На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Сипкин
    потом эти мигранты приедут в россию резать русских. а кто им выдает массово паспорта? фмс. может пора их признать ино...Союзники по ОДКБ ...
  • Михаил Мамонов
    Гдава СК Александр Бастрыкин                                                                                         ...Татарстан не подд...
  • Наталия Шумакова
    👍👍👏👏👏👏👏Напряжение нараст...

Кому грозят гиперзвуковые ракеты Китая?


20 апреля 2022 года стало эпохальным днем. В этот день Китай официально опубликовал кадры запуска новейшей ПКР YJ-21, она же «Инцзы-21», она же Eagle Strike-21, то есть, «Орлиный удар».

Кому предназначен этот удар, можно не строить глубинных гипотез, все ясно, как белый день. И понятно, кому надо напрячь военных аналитиков в попытках решить, насколько эффективно новое китайское оружие.

Учитывая уровень секретности НОАК, который не может не вызывать восхищения, сведений о ракетах очень мало. Однако, кое-что имеется, и возможно, мы сможем сделать определенные выводы о том, насколько новое оружие выведет Китай на новый уровень.

С момента появления первых кадров об успешных пусках новых ракет и некоторого количества информации, прошло несколько месяцев. За это время китайские СМИ порадовали нас кадрами размещения YJ-21 на своем стратегическом ракетоносце H-6N и вот, в июне, пуском с борта эсминца проекта 055, который весь мир вообще-то считает ракетным крейсером.



Понятно, что новые пуски – это в определённой мере некий намек на фоне разворачивающегося тайваньского кризиса. И адресован он в первую очередь США, на помощь которых рассчитывают на Тайване.

И тут, как говорится, больше поле для стратегической игры.

Игра сегодня заключается в создании гиперзвуковых ракет. Баллистических, квазибаллистических, аэробаллистических или противокорабельных – не столь важно. Важно в этом моменте то, что современные средства ПВО практически не способны осуществить перехват и уничтожение ракеты, летящей на гиперзвуковой скорости и ликвидировать угрозу, исходящую от этого оружия.

Россия первой сделала ход. И это было весьма оригинально, в ходе спецоперации в Украине были нанесены удары по объектам, которые были доступны для изучения западным экспертам. Очень мудро. Нашим «потенциальным» было, о чем подумать, и на основании чего сделать надлежащие выводы. По крайней мере, теперь существование «Кинжала» никто не ставит под сомнение.

Китай занимается примерно тем же самым, но без боевых демонстраций, так что экспертам приходится ломать головы в определении того, чем на самом деле является YJ-21.

Поддерживаю мнение тех, кто считает, что YJ-21 представляет собой двухступенчатую баллистическую ракету с гиперзвуковым боевым блоком-глайдером. Дальность действия ракеты может оценочно достигать 1500 км.

Потому совершенно неудивительны пуски с эсминцев проекта 055, которые являются основной ударной силой среди надводных кораблей и на подвеске у ракетоносцев Н-6N. Первые реально весьма мощные корабли, представляющие собой ударную силу китайского военно-морского флота, самолеты – тоже абсолютно неудивительно.

В отличие от российской гиперзвуковой ракеты 9С7660 гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал», китайская YJ-21 имеет намного большую дальность полета. Это в первую очередь обусловлено второй ступенью, которой нет у российской ракеты. Ее роль играет носитель, МиГ-31К, который способен разогнаться далеко за скорость звука и тем самым обеспечить ракете первоначальное ускорение. Однако тем самым значительно увеличивается вес ракеты и об использовании самолета, аналогичного российскому МиГ-31 речь не идет. Тем более, что у Китая такого самолета нет. Именно потому и задействован H-6N, который китайская копия советского Ту-16. Не сказать, что это современный самолет, но на выполнение такой роли подходит. Впрочем, у китайцев нет особого выбора, так что и модернизированный по последнему слову Ту-16 годен для выполнения таких задач.

Морской старт «Орлиного удара» китайцы приурочили к празднованию 73-й годовщины образования своего военного флота. Здесь и традиции соблюдены, и намек определенный, хотя ни Минобороны КНР, ни иные представители власти пока не сделали никаких официальных заявлений на эту тему.


То есть, мы запустили, а вы там сами соображайте…

Соответственно, фактически Китай продемонстрировал наличие у него гиперзвуковой триады. Эсминец проекта 055, ракетоносец H-6N и наверняка есть что-то наземное. Не может не быть, поскольку с шасси, способными перемещать ракеты такого веса у Китая полный порядок. Они есть и на базе МАЗа, и на базе «Мерседеса».

Так что посыл вполне понятен: у Китая есть гиперзвуковые ракеты наземного, воздушного и морского базирования. Единственное, чего пока не было, так это запуска такой ракеты с подводной лодки, но подводный флот – не сильная сторона флота КНР, потому если это и случиться, то чуть позже.

Но и того, что есть, более чем достаточно для того, чтобы заставить все заинтересованные стороны тайваньского кризиса задуматься.

Что можно сказать о самой ракете. С одной стороны – немного, с другой – вполне достаточно. Так как данных по YJ-21 в открытом доступе не было, то будем отталкиваться от того, что в конструкции ракеты много от российских, потому что предки были одни: советские разработки на основе баллистических ракет. Именно так был создан «Искандер», именно так создан «Кинжал».

Учитывая, что КНР в свое время получил много технологий от Советского Союза, вполне понятно, что китайские инженеры и конструкторы пошли тем же самым путем. Однако, учитывая несколько отличные стратегии, китайцы сделали основной упор на морское базирование и авиационный носитель большой дальности, поскольку очевидно, что все потенциальные цели для гиперзвукового оружия будут находиться в акватории Тихого океана на значительном удалении.

То есть, американские группы кораблей, идущие в направлении КНР.


На записи морского старта видно, что YJ-21 представляет собой двухступенчатую ракету «холодного» старта. Из видео можно также сделать вывод, наблюдая за раскрытием управляющих плоскостей, что они намного меньше, чем у любой крылатой ракеты и сопоставимы с аналогичными деталями «Искандера».

Именно из этого многие эксперты сделали выводы о том, что YJ-21 это баллистическая ракета с гиперзвуковым блоком. Аэродинамические плоскости на этих ракетах при существующих скоростях не играют такой роли, как у крылатых ракет. Это обусловлено значительно большими скоростями, на которых для маневрирования вполне достаточно небольших плоскостей и газодинамических рулей. Это опять же, ссылаясь на наш «Искандер».

Ссылки на «Искандер» - это нормально, но Китай прошел свой путь к YJ-21. И основной вехой на этом пути стала ракета CM-401.


Это противокорабельный вариант экспортной оперативно-тактической ракеты BP-12A от концерна «China Aerospace Science & Industry Corporation Limited» (CASIC).

У СМ-401 была заявлена дальность от 15 до 290 км, но тут не все красиво. Лукавость в определенных случаях – для китайской стороны все. В нашем случае эти заявления должны были придать ракете соответствие границам режима контроля за ракетными технологиями. Однако здесь изюминка в том, что Китай не подписывал документов и не состоял в РКРТ. В 2004 году Китай подал заявку на вступление в РКРТ, пообещав соблюдать все правила, но члены не предложили Китаю членства из-за опасений по поводу стандартов экспортного контроля Китая. А потому на деле реальная дальность полета китайских ракет могла быть и больше. В любом случае, никто не проверял из западных экспертов, все выводы делались, скажем так, на основании собственных наблюдений.

А СМ-401 могла лететь на расстояние до 300 км со скоростью до 6М. Их запускать ее можно было с комплекса берегового базирования как раз на автомобильном шасси 8х8.

Но СМ-401 – это 2018 год, а на дворе у нас 2022-й. И очевидно, что работа была проделана весьма и весьма достойная.

Кто больше все и пристальнее всех следил за китайскими разработками – естественно, США. Именно американцы прекрасно понимают, чем китайцы ответят на выход АУГ в сторону границ КНР или зон влияния типа искусственных островов.

Между тем, еще в марте 2022 года в Конгрессе США прозвучал доклад о китайских испытаниях баллистических ракет, которые были созданы именно для доставки к целям гиперзвуковых боевых блоков. Речь шла о DF-17, баллистических ракетах средней дальности, оснащенных именно такими планирующими гиперзвуковыми боевыми частями.

В докладе прозвучала цифра возможно дальности эффективного действия – 2 500 км. Но даже если американцы и немного ошиблись в своих выкладках, и реальная дальность несколько меньше, около 1 500 км, это все равно весьма и весьма приличная дальность.

Скажем прямо, такими ракетами можно наносить удары из своих вод, воздушных границ и даже с земли по кораблям, которые будут только на подходе к той же Окинаве. Про любую из 32 американских баз на Окинаве мы просто культурно молчим, потому то в момент пуска ракет судьба военнослужащих на этих базах будет решена.

Сегодня США не располагают пока мобильными комплексами, которые способны перехватывать и уничтожать гиперзвуковые глайдеры, потому все эти демонстрации Китая в первую очередь адресованы именно американцам.

Понятно, что в вероятностном споре Китая и США весь упор будет сделан именно на корабельные соединения, как средство доставки силы в регион. И здесь США, которые до сегодняшнего времени имели некоторое преимущество за счет количества ударных кораблей и ударных же самолетов на этих кораблях, могут быть поставлены в ситуацию, когда НОАК КНР с относительно безопасного расстояния будет наносить удары по американским кораблям, которые просто окажутся беззащитными перед гиперзвуковыми ракетами.

Да и на Тайване тоже стоит задуматься, можно ли считать панацеей от всех бед ЗРК «Пэтриот». Очень сомнительно, что можно.

Столь же уязвимы окажутся и АУГ флота США, причем, если показанные авиационные и надводные корабельные носители этого оружия еще можно как-то отследить, то в случае размещения таких ракет на комплексах наземного базирования и на подводных лодках, о чем вслух китайская сторона пока не говорит (хотя китайская сторона вообще предпочитает молчать), значительно усилит мощь НОАК в противостоянии с ВМС США.

И в плане ответа США тоже пока отстают от России и Китая. Разработка таких видов вооружений идет очень медленно, и я бы сказал – неуверенно. Оказаться в положении отстающей стороны для США не то чтобы смерти подобно, нет. Но пересматривать свою тактику в том же Азиатско-Тихоокеанском регионе американцам в свете последних событий все равно придется. Очень сложно диктовать свою волю в регионе другим, не являясь при этом сильнейшим.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх