В мире накопилось слишком много экономических и политических «пузырей»
Это был дикий (2021) год, делает вывод известный британский интернет-ресурс Financial News, хотя на самом деле 2020 год был не менее «диким» по той же причине — из-за ковидной пандемии. Несмотря на то, что уханьский вариант коронавируса был не таким страшным, как дельта-штамм, позапрошлый год прошел под знаком глобального локдауна, а в прошлом — власти во всем мире не решились остановить экономику.
Тем не менее, многие эксперты, которых опросил FN, назвали COVID-19 «черным лебедем», термином, взятым из названия знаковой книги эссеиста Нассима Николаса Талеба 2007 года и обозначающим непредсказуемое событие, оказавшее сильнейшее влияние на всех нас.
Но, если «черный лебедь» под названием COVID-19 уже прилетел, то гораздо интереснее узнать, какие глобальные потрясения могут случиться в год Голубого водяного тигра.
Нортон Фулбрайт, известный в Британии бизнесмен и финансовый прогнозист, больше всего боится «цифровизации». По его мнению, может случиться нечто, после чего обнулятся активы на цифровых носителях. Слишком большая зависимость от компьютерных технологий чревата хаосом в глобальном документообороте, тогда как дублирующие бумажные реестры уничтожаются с маниакальным рвением.
Игнасио Гутьеррес-Оррантия, топ-менеджер Citigroup, считает, что «черным лебедем» станет еще одна пандемия, но это будет не COVID-19. Дескать, за глобализацию человечество будет постоянно платить большую цену. Расчеты вирусологов показывают, что зараза, появившаяся в какой-нибудь богом забытой африканской или индийской деревушке уже через пару недель окажется в Нью-Йорке, Париже или в Москве.
Многие эксперты отмечают, что есть потенциал «оккупации» Украины Россией, в том числе и по вине Киева. Например, если ВСУ с дуру бабахнут по Крымскому мосту, после чего армия Шойгу захватит «незалежную». Впрочем, вероятность такого развития событий такая же невысокая, как и у войны между США и КНР из-за Тайваня.
Тем не менее, Дэвид Ломер, топ-менеджер JPMorgan, считает, что «черный лебедь» 2022 года, скорее всего, будет носить геополитический характер и представлять собой неудачную серию эскалаций, когда никто не хотел обострения силовых конфликтов, но невольно этому способствовал.
Интернет-ресурс Financial News, со ссылкой на своих экспертов, ждет в гости климатического «черного лебедя». Типа, в следующем году возможны такие разрушительные природные катаклизмы, по сравнению с которыми рой торнадо, разрушивший в США 10 декабря 2021 года целый город Мэйфилд (штат Кентукки), окажется легким ветерком.
Себастьен Кочар, экономист и советник ЕЦБ, на страницах газеты Atlantico предсказывает самый настоящий развал ЕС. Он пишет, что в марте 2022 года закончится программа Европейского Центробанка по выкупу госдолгов стран ЕС, что означает автоматическое наступление экономического кризиса во Франции и Италии, 40% госдолга (облигации) которых сейчас пока еще монетизируются в полновесные евро.
Германский ordnung, ясное дело, за «честные и прозрачные финансы», хотя бы потому, что инфляция в ЕС, вызванная этими самыми французскими и итальянскими «бумажками», подобно ржавчине медленно, но верно обесценивает счета бюргеров.
«Тут можно выбрать только один из двух вариантов. Или Германия берет верх, и ЕЦБ фактически прекращает свою политику выкупа госдолга (что означает крах социальных и экономических программ Франции и Италии), — отмечает Себастьен Кочар. — Или второй вариант: Германия прекращает проводить единую с ЕС денежно-кредитную политику. В обоих случаях мы приближаемся к разделению еврозоны на две подзоны, каждая из которых будет проводить свою денежно-кредитную политику». Не просто так Великобритания сбежала из ЕС в рамках Brexit.
По мнению автора Atlantico, «тогда финансовый раскол Европы на Евро-Север и Евро-Юг станет очевидным» с последующей самоизоляцией Германии, Франции и Италии. Все это случится в 2022 году, поскольку пандемия спровоцировала фактически неконтролируемый выпуск облигаций странами подзоны Евро-Юг.
Впрочем, разрушить экономические союзы может и дорогой газ, ставший проблемой № 1 из-за фальстарта декарбонизации. Аналитики уже видят рост националистического гнева и обострение ксенофобии. В канун Нового года нарисовался риск жестких социальных волнений, вызванных серьезными зимними перебоями в энергоснабжении Европы и Великобритании, поскольку политики жертвуют одной из трех вещей: отоплением домашних хозяйств, промышленностью или сельским хозяйством.
Но финансовый фронт, возможно, пройдет не только по границам государств. В более общем плане существует угроза того, что левеющие западные правительства (кто бы мог об этом подумать 30 лет назад, когда развалился СССР) будут преследовать корпоративный сектор экономики, повышая налоги и ужесточая правила ведения бизнеса.
Такие инициативы властей могут в наибольшей степени затронуть технологический сектор, считает управляющий директор MKM Partners Рохит Кулкарни. По его мнению, многие цифровые гиганты, включая Meta (до 28 октября 2021 года Facebook), готовы запустить собственные криптовалюты, которые могут начать вытеснять доллар, евро и другие «важные для мира деньги», после чего технологическим компаниям с заоблачной капитализацией удастся не платить никаких штрафов и налогов американским или европейским регуляторам в связи с судебными делами, которые в настоящее время ведутся сотнями, если не тысячами.
С учетом астрономического размера американского госдолга появление более сильной и необремененной инфляцией криптовалюты, по оценке Рохита Кулкарни, может обернуться таким «черным лебедем», который сможет обрушить всю глобальную финансовую систему на базе Бреттон-Вудского соглашения.
Стефан Кройцкамп, директор по инвестициям корпорации DWS, просит не путать «черных лебедей» с «серыми носорогами», под которыми финансисты подразумевают медленно движущуюся, но все-таки видимую угрозу всему миру, которую просто удобно не замечать.
Так, большинство экспертов утверждают, что пандемия COVID-19 в 2021 году — типичный «серый носорог», а не непредсказуемый «черный лебедь». То есть все, о чем рассказали эксперты, являет собой видимую угрозу, на которую власти, инвесторы и просто люди предпочитают не обращать внимания, живя по русскому принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В современном толковании это трактуется так: «Проблемы нужно решать по мере их обострения» — не «по мере появления», а именно «по мере обострения».
Свежие комментарии