С началом 1992 года у большинства населения РФ из всех дефицитов осталось лишь два: денег и социальных гарантий
Джеффри Сакс — американский экономист, в особом представлении не нуждающийся.
TIME называл его «самым известным экономистом в мире», а The New York Times — «возможно самым важным экономистом в мире». В 28 лет — профессор в Гарварде. Советник государственного уровня в странах Латинской Америки, Восточной Европы и бывшего СССР. Конкретно к нам приглашался ещё Горбачёвым, затем продолжил с Ельциным. Гайдара, который Егор Тимурович, Сакс уважал, это важное уточнение к данному материалу.Вопреки молве, «либерализатор цен» образца 1992 года — Гайдар, по факту не являлся ни автором идеи, ни её последовательным реализатором, ни судьбоносным подписантом — под указом президента № 297 подпись, естественно, Ельцина. Под Постановлением правительства № 55 — подпись Бурбулиса. Тем не менее, Тимурович, не помогавший старикам, всегда считал либерализацию «своей». Его соратники и собутыльники (ну, да, любил он виски, мог под настроение целую бутылочку уговорить) — тоже. Вот уж воистину: «кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя».
Впрочем, не жалко, хотелось лавров «мученика реформ» — по мощам и елей. Хотя «мученичество», конечно, относительное. Это Мавроди помирал от сердечного приступа на автобусной остановке, случайный прохожий вызвал «Скорую», врачи дежурной больницы уже не помогли, а деньги на похороны собирались вскладчину.
Мавроди ведь тоже был, своего рода, реформатором. «Чисто экономически» в Российской Федерации его проект выполнял полезную монетарную функцию по выводу из оборота инфляционных денег и «санированию» их в билетах МММ. И «дурачком», не понимавшим, что «пирамида обязательно рухнет» Мавроди нельзя назвать. Если проникнуть в конечный замысел «прикладного математика», который Сергей Пантелеевич отнюдь не скрывал: заменить одну пирамиду на другую.
Обеспечить «активами» одни фантики вместо других и постепенно вовлечь в параллельный оборот не часть населения, а всех. Таким образом, осуществить «народное перераспределение» в той мере, в которой сам Мавроди понимал справедливость. Увы, не получилось, не «фортануло», умер в нищете и ничтожестве с официальным клеймом мошенника.
В отличие от Гайдара, почившего в комфортных условиях стародачного посёлка Подмосковья и похороненного на Новодевичьем кладбище. С прощальными речами президента РФ Медведева на тот момент: «Ушел из жизни выдающийся государственный деятель». И премьер-министра Путина: «Достойно выполнил сложнейшую задачу, проявив лучшие профессиональные качества». Слова не простые, а очень правильные, пусть сам Егор Тимурович и несколько «примазался» к определённым процессам, но свою лепту в фундамент новой государственности точно внёс.
«Перераспределение» общественной собственности в принципе не может быть сбалансированным (читай — справедливым), но при массовом участии граждан позволяет нивелировать многие негативные эффекты в экономике. Однако чревато для управляемости: одно удовольствие «рулить» подавляющим меньшинством, кучкой обязанных всем «концентраторов», которые волей-неволей всё равно будут опорой. Ну, куда денутся?
И совсем иное развлечение — управлять большинством, получившим хозяйственную базу для самостоятельности, следовательно, более-менее независимость от власти. Обесценивание накоплений, падение покупательной способности, расслоение — вовсе не «ошибки». Сначала либерализация, затем приватизация, а не наоборот — абсолютно правильная последовательность при создании сословной иерархии. Не нравится название? Замените на «вертикаль» с отключёнными «социальными лифтами».
Я ж не зря во вступлении про Джеффри Сакса. Меня запросто упрекнуть в пристрастности и не авторитетности, его — сложнее. Как-никак, и Гайдара он ценил, и сам из теоретиков «шоковых терапий» по всему миру — от Боливии до Польши. Потом, правда, занялся проблемами искоренения мировой бедности, но не суть. Даже под «шоком» Сакс подразумевал кратковременный эффект боли без наркоза на пути к выздоровлению и блаженству.
После дефолта в России 1998 года Джеффри Сакс констатировал: «Российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».
Понятно, почему либерализация цен — не «ошибка»? «Предумышленная, хорошо продуманная акция» — растолковал всем дремучим Сакс. Ясно теперь, отчего Гайдар, выражаясь словами российского руководства, «выдающийся государственный деятель, достойно выполнивший сложнейшую задачу»? Пусть он скорее «символ», нежели «деятель», но кого попало пугалом, извиняюсь, памятником общероссийского значения — осознанная тавтология — не назначают.
Возражения, мол, 30 лет назад было и с тех пор быльём поросло, парируются элементарными пересчётами: «узкий круг» стал шире? Не по мелочи, а в масштабе? «Лифты» наверх включены? Кстати, коррупция по определению — «злоупотребление властью ради личной выгоды». Даже в политическом дискурсе новейшей истории РФ не опровергается, что после «либерализации» (подготовка), с приватизацией (основной замысел) несколько «злоупотребили». Призывают не «держать зла», а понять и простить, ибо «лимиты на революции исчерпаны».
С «пониманием» давно всё в порядке. Касаемо «простить», а как же иначе? Ведь иначе — экстремизм, когда-то управления по борьбе с организованной преступностью в управления по борьбе с экстремизмом тоже не по «ошибке» преобразовали. А с того «намёка» времени утекло ого-го сколько, теперь вообще принято говорить «прямым текстом».
Свежие комментарии