На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Святыни острова Кипр (часть 1)

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»

(Евангелие от Марка 16:15).

Вряд ли кто-нибудь станет отрицать огромное влияние религии на общество. И то, что одни места на нашей планете оказались «регигиознее» других, хорошо известно каждому, в том числе даже людям неверующим. По разным причинам такое случилось, но случилось. Есть такие места у синтоистов, буддистов, мусульман, католиков. Есть они, естественно, и у православных. Есть даже термин такой – «намоленное место», то есть это место, где люди во много раз больше, чем в других местах, обращались с молитвой к Всевышнему. К таким местам относятся храмы, монастыри, земли, на которых они расположены, и даже целый остров Кипр, который иногда даже называют «островом святых», так много на нем разных храмов, построенных в честь угодников Божиих. А поскольку сегодня в России христианская вера вроде бы как переживает свой новый расцвет, то об этом надо знать. И об этом мы вам сегодня и расскажем. Конечно, логичнее было бы написать об этом по «горячим следам» году так в 2015-ом, но одним из моих недостатков является то, что хорошо пишется мне только под настроение. Которое должно соответствовать теме. И прошло много времени, прежде чем «звезды сошлись» и… появился вот этот материал. Впрочем, лучше уж поздно, чем никогда!


Первая кипрская церковь, с которой мне удалось познакомиться. Увидел на холме. И такой она мне показалась красивой, что сел на автобус и поехал. Вышел, а она – вот такая, словно из сказки. Внутри – никого (жаркий уж очень был день!), заходи, смотри. Из стены течет очень холодная вода и рядом стаканчики – бери пей. И росписи… Потрясающие! И ведь видно, что и церковь новая, и росписи новые, и все равно – очень красиво. И все каноны соблюдены! Наши церкви тоже очень красивы, величественны, фундаментальны, а уж «Василий Блаженный» - вообще нечто, но эти тоже красивы по-своему...


Эта же церковь с другой стороны.


А вот так она выглядит изнутри!


Св. Варвара.


Роспись купола.


И резьба там очень красивая…


А еще в греческой церкви не стоят, а сидят. Ничто не должно отвлекать верующего от общения с Богом, никакие физические неудобства!

Для начала познакомимся с историческими фактами. В соответствии с ними христианство на Кипр принесли Святые Апостолы Павел, Варнава и Марк. Однако еще до их прибытия на остров здесь уже были отдельные христианские общины. Книга «Деяния Апостолов» говорит нам, что святые апостолы Павел и Варнава обошли весь остров, то есть провели на нем немалое время. Интересно, что епископом христианской общины на нем был сам святой Лазарь, ну, тот самый, которого воскресил сам Иисус Христос. На острове родилось немало святых, а Автокефалию Кипрской Церкви утвердили еще на Третьем Вселенском Соборе. И хотя случилось это очень и очень давно, греки-киприоты до сих пор народ очень набожный и благочестивый. Здесь и сегодня высится множество храмов, как старых, так и совсем новых, которые в воскресные и праздничные дни наполняются молящимися. Причем в одной небольшой деревушке может быть сразу несколько храмов и никого это не удивляет.


Одна из таких «береговых» часовен!

В Айя-Напе часовни стоят прямо вдоль берега в шаговой доступности от пляжей. Так что можно искупаться, потом принять пристойный вид и помолиться Господу. Или наоборот: сначала помолиться, а уж потом искупаться. Среди святых на Кипре одним из самых почитаемых считается святой великомученик Георгий Победоносец, за ним идет праведный Лазарь Четверодневный, мученик Мамант, живший на горе в пустыне, великомученик Харалампий, замученный в 202 году, а также мученики Тимофей и Мавра, мучительство над которыми было учинено в 286 году.

Святыни острова Кипр (часть 1)

Собор Св. Николая XIV в. в Фамагусте практически копия Реймсского собора, только желтого цвета. Внутри – мечеть. Слева – минарет!


Собор св. Георгия в Фамагусте. Сами греки шутят, что тут просто не к чему пристроить минарет, а то бы турки его пристроили!


Эти же руины, но с другой стороны. Вокруг все очень цивилизовано, не так ли?

В 1974 году северную часть острова оккупировали турецкие войска. Множество христианских храмов было тогда осквернено, а многие и разрушены. Часть из них, включая и древние соборы, турки превратили в мечети и даже в развлекательные центры. Многие христиане, как и века тому назад, приняли мученическую смерть от рук своих же местных турок-односельчан и турецких солдат. В последнее время, однако, церкви в ряде сел восстановлены и власти уже не чинят препятствий православным христианам, как это было еще пару десятилетий назад.

Ну, а теперь последует рассказ о православных храмах и святынях острова Кипр на основе, так сказать, личных впечатлений.

Ларнака. Храм святого Лазаря

В храм святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китиона – так в древности называлась Ларнака, я тоже попал совершенно случайно. Другое меня там интересовало, но когда я его увидел, то понятно, что направились в «это здание» всей семьей. И оказалось, что само слово «ларнак» по-гречески означает «саркофаг», а в храме этом наверху находятся мощи этого святого, а в подземной крипте – его гробница. Там же, в крипте, есть и святой источник. Обретены были мощи святого еще в XIX веке здесь, в Ларнаке, где их нашли в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, друг Христа». Затем над его гробницей построили храм в старинном и редком архитектурном стиле. Иконостас не такой древний, всего-то XVIII века. Но мастерство его изготовления является одним из лучших образцов резьбы по дереву, которую только можно найти на Кипре. В нем 120 икон XVIII века, византийского письма. Есть и более старинные иконы. Ну, а русский паломник может сразу заметить там большую икону Пресвятой Богородицы, написанную иконописцами из России.


Храм св. Лазаря находится совсем недалеко от набережной Ларнаки и расположенного в конце ее форта… Вот она – «дорога к храму».


А вот он сам, многократно перестраивавшийся.


Икона Пресвятой Богородицы в серебряном окладе.


А еще там висит потрясающего размера и красоты люстра, а стены сложены из разнокалиберных по размеру и иногда очень даже больших каменных блоков, положенных на известку.

Во время оккупации острова франками храм был превращен в Бенедектинский монастырь, потом он стал принадлежать армянским римо-католикам. В 1570 году Кипр захватили турки, но в 1589 году они возвратили ее православным. А римо-католикам разрешили два раза в год совершать там службу в маленькой часовне, примыкавшей к его алтарю с севера. Но в 1794 году их этой привилегии лишили, так как католики стали предъявлять претензии уже на весь храм. Интересно, что следы былого католического присутствия заметны здесь и поныне.


Следы готической архитектуры.

Византийский император Лев VI Мудрый приказал часть мощей святого Лазаря перевезти в Константинополь, но на Кипре остались череп святого и пара берцовых костей. Ну, а мощи из Константинополя была затем похищены крестоносцами, которые увезли их на Запад. Кстати, четырехдневным его называют потому, что мертвым он был именно четыре дня, и лишь после этого его воскресил Христос. Случилось это в субботу шестой недели Великого поста, которую с тех пор называют Лазаревой субботой. Многие люди тогда, видя воскрешенного Лазаря, уверовали в Господа. А вот злобные иудеи решили Лазаря убить, из-за чего он и уехал на Кипр, где прожил еще 30 лет, много потрудившись на благо распространения христианства на острове. И здесь он уже окончательно помер вторично. И никого рядом, кто бы мог его оживить, не нашлось!


Алтарь храма, а вот справа рака св. Лазаря. Видите, этот «серебряный сундук»? Вот это она самая рака и есть.

Оказавшись в храме, мы первым делом обратили внимание на раку с мощами святого. В ней было отверстие, из которого наружу выступал коричневый свод черепа. Все подходили и держали над ним руку, после чего утверждали, что чувствуют «поток энергии». Дочь и жена тоже его почувствовали, а вот моя безгрешная внучка и я сам не почувствовали ничего. После этого мы спустились в подземелье, куда больным клаустрофобией лучше не заходить. Там была целая семья эфиопов, которые пели, молились и почему-то все время клали поясные поклоны. Черные эфиопы в полутьме, да еще в белых одеждах… Словом, очень хотелось сказать: «Эфиоп, твою мать, зачем людей пугаешь!», но, увидев такое религиозное рвение, промолчал. К тому же было удивительно, как это люди могут сгибаться под углом в 90 градусов столько раз подряд.


Так выглядит подземелье и долго в нем, по-моему, может находиться только ненормальный!

Рядом с храмом есть интересный, просто очень интересный музей, но вот фотографировать мне в нем не разрешили. Здесь выставлены древнейшие иконы с изображением этого праведника и других святых, а также прекрасная церковная утварь. Только здесь вы сможете увидеть редкий образ святого Лазаря, написанный в XII веке (святой на иконе изображен в архиерейской одежде). На другой иконе он изображен, благословляющим самого императора, с Евангелием в левой руке. Впрочем, икон в музее великое множество: и древние византийские, и поствизантийские. Экспонируются здесь и старинные богословские книги, документы, и одно из древнейших Евангелий.

Продолжение следует…
Автор: В.О.Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх