В статье Эрнан Кортес и королевство кровавого ужаса мы говорили о падении империи ацтеков и разрушении Теночтитлана. Сегодня мы продолжим этот рассказ и посмотрим, с чем же пришли испанцы в Мексику.
Колонизационная политика Испании и других европейских стран
Можно утверждать, что индейцам современной Мексики очень повезло, что первым до них добрался Эрнан Кортес, а не «отцы-пилигримы» «цивилизованных» англичан. И что колонизацию этой территории осуществляли именно испанцы, а не британцы или французы. Б. Мартынов, заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО, например, считал:
«Началась эпоха Великих географических открытий. Не пришли бы испанцы, пришёл бы кто-то другой. И неизвестно, что было бы для ацтеков хуже. В Латинской Америке сегодня осталось множество индейцев и метисов, а вот в Северной Америке, куда пришли британцы, мы не наблюдаем ничего подобного. Туда ехали сразу семьями, чтобы захватывать земли, очищая их от местного населения, словно от диких зверей.»
Так что же принесли в Мексику Кортес и возглавляемые им испанцы?
Уже через полтора месяца после возвращения Колумба из его первой экспедиции, папа римский Александр VI выпустил буллу под названием Inter Cetera. В ней индейцы объявлялись людьми, способными к восприятию христианства и предписывалось христианизировать новые территории. Английские пуритане, которые первыми из соотечественников ступили на землю нового континента, буллы римского папы не признавали. И очень своеобразно понимали христианизацию новых территорий. Они стремились не обратить местных индейцев в свою веру, а «очистить» от них нужные им земли, вытеснить их оттуда, дабы здесь могли поселиться истинно верующие из Лондона, Манчестера, Ливерпуля или Плимута. Именно с этой целью на территории США были уничтожены бизоны, огромные стада которых на протяжении столетий служили кормовой базой многих индейских племён. Не было предпринято даже малейшей попытки инкорпорировать индейцев в своё общество. Единственное, что предлагали им пришельцы – изолированная жизнь в резервациях. Это кажется удивительным, но гражданство США индейцы получили менее 100 лет назад – в 1924 году. До этих пор гражданами «самой демократичной страны мира» они могли стать только после службы в армии или через брак. Были отвергнуты и выселены со своих территорий даже пять так называемых «цивилизованных племён»: чероки, чикасо, чокто, маскоги и семинолы. Эти индейцы активно усваивали европейские технологии и находились под большим культурным влиянием британцев. Особенно велики были успехи чероки, которые на момент изгнания приняли христианство, организовали в своих поселениях школы и даже издавали собственную газету. Однако 26 мая 1830 года Конгресс США принял решение о насильственном выселении этих племён из мест традиционного обитания на территорию современного штата Оклахома. Множество индейцев погибли в пути, получившем говорящее название «Дорога слёз».
Миссионерская работа в индейских племенах властями Великобритании, а потом и США не приветствовалась. Не поощрялись и браки с индейскими женщинами.
Испанская колонизация новых земель коренным образом отличалась от британской. К евангелизации новых земель испанцы отнеслись очень серьёзно и уже к 1536 году на территории Мексики христианство приняли 5 миллионов индейцев.
Крестившись, аборигены получали те же права, что и коренные испанцы. Индейца-католика уже невозможно было обратить в рабство. Это порой приводило к конфликтам между светскими властями колоний и представителями духовенства. Решение нашёл знаменитый доминиканец Бартоломе де лас Касас – враг Кортеса и ярый защитник индейцев. Он так увлёкся борьбой против их порабощения, что предложил привозить в Новый Свет других рабов – негров. Эта идея всем заинтересованным лицам очень понравилась. Негры в Африке стоили недорого: местные племенные вожди с удовольствием и по дешёвке продавали оказавшихся более слабыми и менее удачливыми соседей европейским и американским негоциантам. Те едва успевали свои корабли подгонять. К тому же негры оказались выносливее и послушнее индейцев.
«Великий гуманист» и «апостол индейцев» Бартоломе де лас Касас:
Только активистам BLM об этом памятнике в Гватемала-Сити не говорите: ведь снесут, болезные. А я всегда выступаю против вандализма.
Своими трудами Касас создал и две дожившие до нашего времени легенды: «чёрную» об испанских конкистадорах и «белую» о «благородных индейцах». Помните «благородного сербского индейца» Гойко Митича? А знаете, что, по версии ЦРУ, благотворительная демонстрация «индейского» фильма «Сыновья Большой Медведицы» производства ГДР с Митичем в главной роли в резервации индейцев сиу (штат Дакота) привела к восстанию, известному как «Индейская революция в «Вундед Ни»? Этот кинопоказ, организованный в начале 1973 года представителями германского культурно-этнографического общества «Красный Круг», признан в США самой результативной и изощрённой операцией иностранных спецслужб после похищения чертежей атомной бомбы. Сотни индейцев с автоматами в руках целый месяц сражались против армейских и полицейских частей, которые использовали тяжелую бронетехнику и вертолеты. Данные о жертвах не обнародованы до сих пор.
Пламенный привет Гойко Митичу!
Гойко Митич: «Я с вами, друзья»!
Американцы высоко оценили работу «товарищей из ГДР». Теперь и Голливуд по методам «Штази» активно штампует откровенно пропагандистские фильмы. Типа:
«Инопланетяне напали на Землю –
Вот уж беда пришла.
Но не испугались, не дрогнули
Жители США.»
Вот уж беда пришла.
Но не испугались, не дрогнули
Жители США.»
(«Песня о кино», группа «Уматурман»).
Только вот благотворительностью решили не заниматься: за просмотр агитационных фильмов о неизменном торжестве «американских ценностей» (в число которых с недавних пор входит горячая любовь к ЛБГТ-сообществу, трансгендерам и BLM) требуется ещё и деньги заплатить.
Вернёмся в «Новую Испанию» XVI столетия.
Касас был сотрудником первого епископа Мексики – францисканца Хуана де Сумарраги, носившего официальный титул «Защитник индейцев». Этот епископ основал здесь первое учебное заведение для детей индейцев, первую типографию и первые больницы (британцам в Северной Америке такое даже в голову не приходило).
Епископ Сумаррага
В 1530 г. в Мексику прибыл францисканский монах Васко де Кирога (дворянин по происхождению). Он получил пост епископа провинции Мичоакан, где жили тараски – одно из немногих индейских племён, сохранивших независимость от ацтеков. Здесь Кирога основал город Ирапуато и создал самоуправляемые индейские общины, установив в них длительность рабочего дня в 6 часов и равное распределение продуктов. На собственные средства он закупил в Европе семена неизвестных индейцам культурных растений, а также привёз из Санто-Доминго саженцы бананов. Организовал обучение своих подопечных неизвестным им до тех пор ремёслам. В народной памяти он остался под прозвищем Tata Vasco (Отец Васко). В настоящее время его имя носит Мичоаканский университет.
Епископ Кирого
Ещё более показательный пример – «государство» индейцев-гуарани, созданное в Перу иезуитами (о нём было рассказано в статье Иезуитское государство в Южной Америке).
Хуан де Ампес, пришедший в Венесуэлу в 1527 году, ни священником, ни монахом не был. Он был командиром 600 солдат, что не помешало ему, основав город Санта-Ана-де-Коро, подружиться с местным касиком и остаться в истории этой страны под именем Хуан Добрый.
Кстати, многие почему-то думают, что знаменитые заброшенные города майя, полюбившиеся туристам всего мира, разрушили именно испанцы. На самом деле они пришли в упадок ещё до прихода в эти места конкистадоров. В завоёванных индейских городах испанцы разрушали только храмы, где совершались человеческие жертвоприношения. И большинство этих индейских городов не запустели, а приросли кварталами колонистов. Многие существуют и поныне.
В отличие от британцев, испанцы стремились не вытеснить индейцев с занимаемых ими территорий, а организовать их жизнь по собственным образцам. Вот как действовал, например, «жестокий завоеватель» Эрнан Кортес. С целью повышения эффективности сельского хозяйства на завоёванных землях (вопреки распространённому мнению, у мексиканских индейцев оно было примитивным и низкопродуктивным) он ввёл квоты на обязательное производство новых привозных культур. Были привезены пшеница, рис, овёс, виноград, капуста, репа, лук, морковь и многие другие, неизвестные здесь прежде растения. И это стало огромным благом для населения Мексики. Также Кортес заботился о разведении крупного рогатого скота (напомним, что при ацтеках единственными домашними животными в Мексике были собаки) и выведении местных пород. Далее ещё интереснее: Кортес запретил труд женщин и детей в возрасте до 12 лет, определил, что рабочий день должен заканчиваться за час до захода солнца, и ввёл неслыханные новшества – выходной день в воскресенье и обеденный перерыв. Довольно необычное поведение для «жестокого колонизатора», озабоченного лишь собственной выгодой», не правда ли?
Для предотвращения появления «диких колоний» испанцам первое время запрещалось селиться за пределами городов. Поэтому были сохранены традиционные структуры индейского самоуправления. Лишь ацтекские кальпишки были заменены испанцами. Так возникла система Энкомьенда (от испанского «попечение», «покровительство»), которая создавалась с благими намерениями, но постепенно выродилась во что-то похожее на крепостное право и барщину: после 20 дней работы на испанцев, 30 дней индейцы работали на себя. Эта система была отменена в XVIII веке – намного раньше освобождения рабов в США и крепостных в России.
Любопытно, что испанцы признавали титулы индейских вождей, считая их дворянами. Франсиско Писарро считал за честь сожительство с сестрой убитого Верховного инки Атауальпы. Дочь от неё он объявил своей наследницей, что не вызвало у других испанцев никаких вопросов, и тем более возмущения. В числе наследников Кортеса оказались и четыре его ребёнка от индианок (одна из этих женщин была дочерью Монтесумы II).
Женщины Нового Света
Как уже было сказано, британские колонисты изначально относились и к местным индейцам, и к привозимым из Африки неграм как к людям низших рас. И потому метисация в США шла крайне медленно, а рождение «цветных» детей на протяжении нескольких столетий считалось позором. Британские переселенцы были в основном протестантами. А как относились к местному населению своих колоний католики-французы? В Сен-Доминго (западная часть острова Эспаньола, который сейчас называется Гаити), помимо белых и бесправных негров, проживали около 28 тысяч свободных мулатов. Соотечественники Вольтера и Руссо разделяли их по «крови» и были в этих вопросах очень щепетильны. Самыми «чистыми» мулатами считались Сангмель, имевшие всего 1/16 негритянской крови, за ними шли Сакатра (1/8). И даже таких «сомнительных» мулатов белые французы равными себе не считали. Это и привело к ряду восстаний, потере Францией этой колонии и образованию несчастного государства Гаити (об этом было рассказано в статьях Два Гаити острова Эспаньола и Разные судьбы Гаити и Доминиканской Республики).
В общем, недаром ещё в середине XX столетия «классические» британские империалисты и колониалисты, не стесняясь, называли своих французских «коллег» «узколобыми расистами». А о том, что творили в Африке бельгийцы, впору снимать фильмы ужасов.
Совершенно иная ситуация сложилась в испанских колониях. Здесь метисация проходила очень быстро. Основных причин было две. Первая – огромный интерес индейских женщин к европейским мужчинам, которых местные дамы принимали за богов. И даже рядовые конкистадоры имели детей от разных женщин (число которых порой доходило до нескольких десятков). Вторая причина заключалась в полном отсутствии расовых предубеждений среди испанских и португальских конкистадоров. Давний опыт сосуществования с арабским миром и контакты с негроидным населением Африки способствовали терпимости. Пресловутая «голубая кровь» (голубые прожилки вен на белой коже), конечно, весьма ценилась и являлась предметом гордости, но далеко идущих последствий это обстоятельство не имело. К тому же, в отличие от тех же британцев, приезжавших в Америку целыми семьями, отряды испанских конкистадоров состояли исключительно из молодых и здоровых мужчин. Уже в 1514 году испанские власти официально разрешили браки испанцев с индианками. Но около трети колонистов того же острова Эспаньола в это время уже имели индейских жён. Более того, многие из них венчались с ними – не дожидаясь королевского разрешения. И вот результат, посмотрите ещё раз на рисунок, отражающий всю пестроту и многообразие населения Мексики:
А началось всё с того, что индейские вожди в знак расположения стали дарить испанцам девушек своих племён, которых Кортес распределял среди командиров своего отряда и наиболее отличившихся воинов. Смысл таких подарков был в том, что человек, принявший девушку, становился членом её племени. Первыми такой подарок сделали индейцы, проживавшие на землях вдоль устья реки Табаско. Девушек было 20, и среди них оказалась знаменитая Малинче, которую раньше, когда никто ещё и не слышал об экстремистах BLM, называли «матерью мексиканского народа» (а её сына от Кортеса – первым человеком новой мексиканской расы).
Донна Марина (Малинче). Гравюра неизвестного автора
Всего же у Кортеса было 8 официально признанных им детей: 4 ребёнка от законной жены, и 4 от индианок, которых он признал своими наследниками.
Нынешние мексиканские художники (как правило, потомки союзников испанцев, вместе с ними разрушившие жуткую империю ацтеков) изображают Кортеса и Малинче совсем по-другому. Вот здесь, например, они сидят на трупах ацтеков:
Кортес и Малинче, сидящие на трупах поверженных ацтеков. Деталь фрески Х. Ороско
Это – «Стокгольмский синдром», заставляющий потомков потенциальных жертв отождествлять себя с палачами-ацтеками, ничего не поделаешь.
Продолжим наш рассказ о Малинче. Эта незаурядная женщина была крещена и получила христианское имя Марина. Очень быстро она заняла чрезвычайно важное положение при Кортесе, выполняя во время его переговоров с вождями индейцев роль переводчика и консультанта. Дело в том, что на острове Косумель к отряду Кортеса присоединился священник Херонимо Агилар, который долго жил в плену у индейцев майя и выучил их язык. А Малинче (испанцы называли её Малинцин) тоже знала язык майя, и Кортес получил возможность общаться с ацтеками через неё и Агилара. Очень скоро Малинче выучила испанский язык и надобность в Агиларе отпала.
Малинче – переводчица Кортеса, средневековая гравюра
Кортес и Марина во главе войска конкистадоров. Миниатюра «Кодекса Аскатитлана»
В XIX веке, после обретения Мексикой независимости, некоторые стали считать её предательницей. Это были люди двух категорий: бесчестные политики, стремившиеся объединить новое лоскутное государство, состоявшее из территорий десятков племён, создавая образ единого для всех врага, и не знающие историю малообразованные люди, им поверившие. На самом деле Малинче никого не предавала: она действовала в интересах своих соплеменников, которые были союзниками испанцев. В Мексике появился даже термин «малинчизм», означающий открытость чужеземным влияниям. Ещё в первой половине XX века малинчизм был символом прогресса. А сейчас, как вы, наверное, догадались, он всё чаще трактуется именно как предательство национальных интересов.
Закончилась эта история совсем не так романтично, как начиналась. Через два года после рождения от Кортеса сына Мартина, Марина вышла замуж за Хуана Харамильо. В 1529 году она умерла от оспы. Мартин жил в Испании, был пажом при королевском дворе. Вернувшись в Мексику, вместе со сводными братьями был осуждён по обвинению в попытке захватить власть, выслан в Испанию, где и умер.
Эрнан Кортес прожил 62 года, 34 из которых он провёл в Новом свете (в Мексике – 19). Именно благодаря ему, кстати, в Европе узнали о ванили и шоколаде. Вернувшись в Европу, он принял участие в неудачном походе Карла V против Алжира, который в отсутствие правителя (им был знаменитый магрибский пират и османский адмирал Хайреддин Барбаросса) оборонял евнух Хасан. А в армии Карла, помимо Кортеса, были и другие «звёзды первой величины» – «железный герцог» Альба (тот самый) и знаменитый генуэзский адмирал Андреа Дориа. Император был настолько уверен в успехе, что пригласил в этот поход многих жён испанских грандов, обещая этим дамам «красивое зрелище».
23 октября 1541 г. имперские войска высадились на берег близ Алжира – и тут же, как вспоминал потом кардинал Талавера,
«поднялась такая буря, что было не только невозможно выгрузить пушки, но многие мелкие суда просто перевернулись, тринадцать-четырнадцать галеонов тоже.»
Шторм продолжался 4 дня. За это время утонули более 150 испанских кораблей, погибли 12 тысяч солдат и матросов. Кортес, который в Новом Свете попадал и не в такие переделки, уговаривал Карла V позволить ему возглавить штурм Алжира, обещая взять этот город. Но павший духом император отдал приказ на отступление.
Эрнан Кортес мечтал вернуться в «Новую Испанию» (Мексику), которую считал своим домом, но не успел.
2 декабря 1547 года он умер в Севилье, завещав похоронить себя в Мексике и пожертвовав часть своего состояния на строительство университета и госпиталя в Мехико. В «Новую Испанию» его останки были перевезены лишь в 1566 году.
Это удивительно, но Калифорнийский залив в Мексике до сих пор называют «морем Кортеса».
- Автор:
- Рыжов В. А.
Свежие комментарии