Чехия выставит России счет в размере 1 млрд крон (примерно $47 млн). В такую сумму в Праге оценили ущерб от взрывов во Врбетице в 2014 году, в причастности к которым чешские политики обвиняют российские спецслужбы.
«Самый верный путь, который, по-видимому, является путем международной компенсации, в соответствии с международным правом, потому что если мы пойдем по пути, например, компенсации ущерба, связанного с уголовным судопроизводством, это будет очень долго», – заявила министр финансов республики Алена Шиллерова в эфире Чешского телевидения.
При этом, по ее словам, сумма неокончательная, свои претензии еще могут выдвинуть власти непосредственно пострадавшего региона. При этом они могут потребовать еще и компенсацию морального вреда, и компенсацию за невозможность использовать имущество, поскольку освобождение от разлетевшихся боеприпасов пострадавших районов все еще окончательно не закончено.
Ну классно, может, еще семьи пострадавших что-то потребуют? И вообще, чего мелочиться-то? Можно, например, выставить счет за неоказанные высланными из России дипломатами услуги. И потребовать компенсировать зарплаты фактически оставшимся без работы сотрудникам. Ну и каждому лично возместить моральный ущерб и страдания от прерывания любимой работы.
А в ухо вам не плюнуть жеваной морковкой, братья-славяне?
В последнее время желающих что-то стрясти с России прибавляется. Уже почти 30 лет норовят получить компенсации страны Прибалтики за якобы «советскую оккупацию». Напомню, в этих странах все эти годы работают комиссии по подсчету ущерба – непонятно, правда, на какие деньги (вернее, понятно, что они их планируют тоже с нас стрясти). Правда, реальные деньги периодически заканчиваются, потому эти комиссии время от времени работу прекращают, чтобы при улучшении экономической ситуации ее возобновить. Понятно, что результаты работы постоянно меняются и цифры растут.
К примеру, Латвия насчитала аж 300 млрд евро. Запросы остальных пока скромнее: Литва хочет получить с России 28 млрд, а Эстония – «всего» 1,2 млрд. При этом, очевидно, в Риге, Вильнюсе и Таллине думают, что поодиночке они добиться от Москвы ничего не смогут, а вот коллективно… Потому еще шесть лет назад министры юстиции трех республик подписали меморандум о сотрудничестве, подразумевающий координацию деятельности по взысканию с России «ущерба за советскую оккупацию».
Так что чехам остается сказать одно: в очередь!
На самом деле, в Прибалтике тоже не совсем дебилы и прекрасно понимают, что ни по одиночке, ни все вместе ни 200 миллиардов, ни 3 евро они от России не получат, разве что от мертвого осла уши. Но отказаться от требований не могут, ибо это часть их столь старательно выстраиваемой 30 лет национальной мифологии, в которой раз есть «оккупация», то прощать ее нельзя. И надо требовать компенсацию даже тогда, когда всем абсолютно ясно, что это бессмысленно. Иначе подрывается сам миф об «оккупации».
В общем, с этими-то все давно понятно, но чехи-то куда?
Да, исходя из «оккупантской» логики, почему бы чехам не потребовать компенсаций «за подавление Пражской весны»? Ну и что, что это было в 1968-м? Прибалтов вон «оккупировали» аж в 1940-м. Да и после выдвижения обвинений в событиях семилетней давности, наверное, ничему не стоит удивляться.
Сначала могло показаться, что это мнение одного-двух буйных политиков, которые твердо решили обуздать лошадку русофобии и гнать на ней столько, сколько получится. Но слова Шиллеровой фактически ранее подтвердил глава МИД Якуб Кулганек, который уже говорил, что Прага может потребовать от России извинений или материальную компенсацию за разрушения от взрывов во Врбетице, не называя конкретной суммы. Однако он обозначил срок подачи заявки на компенсацию – в течение ближайших недель или месяцев.
В чешских СМИ вопросы компенсаций обсуждают всерьез. Правда, приходят к неутешительным выводам, что добиться их все же нереально. «Обычно споры между странами решаются в Международном суде ООН в Гааге. Но это происходит лишь тогда, когда обе стороны добровольно соглашаются разбирать там вопрос. От России потребовалось бы признать, что спор существует и согласиться рассматривать его в суде. Но этого никогда не произойдет. Россия никогда не признает, что несет ответственность за взрывы и не допустит судебного разбирательства», – сетует сотрудник кафедры международного и европейского права университета имени Масарика в Брно Филип Кржепелка.
Все же надо понимать, что, в отличии от вечно побирающихся прибалтов, у чехов тут совсем иная мотивация, которая вполне может толкнуть их на вполне конкретные антироссийские шаги. Чехия – страна, экономически более развитая, чем вся Прибалтика, вместе взятая, Болгария, Румыния или даже Польша, и вес в Евросоюзе у нее больше, так что головную боль они нам организовать могут.
Обратите внимание, как они ведут себя даже на европейской арене. На днях чешский премьер Андрей Бабиш обратился к руководству других стран Евросоюза с призывом выслать хотя бы по одному российскому дипломату в знак солидарности с Чехией. «Мы всегда должны понимать, что, когда одно государство-член подвергается нападению, это фактически нападение на всех. Я попросил, чтобы они рассмотрели вопрос о высылке по крайней мере одного дипломата», – сказал Бабиш.
И ведь он обращается не к прибалтийским лимитрофам, Болгарии или Польше, а ко всему ЕС, в том числе к Германии и Франции. И если не в приказном тоне, то уж в крайне настойчивом. Сегодня Чехия – это центр европейской русофобии, страна, которая фактически управляет политикой всего ЕС на российском направлении, как несколько лет назад после инцидента со Скрипалями делала Британия.
При этом в обоих случаях обвинения буквально шиты белыми нитками и абсурдны изначально, но их обсуждают, их поддерживают, не требуя никаких доказательств. Так что относиться к Чехии как к очередному восточноевропейскому лимитрофу, который по приказу «хозяина» дежурно облаял Россию, и считать, что эта истерия скоро спадет, было бы слишком легкомысленно.
Кроме того, если верить различным неофициальным расследованиям, российские элиты могут иметь с Прагой намного более тесные связи, чем мы сегодня знаем. К примеру, авторы Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) еще два года назад пришли к выводу, что объем средств, осевших в Чехии в рамках так называемой прачечной «Тройка» составил 232 835 724 евро. Если это даже приблизительно так, то чехи при желании могут устроить Москве проблемы.
Другой вопрос, что это уже будет переход красной черты (хотя для виду в порядке «возмещения вреда» они и впрямь могут арестовать какой-нибудь несерьезный российский актив).
Это может оказаться особо актуальным накануне парламентских выборов, которые состоятся в Чехии 8-9 октября. Тут надо понимать, что «российский кейс» будет на них активно использоваться и что до дня голосования «российская тема» из чешской политики совершенно точно никуда не уйдет. Напротив, стоит ожидать новых абсурдных обвинений со стороны чешских политиков, которые, как и политики по всей Европе, решают свои проблемы за наш счет, используя Россию как страшилку.
В Восточной Европе (как и во всей Европе, ну, пожалуй, кроме сербов), у нас нет друзей, это пора осознать. Но есть люди, с которыми можно и нужно работать. Типа того же чешского президента Милоша Земана, местных евроскептиков или откровенных русофилов из числа националистов и коммунистов. Или бывшего премьера Словакии Роберта Фицо, который недавно, поздравляя соотечественников с Днем Победы, заявил о том, что в словацких элитах существует «чудовищная русофобия». Фицо можно понять – он левый, и для него любые нападки на СССР и Россию равны нападкам на социализм и его партию. При этом Фицо отнюдь не евроскептик и выступает за прагматичные отношения и с Вашингтоном, и с Брюсселем, и с Москвой.
Есть и такие политики, как глава МИД Словакии Иван Корчок, который призвал ЕС остановить негативную спираль развития отношений с Россией. Этот человек, в отличии от Фицо, не имеет реноме «друга России», но нам сегодня важен любой голос разума, звучащий в Восточной Европе, отношения которой с Россией деградируют на глазах.
При этом стоит четко осознавать, что и Чехия, и Словакия, в отличии от той же Польши и стран Прибалтики, неоднородны как в своей русофобии, так и по другим важным аспектам внешнеполитической жизни. Однако тренд на русофобию есть, он серьезный и его будут развивать. А в Словакии просто привыкли ориентироваться на чешский истеблишмент, чешские СМИ, так что там всегда будут стараться идти в одном фарватере с чехами.
Обвинения Праги в адрес Москвы безосновательны и похожи на «бесконечную внутреннюю возню», – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Да, это так. И надо понимать, что эта «возня» – всерьез и надолго. Похоже, русофобы в Чехии всерьез возомнили себя крутыми даже без поддержки Брюсселя и Вашингтона. Способными вести себя безнаказанно с Россией. Иначе не было бы этих абсурдных требований.
И, повторю, не в том дело, что кто-то верит в возможность получить «компенсации», а в том, что небольшая восточноевропейская страна внезапно почувствовала, что может «уделать» сверхдержаву на международной арене, диктовать повестку всему ЕС. Увы, русофобия – это опасный наркотик, подсев однажды на который, слезть потом трудно. Заразить ею элиты небольшой страны можно быстро, а вот лечение будет долгим и болезненным.
Вот это и есть ключевое слово – болезненным. Поэтому Москве тут необходимо атаковать. Оправдываться в большой политике вообще недопустимо, а ведь Чехия уже по факту навязала нам свою повестку – мы вынуждены оправдываться. Прага должна понять, что русофобия – это больно. Как это уже почувствовали страны Прибалтики, чья рыбная промышленность практически уничтожена, а порты, откуда российские грузы давно ушли, готовятся к похоронам. Те, кто делает свой политический капитал за счет России, должны понимать, что завтра их избиратели за это могут с них спросить.
И, разумеется, должны быть ликвидированы все потенциальные «болевые точки», чтобы чешские власти, даже если бы захотели «прищемить» у себя какого-нибудь представителя российских элит, арестовать что-нибудь, не смогли бы сделать это за неимением предмета обсуждения. Если же не отвечать, а только отмахиваться, через несколько лет Чехия (а с ней и Словакия) могут превратиться во вторую Прибалтику и тоже выставят счет и за «советскую оккупацию», и еще за что-нибудь…
Свежие комментарии