На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Васиков
    Да, ёб..уть хорошенько по Британии никто и ухом не поведет... еще и порадуются, что им пока не прилетело!Первые подножки н...
  • Андрей Марченко
    Боже какой идиотизм-скорпион громовержец или мешок костями арлекино,, но если вам интересны фильмы про узаконивание с...Российские фильмы...
  • Валерий Каплун
    Будем посмотреть, а то что хорошего от них ждать не стоит, мы и так знаем.Первые подножки н...

Волжская «Султанша»

Волжская «Султанша»
Пожар на пароходе «Альфонс Зевеке». Рисунок М. Е. Малышева, опубликованный в журнале «Всемирная иллюстрация» в 1893 году, № 1277, 10 июля, стр. 49-51


«Люди делятся на три вида: живых, мёртвых и тех, что ходят по морям.»
Анахарсис скиф, сын царя Гнура, брат царя Савлия и Кадуита

Катастрофы на водах.  21 марта 2018 года на страницах ВО появился интересный материал «Султанша» в огне» о гибели в 1865 году американского парохода на Миссисипи. Такие катастрофы всегда привлекали и привлекают внимание, потому что чаще всего происходят вследствие влияния так называемого «человеческого фактора».

Катастрофа «Султанши» впечатляет, однако мало кто знает, что очень похожая катастрофа случилась и у нас на Волге. И тоже с «миссисипским пароходом», вернее, «пароходом миссисипского типа», которые на нашей великой русской реке завёл пароходчик Альфонс Александрович Зевеке – известный строитель «американских пароходов», о судьбе которого, а также о пароходах ВО также как-то уже писал. Ну а сегодня мы расскажем о впечатляющей трагедии уже «волжской «Султанши».

А было так, что в России бурное строительство пароходов на Волге началось после 1861 года. Пароходные компании создавались одна за другой, конкуренция между ними была острой, а вот опыт в строительстве именно пассажирских пароходов отсутствовал, на Волге предпочитали строить буксиры и баржи – беляны, гусяны, мокшаны и суряки. Путей привлечь пассажиров на свои суда у пароходчиков было два: снизить плату за проезд и обеспечить им за те же самые деньги комфорт и удобства. А вот этого добиться можно было только лишь одним способом: постройкой больших и вместительных двух-трёхпалубных пароходов, способных сразу перевести много пассажиров. Вопрос был лишь за тем, где найти подходящий образец, удобный в постройке и, что самое главное, не слишком дорогой?!

Вот Альфлонс Александрович Зевеке и решил, что лучше, чем Америка, места не найти, и отправил туда своего сына. Причём почему-то не в США, а на Амазонку, где, кстати, тоже плавали заднеколёсные миссисипские пароходы. Молодому человеку пароходы на Амазонке понравились, он добыл на них всю проектную документацию и вернулся в Россию. Отец его выслушал, одобрил и тут же приказал заложить первый «американский пароход» в России с задним расположением гребного колеса, который следовало построить ещё и целиком из дерева! Пароход назвали «Амазонка» и очень скоро выпустили в плавание.


Первый «американский пароход» на Волге «Амазонка». Главной на нём была вторая верхняя пассажирская палуба, где располагались каюты 1 и 2 классов. Пассажиры 3-го класса относились к числу «палубных» и находились на нижней палубе «без мест»

Нужно отметить, что судно у наших мастеров вышло на славу: три палубы, общая длина 58 метров, 11 метров ширина, к тому же с плоским дном и вдобавок рекордно лёгкое. Осадка «Амазонки» составляла всего лишь 0,71 метра, а с полным грузом на борту – 400 пассажиров плюс 393 тонны груза – 1,2 метра! То есть оно могло приближаться даже к самым мелководным пристаням, что было, разумеется, только на руку его владельцам. Скорость парохода по течению была достаточно высокой – 20 км/ч, а против течения – 10-12. Судно изначально проектировалось как грузопассажирское, потому много места на нём отводилось под груз.

Пассажирские каюты находились на второй палубе. На нижней располагались два котла и двухцилиндровая паровая машина. Причём котлы, как и на американских пароходах, находились на носу, а машина – на корме, а соединялись они длинными паропроводами. Это несколько понижало её КПД, но зато освобождало всю среднюю часть палубы для груза, а кроме того, улучшало развесовку корпуса.

Широкое гребное колесо находилось сзади, а вот рули, причём сражу четыре, были установлены перед ним. Такое расположение рулей улучшало маневренность парохода на мелководье, что для Волги опять же было очень важно. И, кстати, в мелководный сезон 1883 года «Амазонка» отлично себя показала. Итог был закономерен: компания Зевеке в следующие годы заказала сразу несколько таких пароходов, которые волгари, правда, прозвали «козами» за две разнесённые по бортам трубы.


Иногда для повышения маневренности заднее колесо делали двойным, с независимым приводом каждого из них

Для пассажиров 1 и 2 классов были оборудованы роскошно отделанные каюты, к их услугам были буфеты с богатым выбором самых различных напитков и даже горячих блюд. Для любителей чтения на борту имелись библиотеки, куда доставлялись свежие газеты и журналы, а в общем салоне стоял даже рояль! Правилами пассажирам этих двух классов разрешалось сходить с борта «по требованию» вне расписания, вот даже как! Причём если на берегу пристань отсутствовала, а пассажиру требовалось непременно сойти, то капитан был обязан отвести его на берег на шлюпке и только после этого продолжить свой путь.


Поскольку пароходы Зевеке строились из дерева, служили они недолго. Потом их начали заменять судами уже с металлическим корпусом. Гребные колёса на них ставились по бортам, а трубы – одна за другой, так что силуэт их сильно изменился. Но старые названия пароходов сохранялись. На фотографии обновлённый пароход «Миссисипи»

Как и свои американские собратья, пароходы Зевеке на Волге тоже возили кипы хлопка на палубе, что и послужило причиной пожара на борту парохода «Альфонс Зевеке», спущенного на воду в 1885 году. И вот как описал эту катастрофу один из очевидцев, оставшийся в живых:

«В пятницу, 18 июня (тут пассажирам хотя бы немного, но повезло – вода была достаточно тёплой! – прим. автора) переполненный пассажирами всех трех классов пароход «Альфонс Зевеке», с грузом, состоящим преимущественно из хлопка, в три часа пополудни отплыл из Рыбинска. Хлопок был сложен в громадном количестве на середине парохода на нижней палубе. Около 4 и ¾ часа пополудни, когда большинство пассажиров разошлись по каютам – было послеобеденное время, – на палубе раздались внезапно нечеловеческие душераздирающие крики; началась страшная суматоха и беготня, и вскоре послышались крики: «Пожар, направляй к берегу!». Пожар произошел оттого, что загорелся хлопок, но каким образом хлопок загорелся – до сих пор неизвестно.

Прежде всего сгорела средняя часть судна (столовая, буфет, матросские помещения), и огонь начал распространяться в двух противоположных направлениях: к корме и носу; вследствие этого пассажиры были разделены непреодолимой преградой. Всей небольшой кучке пассажиров, сбежавшейся на носовую часть, которою пароход уткнулся в берег, удалось спастись, так как глубина была незначительная (по пояс). Остальные же, бросившиеся к корме, должны были кидаться в воду у колес парохода, расположенных в кормовой части, где было глубоко. Колеса не переставали работать, так что многие силой течения и вращением воды были затянуты под них. Около шести часов сверху подошел пароход «Проворный» общества «Самолет», а снизу «Наяда» того же общества, с которых спустили шлюпки и начали спасать людей в воде.»

(«Всемирная иллюстрация», 1893 г., том 50-й).

Попало сообщение о пожаре на пароходе и в местные газеты. Так, газета «Нижегородские губернские ведомости» от 23 июня 1893 года (№ 25) подробно написала о том, что на борту парохода «Альфонс Зевеке», шедшего рейсом из Рыбинска в Нижний Новгород с пассажирами и грузом на борту, в шесть часов вечера начался пожар. На расстоянии 4-5 верст его тушили своими силами, однако немного в том преуспели.

«Огонь распространялся все более и более и капитан, видя неизбежную гибель, направил судно к берегу, вблизи села Савинского, в двенадцати верстах выше Романова.»


Пароход «Альонс Зевеке» под погрузкой незадолго до пожара

В результате пожара приткнувшийся к берегу пароход сгорел до основания. Остались от него только паровая машина, две трубы и гребное колесо. Пассажиров на борту было около 70 человек, но, сколько из них погибло, в точности неизвестно. Предполагают, что половина из них спаслась.

«Поиски утонувших производятся крестьянами и рыбаками. Из числа погибших в Рыбинск привезено тело генерала от инфантерии Петрушевского. Семейство его спаслось. Гроб с прахом покойного сегодня в 12 часов дня перенесен в Казанскую церковь.»

Надо сказать, что масштаб катастрофы в данном случае был не сравним с катастрофой «Султанши», но на Волге это был первый такой случай, и о нём, разумеется, говорили много. Много говорили и о том, что гибели парохода способствовало то, что он был целиком построен из дерева. В какой-то степени это привело к тому, что новые пароходы на Волге начали строить из железа, хотя каюты пассажиров по-прежнему были деревянными. На какое-то время на пароходах Зевеке люди боялись плавать, но затем умелая реклама и снижение тарифов сделали своё дело, и его пароходы опять сделались популярным видом волжского речного транспорта.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх