На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Фадеев Сергей
    Всё правильно, не хотят жить по зконам РФ, гнать их всех "поганой" метлойЗвериная ярость: ...
  • Лидия Лидия
    Жаль, что нельзя за смерть наказать тоже смертью...Звериная ярость: ...
  • Евгений Алексеенко
    Это власть довела РФ до такого состояния,что русских убивают,стыд и позор гаранту.После ударов ножом 17-летний Игорь ...Звериная ярость: ...

Жирона – город музеев и легенд

Жирона – город музеев и легенд
Вход в музей-сокровищницу кафедрального собора Святой Марии Жиронской, где хранится множество уникальных памятников старины. Фото catedraldegirona.cat

«Кто не целует зад леона,
тот не настоящий гражданин Жироны».

Местная поговорка

История и культура. Мы продолжаем наш визит в город Жирону, тем более что читатели ВО одобрили нашу первую экскурсию в этот город, насквозь пропахший историей. Сегодня мы сделаем так: иллюстративная часть будет посвящена самому известному в городе музею (потому, что обо всех его музеях в одной статье просто не расскажешь), а сам текст – легендам этого города, которых на удивление очень много.


Ларец-реликварий из слоновой кости и серебра. Фото автора

Поскольку мы на ВО, то легенды в основном будут военного содержания, но пару легенд мы приведем, как образец совершенно безудержной человеческой фантазии. Итак…


Шкатулка Хакама II. Это андалузская серебряная шкатулка, была создана в эпоху Омейядов, в Кордове между 974 и 976 годами. Она очень хорошо сохранилась; и каждая из её деталей, вплоть до мельчайших, представляют собой свидетельство исключительной ценности, так как показывает нам, как работали мастера того времени. Это предмет роскоши высочайшего качества, доступный лишь немногим, и очень важный подарок, который халиф Хакам II преподнес своему сыну. Некоторое время она стояла в главном алтаре Собора, пока не стала частью музейной экспозиции. Фото catedraldegirona.cat

«Откуда у Каталонии флаг?»


Все знают легенду, что… Карл Великий погрузил пальцы в кровь некоего рыцаря, провел по его золотому щиту четыре полосы, и так родился первый в Европе герб. В наиболее полной форме её записали в XV веке, и никто позднее в её правдивости не сомневался. Но есть разные варианты предания, в которых называются имена или императора Людовика I Благочестивого, или же короля Карла II Лысого, а врагами их указываются то мавры, то нормандцы. Причем известно, что данное эпохальное для геральдики событие имело место в 897 году от Рождества Христова, хотя сам Карл Великий в это время давно уже опочил.


Это полихромная алебастровая статуя, которой мы можем любоваться сегодня в музее жиронского собора. Считается, что это оригинальное изображение Карла Великого. Так что его жиронский образ есть настоящий уникум в области наших знаний о каролингской эпохе. Фото catedraldegirona.cat

В этот год Гифред Волосатый – граф провинций Жироны-Бесалу и Барселоны умер от смертельных ран, полученных в бою, когда испанцы сражались вместе с франками. И вот правитель франков, придя к нему умирающему в палатку, преподнес ему гербовый щит, покрытый золотом, а уж потом, взяв своей рукой руку Гифреда, провел по нему четыре вертикальных линии. Так эти четыре полосы Гифреда I Волосатого и стали гербом его семьи, а затем гербом Барселоны, и перекочевали на её флаг, считающийся одним из наиболее древних не только в Европе, но даже и во всем мире.

Однако выяснилось, что четыре полосы на щите – это герб графа Барселоны Рамона Беренгера IV (середина XII века), а в качестве герба страны его стали использовать лишь при короле Арагона Альфонсо II в конце XII века. Что не удивительно, ведь в 897 году никаких гербов ещё не существовало. Флаги были, но не гербы! С другой стороны, получается, что у Жироны изначально было столько же прав на этот герб, сколько и у Барселоны. Вот как!


Уникально древняя рукопись «Благословение Жироны» из 284 листов, написанных вестготским письмом, и датируемая 975 годом. Мы знаем это благодаря тому, что на последней странице записаны дата и авторы. Происходит из монастыря Табара (Самора). Миниатюры – работа монаха Еметерия и монахини Эн, которая считается старейшей задокументированной художницей. Фото catedraldegirona.cat


Кольцо графини Эрмессенды. Камень на нем – халцедон, а её имя вырезано на нем как на латыни, так и на арабском языке задом наперед, то есть кольцо служило печатью. Фото catedraldegirona.cat

Рим спасли гуси, а Жирону – мухи!


История Жироны настолько переплелась с вымыслом, что отличить, где правда, а где вымысел, практически невозможно. Так, покровителем Жироны и её высокочтимым святым был святой Нарцисс. Однажды он спас Жирону от французского шпиона-отравителя, который бросал в колодцы какую-то заразу, вызывавшую чуму. Но воду Жироны отравить он не смог, потому что явился ему Св. Нарцисс и усовестил негодяя, после чего он попытки свои оставил.

Но вообще-то, жиронцы постоянно воевали с французами, потому что граница Франции от Жироны находится совсем рядом. В 1285 году (это исторический факт, летописцы его зафиксировали) французы во главе с королем Филиппом III Смелым в очередной раз напали на этот город и сумели захватить церковь Сан Фелиу на берегу реки, в которой был погребен Святой Нарцисс.

Зная о том почитании, которым среди горожан окружена его могила, и в наказание за непокорность французы решили ее осквернить. Но едва только они открыли его гроб, как из него вылетели зеленые мухи, большие, как желудь, да ещё и с огромными жалами. Они тут же набросились на французов и их лошадей и начали их жалить, причем укусы оказались смертельными. Люди начали погибать в страшных мучениях, вдобавок ко всему среди французов началась эпидемия, от которой погибли 24 тысячи человек, включая и самого короля Филиппа III.


«Улица мух». Фото автора


Эффигия графини Эрмессенды. Фото catedraldegirona.cat

Кстати, перед нами прямо-таки готовый сюжет для совершенно нового НФ-романа. Выводятся генетически обновленные пчелы, которые кусают только чернокожих или людей, в большом количестве пьющих виноградное вино или, напротив, плохо переваривающих спиртное. Причем укус вызывает очень сильное отравление, а часто даже и гибель укушенного. Ну и часть улетает из лаборатории, спаривается с обычными пчелами, и новые суперпчелы (или супермухи!) начинают всех кусать…

Святой в чине генерала!


Надо ли говорить о том, какое сильное впечатление произвело это чудо на жителей города. Тем более что их сами-то эти зловредные мухи не кусали! Говорят, что «мухи Св. Нарцисса» впоследствии ещё несколько раз приходили им на помощь, так что даже стали символом города! В нем есть «Улица мух», на стенах домов которой можно увидеть их реалистические изображения. Когда Наполеон начал войну в Испании, мухи почему-то не появились, но в итоге победу над французами все равно приписали им.

В итоге Жирону французам взять так и не удалось (вернее – взять-то они её взяли, но эта их победа оказалась равносильной поражению!), а вот Св. Нарциссу благодарные жиронцы в результате присвоили звание генерала. И это реальный и, наверное, единственный в истории факт, когда святой удостоился генеральского звания.


«Великий день Жироны (Большая битва за Жирону)». Рамон Марти-и-Альсина (1826–1894). Национальный музей искусства Каталонии

Горгулья по имени Ведьма


Весьма забавная легенда связана с горгульей по имени Ведьма. Горгульи – скульптурные изображения всякой нечисти, служили для украшения христианских храмов на Западе, и они же нередко использовались в качестве водостоков. Так вот эта самая Ведьма – единственная на весь храм Св. Девы Марии горгулья в человеческом обличье.

Жиронцы говорят, что когда-то эта самая ведьма, а может быть, просто грубая женщина, жила рядом с храмом, кидалась камнями в его прихожан и осыпала их проклятиями. Инквизиции тогда, видимо, ещё не было, либо она была занята более важными делами, но утихомирить скверную женщину никак не удавалось.

И тогда ведьму наказали высшие силы: под звон колоколов она превратилась в камень, а жители Жироны в память об этом чуде превратили каменную ведьму в водосток. Рот у нее и сегодня широко открыт, вот только льются из него не богохульства, а чистая вода. В такое вот неловкое положение недальновидная ведьма поставила себя своим нечестием.


Горгулья-ведьма. Фото catedraldegirona.cat

«Жиронская волчица-львица»


Около одного из мостов через реку Оньяр стоит каменный столб, а на нем сидит кошка. А к столбу пристроена железная лесенка. Пока я размышлял, к чему бы это, подъехал туристический автобус, вышли оттуда наши русские туристы, и гид стала громко им объяснять, что есть поверье, что у того, кто поцелует её в зад, обязательно исполнится загаданное желание. Тут вся группа выстроилась в очередь и стала целовать руки самим себе, а поцелованное место прикладывать к кошкиной заднице – не гигиенично ведь иначе-то…

Тут и я к ним простроился, но внутренний голос мне сказал, что целовать – так уж целовать, что я и сделал. Ну и желание загадал, чтобы исполнилось через два дня после возвращения домой! Тут к нашему гиду подошел один местный житель и по-английски объяснил, что надо делать вот так, как этот сеньор и показывает в мою сторону.

«Перецеловывать не будем!» – громко заявила гид, и автобус тут же уехал. А я обрадовался и постарался узнать об этой кошке побольше. И оказалось, что… никакая это не кошка, а волчица-львица!


Жиронский «леон» на столбе. Фото автора

Легенда утверждает, что, когда весь город помещался у самой реки Оньяр, разбойники грабили идущих к нему путников у самых городских стен. Но некий человек приручил волчицу и выдрессировал ее так, что при виде разбойников она начинала выть, то есть подавать сигнал охране, и воины шли за ворота и путников спасали. Но потом она умерла, и жители решили в память о ней поставить столб, изобразив на нем эту волчицу, несущую дозорную службу. Но как изобразить то, чего никогда не было, ведь волчица не сидела на столбе?

Так идея и умерла. И к XIII веку легенда претерпела столь глубокие изменения, что теперь уже не волчица охраняла город, а львица! Хотя откуда та могла взяться у стен Жироны – совсем непонятно. Однако львица – это… львица, и памятный столб в итоге ей поставили. Но так как и львиц в городе никто никогда не видел, то и львица на столбе получилась более всего похожей на кошку, причем довольно тощую.


Подсвечники в музее совершенно потрясающие! Фото автора.


Вот один из них. Целиком из серебра. Фото автора

Сначала фигуру львицы установили низко, чтобы тем, кому приходилось поцеловать ее в пятую точку, нужно было вставать на колени. Но затем её подняли на высоту примерно 1,8 м, и теперь чтобы коснуться ее, нужно было вставать на цыпочки, да еще и с вытянутыми вверх руками.

Этот жест стал своеобразным ритуалом и должен был сопровождаться фразой: «кто не целует зад леона, тот не настоящий гражданин Жироны» (no es un buen ciudadano de Girona quien no besa el culo de la Lleona). Но есть и другая версия: «кто не целует в зад волчицу, в Жирону тот не возвратится» или «кто не целует львицу в зад, не вернётся к нам назад». Поскольку я поцеловал, то… на возвращение в Жирону надеюсь.

Когда крокодилы летают, но низко!


Все знают армейский анекдот про крокодилов, летающих низко. Но для жиронцев летающий крокодил является персонажем популярной легенды. Хотя и не совсем крокодил, а кокольона – фантастический гибрид крокодила и бабочки (на каталонском наречии cocodrilo – крокодил, papallona – бабочка). История, надо сказать, просто душераздирающая.


Прекрасный алтарь Святой Елены. Кафедральный музей

Опять же, было так, что на реке Оньяр стоял женский монастырь. Но обитавшие в нем монашенки твердостью в вере не отличались и предавались утехам. Все, кроме одной. Но над ней, проявлявшей немалую твердость в вере, все потешались и даже заточили бедняжку в подземелье. Там она почему-то превратилась в крокодила.

Но душа ее была столь чиста, что у нее выросли… крылья бабочки. Получилась кокойона – гибрид крокодила и бабочки, и эта самая кокойона прорыла из своей камеры подземный ход и выбралась через него на свободу. И стала жить в реке, где, как принято считать, живет до сих пор и ночами летает низко над водой. В память об этом чуде одну из горгулий собора Св. Девы Марии сделали в виде кокойоны.

Много разных существует городских легенд, но надо же придумать такое – бабочка-крокодил. Затейники и фантазеры эти жиронцы! Но самое забавное, что загаданное желание в итоге сбылось, причем именно спустя два дня после возвращения домой!


А вот это знаменитый ковер «Сотворение мира» (Музей кафедрального собора Св. Девы Марии). Рассказ об этом совершенно уникальном памятнике истории ещё впереди… Фото автора

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх