Санкции против России, подрыв «Северных потоков», «подпевка» Америке сыграли с Берлином злую шутку
Эта новость кажется невероятной: германский автоконцерн Volkswagen закроет ряд своих заводов в ФРГ. Сенсация в том, что компания ни разу за свою почти 90-летнюю историю не останавливала производство по экономическим причинам.
Заводы если и закрывались, то в филиалах за границей.Последний раз это произошло в России. В Калужской области в 2022 году закрылись заводы двух европейских автопроизводителей -Volvo, где собирали грузовики, и Volkswagen, где выпускались популярные легковые автомобили. Оба предприятия — были в простое после начала боевых действий на Украине. Причина — невозможность вести бизнес из-за проблем с поставками запчастей и оборудования…
Сначала концерн Volkswagen готовился закрыть в Германии всего один автосборочный завод и одно предприятие по производству комплектующих. Эти меры преподносили как «необходимые для сокращения издержек и повышения устойчивости концерна в сложных экономических реалиях». А что поделаешь — рабочая сила в Германии стоит очень дорого, социальная нагрузка высокая. Но все оказалось намного печальнее. Немецкий автомобилестроительный концерн все же принял окончательное решение — закрыть заводы в Германии. Причиной называются высокие производственные затраты и несоответствие цен на продукцию, указывает Handelsblatt.
В свою очередь, финансовый директор WW Арно Антлитц говорит, что авторынок Европы не восстановился после пандемии. Концерн столкнулся с дефицитом спроса примерно в 500 тысяч машин.
Но в любой истории возникает вопрос: кто в конечном счете виноват?
Вот, что пишет об этом в своем Телеграм-канале немецкий политолог, бывший советник правительства ФРГ Александр Рар:
«После начала специальной военной операции РФ на Украине Германия присоединилась к масштабным экономическим санкциям против России — своего важнейшего поставщика энергии, и стала лихорадочно искать альтернативные варианты поставок газа».
Идя на поводу у своих хозяев из Вашингтона, немецкая промышленность в итоге была вынуждена перейти с дешевого российского газа на самый дорогой в мире американский. Что неизбежно привело к убыткам сразу в нескольких отраслях. Автомобилестроение — лишь одна из них.
«Американские нефть и газ, на которые перешли в ФРГ — самые дорогие на планете. Все это не могло не сказаться на рентабельности. Причины закрытия завода очевидны и предсказуемы: это рост стоимости на американский газ, экономическая стагнация в Германии, последствия пандемии.
Но есть и глубинные причины: меняется экономический ландшафт мира. На первые позиции в экономике выходят такие страны, как Индия и Китай. А некогда экономически развитая Европа превращается в центр туризма. И покупатели начали отказываться от прежних европейских моделей авто в пользу более дешевых китайских. Возможно, они не такие надежные, как Volvo и Volkswagen, но люди живут сегодняшним днем", — пояснил зам. декана мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Сам концерн Volkswagen никуда не делся. Просто не выгодно стало производить его автомобили в Германии. Вообще, на предприятиях группы Volkswagen по всему миру трудятся примерно 650 тыс. человек, из них около 300 тыс. — в Германии. «Помимо этого заводы Volkswagen продолжают работать, например, в Китае, в Южной Америке, в Испании», — пояснил эксперт.
Кроме того, у концерна VW есть несколько предприятий, производящих комплектующие. Скорее всего, какие-то из них тоже закроют. Кстати, еще два месяца назад дочерняя марка Audi объявила о досрочном прекращении производства электрических кроссоверов Audi Q8 e-tron и Q8 Sportback e-tron на своем заводе в Брюсселе. Причины называют те же, что у всего концерна Volkswagen в целом: слабый спрос на электромобили и высокие издержки на рабочую силу и энергоносители.
Кстати, Volkswagen сдает свои позиции и в Китае, где он на протяжении десятилетий был производителем № 1. Только за второй квартал 2024 года продажи VW упали там на 19%. Электромобили концерна не пользуются в КНР большим спросом, потому что «электрички» и гибриды от национальных производителей технологичнее, интереснее по дизайну и дешевле. Китайские производители электромобилей уже теснят VW и в Европе, а местные власти эту проблему надеются решить новыми, высокими пошлинами на ввоз. Но мера ударила и по европейским компаниям, потому что многие модели для всего мира производятся только в КНР.
Почему такой надежный и престижный Volkswagen начал сдавать свои позиции? С таким вопросом мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве России Александру Сафонову.
— Среди основных причин кризиса немецкой автомобильной промышленности — крайне дорогая рабочая сила. Недаром последние лет 20 VW последовательно выводил производство сначала в страны Восточной Европы, в том числе и в Россию, а затем и в Китай. Но и в Китае VW подорожал на фоне роста цены за электроэнергию и комплектующих.
Вторая причина: санкции, которые Германия ввела против России, ударили по ней же. Раньше немцы, помимо газа, закупали у России сталь, алюминий, медь, которые использовал немецкий автопром. Потом были введены искусственные ограничения. Германия начала искать обходные пути. Некоторые аналитики оценивали этот факт с тревогой. А что сделает Германия из нашей стали? Уж не танки ли? Или снаряды? И вообще, стоит ли торговать с врагом? Так что VW в чем-то сам себя наказал. Алюминий мы все же поставлять Германии перестали.
«СП»: И все же главное, что влияет на остановку мощностей VW в Германии — нефтегазовые проблемы. Как тут не вспомнить подрыв «Северных потоков». Берлин ведь толком и расследования не проводил, только делал вид. А когда стали цены на газ внутри страны расти, на полном серьезе Шольц говорил, что это Россия виновата, Путин все подстроил… И вот теперь им «прилетело». Ведь так?
— Да, сейчас цены на энергоносители для многих предприятий в Германии просто неподъемные. Дошло до того, что ночью гасят свет на символе Берлина — Бранденбургских воротах. СПГ из Катара или США дороже, чем трубный газ из России. Энергоемкие компании ФРГ вынуждены задумываться над рентабельностью производства. Ответа на вопрос, как гарантировать дальнейшее существование германской промышленности, пока никто не дает.
«СП»: То есть серьезные проблемы сейчас испытывает не только конкретный VW и не только автомобильная, но и все остальные отрасли немецкой промышленности?
— Volkswagen — пример хоть и знаковый, но далеко не единственный. Еще в феврале 2023 года о планах закрыть часть производств на своей основной площадке в Людвигсхафене объявил крупнейший в мире химический концерн BASF. В июле 2024-го руководители компании ZF, это крупнейший мировой поставщик автокомплектующих, заявили о сокращении штатов. По данным Торгово-промышленной палаты Германии, сокращение или перенос производства за границу планируют до 40% немецких промышленных предприятий.
«СП»: А как же ставка на «зеленую энергетику»?
— В последнее время все поменялось. Государственные субсидии, которые раньше щедро раздавали и федеральные, и земельные власти тем, кто переходит на «зеленые» технологии, значительно сократились. А без них такая энергетика оказалась, мягко говоря, нерентабельной. До поры до времени все компенсировалось за счет дешевого трубопроводного российского газа, но теперь его не стало. Что делать дальше — вопрос уже политический.
Свежие комментарии