«Тогда Ирод, увидев, что он обманут волхвами,
весьма разгневался и послал истребить
всех младенцев в Вифлееме и во всей области его,
от двух лет и ниже, по времени,
которое точно выведал от волхвов».
Евангелие от Матфея, 2:16
всех младенцев в Вифлееме и во всей области его,
от двух лет и ниже, по времени,
которое точно выведал от волхвов».
Евангелие от Матфея, 2:16
Рассказы об оружии. Средние века. Мы продолжаем публикацию материалов по истории Средневековья, причем иллюстрациями к сообщаемой информации являются главным образом миниатюры из манускриптов. Главная идея цикла такова: чтобы читатели ВО получили полное представление о генезисе средневековых доспехов и оружия, основываясь на подлинных миниатюрах из самых разных манускриптов, изготовленных до 1450 года.
Дополнительными материалами цикла будут являться статьи с фотографиями музейных экспонатов. То есть в итоге каждый читатель ВО станет обладателем «солидной монографии» по этой теме. Причем тут все очевидно, никаких рисунков современных художников, которые видят так, а не иначе – все изображения на совести средневековых рисовальщиков-миниатюристов.
Но начать очередной рассказ хотелось бы, опять же, не с темы оружия, а с содержания средневековых рукописных книг.
Дело в том, что в основе средневекового общества Европы лежала религия. Поэтому главным видом литературы были книги религиозного содержания, центральной из которых являлась Библия. Её читали в церквях и её же показывали прихожанам, объясняя помещенные в нее «картинки». То есть многие списки Библии (как и позднейших рыцарских романов и хроник!) представляли собой на наш современных взгляд самые настоящие… комиксы! И это не должно нас удивлять: ведь люди тогда в основной своей массе были неграмотными.
Но сюжеты Библии были ограничены. И это для нас, сегодняшних историков, исключительно важно. Ведь получается, что все художники-миниатюристы в своих книгах всегда рисовали практически одно и то же – т. е. наиболее значимые по общему суждению сюжеты. Вы только себе представьте: десятки, сотни и даже тысячи книг, и во всех нарисованы одни и те же персонажи, совершающие одни и те же действия. Понятно, что все они рисовали их по-разному, потому что и все люди разные, и неодинаково себе представляют даже очень похожие предметы и явления.
Но… художники всякий раз рисовали в рамках существовавших в их времена живописной традиции, техники и, более того – видения того или иного события. Ну а о том, что, не имея исторического знания, они всякий раз рисовали то, что видели вокруг себя, в материалах этого цикла уже не раз сообщалось.
Благодаря этому, мы имеем множество одинаковых сюжетных сцен, но каждая – с разным антуражем в зависимости от времени. Мы уже показывали это на примере иллюстраций с Самсоном и ослиной челюстью, убиения Авеля Каином, ну и, конечно, об этом совсем недавно был и материал, посвященный Давиду и Голиафу. Сегодня мы ещё раз попробуем представить себе процесс совершенствования защитного вооружения европейского средневекового воинства, вот только основываться будем на другой библейской теме, а именно – убиении Вифлеемских младенцев царем Иродом.
Знаем мы об этом событии всего лишь из одного источника – Евангелия от Матфея. Остальные Евангелия о нем почему-то не сообщают. Сюжет данного события по-настоящему ветхозаветен: он существовал в Древней Индии, Персии, Риме. По сути дела, христианская Библия лишь добавила в него массовости.
А было так, что на момент рождения нового царя Ироду было уже далеко за шестьдесят. Он удостоился прозвища Великий, однако его карьера была уже близка к завершению. И тут вдруг такой «реприманд неожиданный». Евангелие не сообщает точно, сколько детей было убито, но есть археологические данные, согласно которым их было около 200, а церковное предание приводит число 14 000.
По мнению современных исследователей, столь значительное количество жертв попросту невозможно, поскольку столько народа в небольшом Вифлееме проживать не могло. Но дело в том, что тогда проводилась перепись населения. На неё пришло много людей, и ситуация с населённостью в городе могла измениться очень сильно. Ведь недаром для Девы Марии с Иосифом в гостинице места не нашлось.
В любом случае, мы не будем сейчас заострять внимание читателей на не историчности приведенных здесь миниатюр. То, что они не историчны, ясно и понятно. Но давайте расположим их в хронологическом порядке и посмотрим, как буквально с каждым десятилетием на наших иллюстрациях все изменялось. Итак…
Самое раннее изображение «убиения младенцев» принадлежит «Кодексу Гертруды», относящегося к X веку. Оно цветное, но… совсем для нас неинтересное, как и «Евангелие от Оттона III», датируемое 1000 годом. Отметим лишь, что на миниатюрах воинов там нет.
Поэтому начнем мы с миниатюры из «Винчестерской Псалтири» – английской иллюстрированной рукописной псалтири 1150 года (Британская библиотека), также известной как «Псалтирь Генриха Блуаского» или «Псалтирь святого Свитуна».
По интересующей нас теме рисунок в ней не слишком ярок, но очень любопытен: конический шлем с загнутой вперед макушкой, длинная кольчуга с двумя разрезами по бокам и ножны меча, пропущенные почему-то справа через разрез на кольчуге – все это очень показательно, и во многом именно для этого года типично, поскольку подтверждается также и другими миниатюрами из других манускриптов.
Страница с миниатюрой из данного манускрипта. Британская Библиотека, Лондон
Миниатюра (инициал) из французского манускрипта 1215–1240 гг. (Муниципальная библиотека города Лиона) наглядно показывает, что закрытые шлемы с плоским верхом в эти годы были уже известны!
Изображение «убиения» отличается большой традиционностью. Как правило, царь Ирод сидит слева на троне, а вокруг него творятся убийства. «Псалтирь Кристины», 1230 г. Национальная библиотека Дании и Копенгагенского университета. И что мы тут видим? Хауберг, сюрко, рыцарский пояс, спущенный на бедра, чепец под шлем на голове. Таких фигур в манускриптах просто огромное количество, и все они относятся к XIII веку. Ну и, наверное, это заметили уже все: практически все художники рисовать именно младенцев не умеют!
Здесь всего два воина, причем один одет в сюрко, что соответствует эпохе. Но вот на втором справа явно надета не кольчуга, а пластинчатые доспехи. По тем временам это большая редкость. «Библейские нравоучения» 1225–1249 гг. Париж, Франция. Австрийская национальная библиотека, Вена – венский дворец Хофбург
«Убиение младенцев», германский манускрипт, относящийся к 1240 г. Британская библиотека. Очень наглядно изображены доспехи у воинов, а навершия рукоятей мечей, безусловно, порадовали Э. Окшотта. Но мы обратим внимание на ноги двух «убивцев», в центре и справа. На них явно надеты кожаные «трубы» – первые предшественники сплошных кованых доспехов для рук и ног!
«Псалтирь Ратленда», 1260 г. Британская библиотека, Лондон. Здесь миниатюра и вовсе получилась похожей именно на комикс, поскольку в одном изображении присутствуют сразу два сюжета. Слева сам царь Ирод выхватывает меч, а его присные с радостью на лицах умерщвляют деточек, кто копьем, а кто кинжалом, но здесь же справа присутствует и сцена, на которой три царя приносят дары Иисусу!
На очереди у нас «Часослов Раскина». Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес. Эта рукопись, созданная на северо-востоке Франции около 1300 года, относительно ранний образец часослова. Рукопись включает почти сотню инициалов и миниатюр, иллюстрирующих календарь, и редкую особенность – иллюстрированную литанию. На многих страницах есть иллюстрации, называемые маргиналиями. Иногда эти сцены напрямую связаны с историческим инициалом на этой же странице; чаще всего это светские виньетки с юмористическими животными и фигурами, которые явно были призваны создать некий игривый аналог сухому религиозному повествованию. Иллюминации художника-анонима демонстрируют его внимание к деталям, характерные для стиля высокой готики. И – все верно: даже в этом инициале он показывает на наличие у воина эллета – «наплечного щитка», предка эполет!
Художник этой миниатюры из «Псалтири королевы Марии», 1310–1320 гг. Британская библиотека, Лондон, явно хотел показать, что Ирод творил сие грешное дело, наущаемый дьяволом. И воины типичны для этого времени. Но вот меч фелчен или фальшион в руке одного из них… Очень интересное оружие, о котором мы непременно ещё расскажем
На ногах у воина появились цельнокованые щитки! «Историческая Библия», 1300–1325 гг. Медиатека агломерации Труа, Франция
«Очень красивый часослов Богоматери» Жана де Берри,1380 г. Национальная библиотека Франции, Париж. Перед нами типичные воины середины XIV в. Кто в шлеме «шапель де фер», кто в высоком бацинете без забрала. И все в латах на руках и на ногах, но торс все ещё закрывает доспех из пластин – бригандина, поверх которой надет джупон
И вот, наконец, «Бедфордский часослов», 1410–1430 гг. Париж. Британская библиотека, Лондон. Первая треть XV века. Как видите – художник более или менее рисовать младенцев похожими на самих себя уже научился. Впрочем, 1400-е годы – это уже Кватроченто, то есть Раннее Возрождение…
P. S.
А вот эта миниатюра добавлена сюда забавы ради. Она из «Псалтири-часослова» Иоланды Суассонской, 1280–1299 гг. Амьен, Франция. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк. Оказалось, «современная европейская толерантность» уже тогда давала свои ростки, то есть и хорошими, и плохими могли быть люди с различным цветом кожи. И оказывается, что среди людей царя Ирода, убивавших младенцев, был даже негр!
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии