Вице-премьер Андрей Белоусов выдвинул ультиматум российским олигархам. Получив гигантскую сверхприбыль, они должны вернуть деньги в казну. В то же время сами игроки рынка уже начали действовать против этой инициативы, развязав войну - пока информационную.
Сверхприбыль металлургов не должна оседать на счетах, когда в стране нет денег не только на инфраструктурные проекты, но и на борьбу с бедностью.
За счёт манипуляций с ценами на внутреннем рынке игроки получили 100 млрд рублей. Такую сумму назвал вице-премьер Андрей Белоусов. А дальше начались игры в слова. Но для начала напомним известное высказывание вице-премьера:Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) – извините за это слово – нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей. Эти деньги, я считаю, они должны нам вернуть в виде налога. Я говорил некоторым из них: "Ребята, я сейчас даже не буду думать, как налог такой, налог сякой через НДПИ с вас снять. Единственное, ценник вот. Вместе с вами подумаем, как лучше сделать так, чтобы вы нам его заплатили".
Андрей Белоусов добавил, что рынок у нас свободный, тем не менее государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что игроки получили спорными методами, вернулось в казну. И это, по словам вице-премьера, будет сделано.
Вице-премьер Андрей Белоусов: "Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) – извините за это слово – нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей". Фото: Federation Council of Russia/Globallookpress
"Платите больше, иначе отправим металл за рубеж"
Справедливо ли решение Андрея Белоусова? В эфире авторской программы на Царьграде тему разбирал ведущий "Первого русского" Никита Комаров. Сейчас государство ведёт масштабное строительство инфраструктуры, в том числе и транспортной, напомнил он. Наконец-то – впервые за многие десятилетия – государство создаёт опорный каркас страны, который у нас не обновлялся и не модернизировался ещё с советских времён.
На эти расходы идут деньги из бюджета, то есть наши с вами налоги. Государство посчитало проекты, начало их реализацию. И тут внезапно растёт цена на мировом рынке – и нам говорят: "Мы ничего не знаем, платите больше, иначе мы отправим продукцию за рубеж".
Подобное, напомнил ведущий, уже привело к тому, что стоимость второго этапа расширения БАМа и Транссиба выросла на 60 млрд рублей. И что здесь делать правительству? Ждать, пока цена стабилизируется? В этом случае будет сорвано выполнение поручений президента и произойдёт задержка ввода объектов в эксплуатацию. А значит, наша экономика потеряет возможности роста.
Второй вариант – приплачивать металлургам. Но откуда взять деньги? Повышать налоги или же "распечатывать" Фонд национального благосостояния, что сейчас и так, собственно говоря, делается?
Но самый больной вопрос здесь заключается в следующем. Хорошо, допустим, бюджет несёт дополнительные затраты, а металлурги получают сверхприбыль. Но что с этой прибылью происходит? Она отправляется в офшоры, потому что большинство компаний сектора зарегистрировано вне отечественной юрисдикции.
Вот что по этому поводу сказал учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев:
Они берут и вывозят туда то, что на нас заработали, вкладывают там в недвижимость и в счета. Та экономика от этого растёт, а мы являемся просто колонией, из которой всё выкачивают. И неправда, что ограничений на вывоз капитала нигде нет, они есть везде – попробуйте вывезти из Франции, из Швеции, Германии, США. Поэтому и у нас должны быть ограничения, которые заставят заработанный здесь рубль, а уж тем более доллар, если ты экспортёр, вкладывать здесь. И тогда у нас будет народ богаче, лучше дороги, лучше инфраструктура, лучше больницы. Здесь будут лечиться, а не уезжать в Германию. Вот для чего нужно остановить отток капитала.
Заставляют платить за наши же богатства по мировым ценам
Вообще, мы не должны рассуждать о подобном, ведь наша страна обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы осуществлять строительство быстро и дёшево и не зависеть от мировых рынков, уверен Никита Комаров. Мы железную руду не покупаем за доллары. У нас затраты на её добычу минимальные. Так почему государство должно за свои же богатства платить по мировым ценам?
Ресурсы – это наше конкурентное преимущество перед другими странами. И мы ими должны воспользоваться, а не прожигать. Правительство попробовало договориться с металлургами по фиксации цен на продукцию, по дисконту на неё и так далее. И только одна компания сектора пошла на компромисс, остальные не спешат договариваться с государством.
Но ситуация здесь ещё более интересная. У основных компаний сектора наблюдается даже профицит мощностей. Планы на 2021 год свидетельствуют, что металлурги не собираются увеличивать производство. Это подтверждается прогнозом по объёмам производства этого года в сравнении с "доковидными" показателями. Исключением выступает только НЛМК, но эта компания почти всю свою продукцию отправляет не на внутренний рынок, а на экспорт.
Скриншот: Царьград
Причина, по которой компании не собираются увеличивать выпуск металла, понятна: стремление поддержать высокие цены на рынке, а значит, получать сверхприбыль. Что это такое, если не сговор?
Кстати говоря, Федеральная антимонопольная служба уже открыла дела на эту тройку. У них может быть изъято до 15 процентов выручки. То есть ни о какой конкуренции, которая толкала бы цены вниз, здесь речи не идёт. Наоборот, мы видим олигополию, от которой страдает федеральный бюджет, а значит, все налогоплательщики.
А в завершение добавим: авторы "Первого русского" продолжат разбирать тему противостояния Андрея Белоусова с олигархами, не желающими вкладываться в развитие России. Новые материалы ищите в специальном разделе Царьграда. А пока предлагаем почитать, как игроки рынка, не желающие подчиняться, ответили вице-премьеру в рамках своей информационной войны.
Свежие комментарии