На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Asia Times: Решен...
  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...

Как российской «мягкой силе» победить влияние западных НПО в Армении

Завершая календарный год, мы вновь обращаемся к работе неправительственных организаций (НПО) Армении, финансируемых из-за рубежа. В ноябре агентство «Спутник» опубликовало пространное исследование о деятельности общественных организаций в Армении, уделив особое внимание тем, которые финансируются из-за рубежа.

В частности, авторы доклада сообщают, что в стране с населением чуть менее 3 млн человек действуют более 9 тыс. общественных организаций – по одной НКО (некоммерческой организации) на каждые три сотни жителей. И далее: «…значительная часть армянских неправительственных организаций имеет внешнее финансирование, а их деятельность нацелена на дестабилизацию и раскол общества по древнейшему принципу "разделяй и властвуй"».

Наша оценка не совпадает с оценкой авторов доклада, т. к. мы не считаем, что значительная часть армянских НПО имеет внешнее финансирование. Скорее  наоборот: внешнее финансирование получает меньшая часть – не более 15% от их числа. Совсем иной вопрос: как и подо что они получают средства и в какой пропорции между ними эти средства распределяются.

Утверждение о том, что значительная часть организаций финансируется из-за рубежа, до некоторой степени ставит под сомнение право граждан Армении на объединение в общественные структуры. Кроме того, следует учитывать, что в стране действительно немало организаций, которые финансируются полностью или частично из-за рубежа, но при этом они не несут никакой политической нагрузки. К примеру, бюджет Федерации футбола, составляющий около 15 млн долл., во многом формируется из поступлений извне. Но является ли ФФА организацией, несущей политическую нагрузку, нацеленную на дестабилизацию и раскол общества? То же самое можно сказать и о других спортивных объединениях. Соответственно, работают аналогичные организации и в других сферах.

Из числа всех зарегистрированных в Армении общественных организаций только несколько десятков (условно базовых) регулярно получают крупные по меркам страны гранты от зарубежных доноров (свыше 50 тыс. долларов США и более в год). В их числе можно упомянуть «Союз информированных граждан», Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи, Клуб журналистов «Аспарез» (Гюмри), Ереванский пресс-клуб, «Журналисты-расследователи», Центр своды информации, Армянский центр гуманитарных исследований, центр Boon (имеет свой телеканал), Хельсинкскую ассоциацию прав человека и другие, получившие в 2020 году от 1 до 3,4 млн долларов.

Ещё несколько сот организаций получают небольшие (не более 10 тыс. долл.) гранты через программы, связанные с вышеупомянутыми несколькими десятками организаций, в общей сложности более 30 млн долл. Ранее представители базовых организаций очень часто бывали в различных международных поездках, оплачиваемых грантодателями или принимающей стороной в режиме «все включено». Однако после начала СВО на Украине число таких поездок резко сократилось, если не сказать – сведено к минимуму. Есть ещё организации, число которых, по нашей оценке, не превышает 1 тыс., которые привлекаются к проектам время от времени и имеют очень ограниченные бюджеты (3-5 тыс. долл. в год). Их совокупное финансирование может составлять от 200 тыс. до 1 млн долл.

При этом надо всегда помнить, что прозападные НПО и западные фонды – лишь один из вспомогательных инструментов в распространении соответствующего влияния на различные страны. Основной способ воздействия – политика на различных направлениях: в сфере безопасности, политического сотрудничества, экономической сфере и пр. И вопрос тут не только в численности получающих гранты организаций, а содержательном наполнении проектов и процессов, в которых те задействованы, в направленности этих процессов и в их влиянии на общественно-политическую жизнь страны.

Важное значение имеют и механизмы управления этими структурами, отнюдь не всегда «демократические». К примеру, президент Ереванского пресс-клуба, бывший некогда советский функционер низшего звена Борис Навасардян занимал этот пост более четверти века (!), а сейчас выступает в роли скромного политического обозревателя (новым президентом ЕПК стал Артур Папоян).

Не надо думать, что финансируемые западными структурами НПО работают с одинаковой эффективностью. К примеру, судя по всему, очень неплохо финансируемый центр Boon, который уже почти год как имеет свой телеканал и по идее должен заниматься продвижением учёных и деятелей культуры в медиапространстве, пока не добился сколь-либо значимых результатов. Скорее наоборот, телеканал центра откровенно непопулярен и передачи его не привлекают внимания зрителей.

Крупным грантодателем для НПО является (запрещённое в РФ) Агентство развития США (USAID), объём инвестиций которого впечатляет. Только за 2022 год на «продвижение демократии» было выделено свыше 68 млн долларов, в то время как на «улучшение экономической безопасности» свыше 51 млн долларов, т. е. всего 120 млн долларов.

Естественно, что большие деньги и большие гранты выдвигают больших грантополучателей, а попросту говоря – грантоедов. В последние годы наибольшего успеха на этой стезе добился настоящий «фигаро» в этой сфере руководитель «Союза информированных граждан» Даниел Иоанесян. В последние годы он возглавлял комиссию по реформам избирательного законодательства при премьер-министре, получал деньги от властей на организацию наблюдательских миссий на различные выборы (в том числе в непризнанной Нагорно-Карабахской республике), вошёл в состав Общественного совета Армении, был вовлечён в работу профессионального комитета по конституционным реформам, был членом Координационного совета по реформам полиции, членом Совета по антикоррупционной политике и членом Совета по конституционным реформам. Качество его работы в этих организациях никто проверить не может, но зарекомендовал себя как всезнающий «многостаночник». И такой он не один, соответственно, качество реформ в этих комиссиях обратно пропорционально численности таких «фигаро» – «многостаночников».

Вполне естественно, что упомянутые и другие организации системно работают на выход Армении из ОДКБ и ЕАЭС. Представлены выходцы из «неправительственной» среды и в действующей армянской власти, маркируемые как «соросята», хотя далеко не все из них связаны с запрещённым в России фондом «Открытое общество». И если в вопросе ОДКБ, используя возникшие между Арменией и другими членами этой организации разногласия, им удалось добиться определённых успехов, то в вопросе дистанцирования от ЕАЭС это получается не очень, т. к. даже большинство скептиков осознает, что участие в этом экономическом объединении выгодно для Армении.

Какие нарративы используют прозападные НПО и пресса в Армении для расшатывания армяно-российских отношений?

Во-первых, речь идет о полном исходе армянского населения из Нагорного Карабаха в сентябре – начале октября с. г. Всего, согласно официальным данным, за этот период в Армению прибыло свыше 108 тысяч человек. Напомним, что исход произошел в присутствии российского миротворческого контингента, призванного защищать гражданское население.

Во-вторых, ОДКБ не приняло даже политического осуждающего заявления, направленного в том числе в поддержку территориальной целостности и суверенитета Армении после вторжения в 2021-2022 гг. на её территорию ВС Азербайджана, которые установили контроль над почти 200 кв. км. В итоге это привело к тому, что Ереван стал бойкотировать ОДКБ.

В-третьих, торможение уже оплаченных поставок оружия ВС Армении со стороны российского ВПК на сумму свыше 400 млн долларов. Невозможность этих поставок обусловлена началом специальной военной операции на Украине. Данная ситуация привела к тому, что Армения была вынуждена начать закупать оружие у Индии и Франции.

В-четвертых, несмотря на то, что главные официальные лица России не делают заявлений против Армении и говорят о ней как о союзной стране, многие публичные лица, в том числе достаточно известные, делают такие заявления достаточно часто. Естественно, что прозападные НПО в Армении активно используют эти и иные нарративы, формируя образ России как непривлекательной, а иногда и просто опасной страны.

Однако причиной относительного успеха в Армении прозападных НПО и средств массовой информации является не только масштабное внешнее финансирование, но и ошибки российской региональной политики. Одной из наиболее заметных ошибок российской политики «мягкой силы» является ориентация большинства российских программ на прошлое, в то время как большинство программ, реализуемых в Армении западными фондами и НПО, так или иначе ориентировано на будущее.

И здесь приведём только один пример. Осенью 2022 года в Армении под девизом «50 лет на Марсе» прошел масштабный международный научный фестиваль Starmus VI. Это уникальная платформа, объединяющая, казалось бы, несовместимые области – астрономию и музыку, технологии и искусство, точные науки и творчество. Платформа, где всемирно известные астронавты, учёные и нобелевские лауреаты, музыканты и деятели искусства делятся своим видением будущего, опытом и знаниями. Участники фестиваля представляли науку и искусство – самый созидательный и вдохновляющий способ познать мир и найти ответы на вопросы, волнующие все человечество. Мероприятие привлекло внимание почти всех слоев общества и все возрасты, т. к. в его программе было то, что могло заинтересовать как молодых, так и людей более старших поколений, и его успех был оглушительным.

Хотелось бы спросить у должностных лиц в Москве, курирующих российскую «мягкую силу» на постсоветском пространстве: неужели у России нет космонавтов, учёных с мировым именем, музыкантов, исполняющих классическую музыку и эстрадные произведения? Конечно же, есть! Но вот почему для продвижения своих идеалов и достижений, а также видения будущего западные страны находят соответствующие формы, а у России это не очень получается?

Так что критика действий западных фондов и НПО в Армении – дело правильное, но Москва должна предложить и что-то конкурентное и более привлекательное. Пока это не очень заметно.

Саркис Мартиросян, по материалам: Ритм Евразии

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх