды до десяти, грубо говоря.

Зачем так подробно? Просто для понимания: очень простая и тупая система. Никаких локаторов, никаких датчиков радиолокационных или барометрических. Но эта простота позволит засыпать осколками определенный сектор пространства, к которому приближаются самолеты или БПЛА в нашем конкретном случае.

Учитывая, что одно орудие «3-К» 76-мм давало до 20 (реально 14-15) выстрелов в минуту, батарея из четырех орудий в режиме заградительного огня могла дать 60 выстрелов. Это 6000 осколков и 15600 шрапнельных пуль. Вопрос только в том, какой сектор по протяженности и высоте будут закрывать эти орудия. То есть – вопрос обученности и тренированности расчетов.

Причем, старому снаряду глубоко все равно на РЭБ и прочие ухищрения современности. Он летит, пока горит замедлитель в донце. Потом все, разрыв и поражающие элементы полетели. Сектор в небе просто застилается мелкими металлическими шариками и осколками, делая весьма непростым делом пролет через него этим самым беспилотникам.


Вполне себе жизнеспособный вариант.

Если кто-то (а такие наверняка будут) скажет, что это ненаучно фантастический бред, что же, мы возразим.

Каких-то полгода назад мы все были уверены, что на поле боя за Украину будет работать новейшая техника. Все эти наши «аналоговнет», которые нам показывали на парадах и рассказывали, какие они крутые и навороченные.

Но по факту, причем, у обеих сторон, мы наблюдаем откровенную рухлядь полувековой давности. Т-62 у нас, Т-55М у ВСУ (Македония поставила), БМП-1, 57-мм артсистема С-60 и у нас, и у ВСУ, те же древние «Гепарды», присланные украинцам…

Все согласно канонам. Чем дешевле, тем лучше.

Но в нашем случае дешевизна не играет такой роли. В нашем случае как раз интересна сама возможность постановки заградительного огня при подходе беспилотников противника.

Другой вопрос – где взять орудия и снаряды? Даже если принцип вполне себе, его надо подкрепить именно наличием стволов и снарядов к ним. А еще и обучить людей всей зенитной артиллерийской кухне.

Для начала неплохо было бы покопаться на складах длительного хранения. Там много чего есть с давних пор, могут и зенитные орудия отыскаться. С-60 и снаряды к ним нашлись же.

Идея-то кажется неплохой.

Впрочем, если у кого-то есть еще мнения, как можно победить шахедоподобные аппараты – вам слово.
Автор:
Роман Скоморохов, Алексей Кузнецов, Александр Ставер
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх